Культура та мистецтво

Иван драч: «я все-таки пришел не к евтушенко, а к бондаренко»

0:00 — 17 січня 2009 eye 557

В столичном Доме учителя состоялась презентация романа известного украинского писателя Станислава Бондаренко

Видимо, так выстроились звезды в этот вечер, что и гололед с морозом не помешали многим известным людям сойтись в зале вместе. Собрали их ведущий вечера лауреат Шевченковской премии Мыхайло Слабошпицкий и, естественно, автор романа «От я вся — я свято, або Вiхола лохiв».

- Я был поражен, когда прочитал роман Станислава Бондаренко в журнале «Сучаснiсть». Этот роман — «пост-майданная» реальность, он об утерянных иллюзиях. У него нервная, яркая стилистика. Я открыл для себя действительно крепкого прозаика, — так во вступительном слове охарактеризовал книгу Мыхайло Слабошпицкий. Он также отдал дань художнице Вере Крутилиной, которая тонко почувствовала содержание произведения и отобразила его в трех десятках иллюстраций к книге.

А Иван Драч начал с того, что «вот сейчас здесь, неподалеку, в университете, идет вечер российского поэта и моего друга Евгения Евтушенко, но я все-таки пришел не к нему, а к Бондаренко. Он мне интересен, начиная даже с эпиграфа этого романа — «Чи вартi вождi тих очей на Майданi?» Неоднократно убеждался в небезразличии Станислава к процессам, связанным с нашей культурой».

Васыль Герасимьюк отметил необычайную поэтичность романа, где образная проза будто инкрустирована стихами-палиндромами (перевертышами) одного из героев произведения — Юрка Юродивого, предвидящего события. А кинорежиссер Олег Бийма и его коллега Виктор Гресь на вечере высказали идею создания киноверсии книги. Правда, автор романа, зная финансовое положение нашего кино, в ответ пожелал сперва снять фильм «Тарас Бульба» по давно написанному Гресем блестящему сценарию.

Есть в романе показательный эпизод о человеческом братстве.

Школьный учитель Кузьма Гриб в 1938 году на уроке нарисовал карту, где Восточная Украина была рядом с Западной. Его за такое «искажение истории» быстро разоблачили и арестовали. Учитель уже ждал приговора, светило ему десять лет ГУЛАГа, но тут Сталин оккупировал — присоединил — Западную Украину. Так что судить Гриба было уже не за что. Когда пришли фашисты, Кузьма вместе с женой и своим учеником Павлом организовал партизанский отряд, который быстро увеличивался. Громили Гитлера как могли. А листовки с названием «За вiльну Укра∙ну!» он подписывал так: генерал Верхов. В конце войны сообщили, что ему присвоено звание Героя Советского Союза, а через день арестовали за ту самую «За вiльну Укра∙ну!», ибо в листовке усмотрели национализм. И тут уже десять лет ГУЛАГа были везением. А если бы не жена, которая вовремя нашла одного доброго и влиятельного адвоката — еврея, был бы расстрел! Тот порядочный человек просто знал, что не раз отряд Гриба спасал евреев, когда фашисты вели их колоннами: партизаны, переодетые в немецкую форму, на мотоциклах отбивали по 30-40 пленных и возвращали к жизни.

Эпизод этот не придуман, что подтвердила присутствующая на вечере внучка детского писателя и политзэка Кузьмы Гриба — филолог Нина Гриб.