Україна

Вскоре горючее на украинских АЗС может подорожать на 1,8 грн. за литр

20:00 — 13 березня 2013 eye 4714

Уже несколько месяцев стоимость горючего на украинских АЗС остается стабильной. Но вскоре ситуация может измениться, и цены вновь пойдут вверх. Правительство в очередной раз пытается ввести пошлину на экспорт нефтепродуктов. Правда, в этот раз только на горючее из Белоруссии.

На днях четыре украинских нефтеперерабатывающих завода (НПЗ) подали жалобу в Министерство экономического развития и торговли с просьбой возбудить антисубсидарное расследование в отношении импорта нефтепродуктов из Белоруссии. Документ уже зарегистрирован министерством. Любопытно, что ранее бланки этой жалобы были разосланы руководителям заводов аппаратом вице-премьер-министра Украины Юрия Бойко.

В документе говорится, что Белоруссия предоставляет своим нефтепереработчикам шесть типов субсидий на общую сумму более 180 долларов за тонну нефтепродуктов. Именно такой пошлиной и предлагают обложить импорт топлива из Белоруссии.

Большинство специалистов считает, что жалобы нефтепереработчиков необоснованны, а ограничение на поставки топлива из Белоруссии будет иметь негативные последствия.

— Белорусские нефтепродукты выигрывают в конкуренции с украинскими не потому, что их НПЗ субсидируются, — считает ведущий эксперт украинского Центра Разумкова Владимир Омельченко. — На самом деле открытых субсидий там нет. Дело в том, что по уровню модернизации и технического оснащения белорусские нефтеперерабатывающие предприятия существенно превосходят отечественные, а нефтепродукты там качественнее и дешевле по себестоимости производства. В этом их конкурентное преимущество. Почему Россия и страны Евросоюза, куда поставляются белорусские нефтепродукты, не проводят такое расследование?

Введение пошлин приведет к подорожанию топлива.

— Мы категорически против подобных мер, — заявил первый заместитель главы Антимонопольного комитета Украины Рафаэль Кузьмин. — Они приведут, во-первых, к тому, что импортеры будут закладывать эти пошлины в цену реализации топлива. Во-вторых, нет гарантий, что Украина не столкнется с дефицитом горючего.

Прокомментировать ситуацию мы попросили директора «Консалтинговой группы А-95» Сергея Куюна:

— По итогам прошлого года доля белорусского бензина и дизельного топлива на отечественном рынке составляла около 40 процентов. Вся эта продукция соответствует стандарту качества Евро-5, то есть последнему евростандарту. Предлагаемая импортная пошлина окажется заградительной — Белоруссия прекратит поставки своих нефтепродуктов в Украину. Им выгоднее станет продавать горючее в Европу. Если поставки белорусского топива прекратятся, то их доля на рынке постепенно будет замещена не столько продукцией украинских НПЗ, сколько импортным горючим из других стран. Причем это будет более дорогое топливо. Полностью ограничить импорт правительству и владельцам заводов не удастся, так как наши устаревшие предприятия не могут наполнить рынок. Они закупают дорогую нефть и выпускают в основном менее качественную продукцию в небольших объемах. Ведь частные компании, купившие НПЗ за копейки и обещавшие их модернизировать, так и не выполнили свои обязательства. Да и доля контрабанды и фальсификата увеличится.

В результате мы получим существенный рост цен и снижение качества нефтепродуктов. По нашим прикидкам литр горючего подорожает в среднем на одну гривню. Хотя, если рассчитывать рост цен пропорционально вводимой пошлине, то подорожание может достичь и 1 гривни 80 копеек.

Обидно, что, как обычно, пострадают простые люди, на чьи плечи ляжет повышение цен. Выходит, правительство в очередной раз пытается за счет сотен тысяч водителей получить дополнительные средства, чтобы направить их владельцам частных предприятий.