Україна

Сергей Целовальник: «Если двор большой, но неухоженный, это не повод воткнуть там высотку»

9:00 — 27 березня 2013 eye 2376

Во время прямой линии с читателями «ФАКТОВ» главный архитектор Киева Сергей Целовальник рассказал, что реконструкция кварталов хрущевок, о которой столько говорят в прессе и которой побаиваются киевляне, начнется, как только пойдет в рост экономика. Но в ближайшие годы никаких подвижек не ожидается — нет инвесторов, готовых взяться за долгосрочные проекты. Городу не удается даже завершить начатый девять лет назад проект отселения жителей Соцгорода в Дарнице и запустить разрекламированный проект отселения хрущевок на улице Туполева. Попытки столичной горгосадминистрации найти для этих микрорайонов инвесторов неоднократно проваливались.

А еще многие читатели газеты задавали вопрос: когда же Киев станет наконец городом для людей, а не для машин?..

*Главный архитектор Киева Сергей Целовальник и главный редактор «ФАКТОВ» Александр Швец на прямой линии (фото Сергея Даценко, «ФАКТЫ»)

— Алло! Это прямая линия? Здравствуйте. Меня зовут Николай Павлович. Я живу на улице Набережно-Крещатикской. Хочу узнать: можно будет гулять по набережной Днепра после окончания реконструкции Почтовой площади или нет?

— Сама Почтовая площадь спроектирована так, что станет исключительно пешеходной зоной, на которую можно пройти с улицы Сагайдачного, Владимирского спуска. Транспортный поток будет спрятан в тоннели и не помешает выйти на набережную — к Речному вокзалу.

Сроки завершения работ на Почтовой площади примерно известны — начало лета. Здесь на 70 процентов готова эстакада, по которой транспорт поедет с Владимирского спуска на улицу Набережно-Крещатикскую. На три четверти готов и первый тоннель, уводящий поток машин с Набережно-Крещатикской на Набережное шоссе. Движение транспорта по ним откроют раньше, чем завершат все работы на Почтовой площади.

К лету должны проложить и второй тоннель — для транспорта, направляющегося с Набержного шоссе в сторону Гаванского моста. Этот тоннель будет примыкать к зданию Речного вокзала. Но вот когда завершится реконструкция самого Речного вокзала, который находится в частной собственности, не известно. По проекту там должны быть развлекательные заведения, рестораны.

На обновленной Почтовой площади появятся фонтан, зеленая зона, места для отдыха, и по всей набережной — вплоть до Наводницкого парка — можно будет гулять. Но эту пешеходную зону требуется наполнить содержанием, чтобы людям было удобно и интересно.

Оговорюсь сразу — никаких капитальных сооружений здесь не предусматривается, только намечается обустроить современные легкие атрибуты зон отдыха, не позволяющие, кстати, замусоривать реку. Такой проект сейчас разрабатывается.

— Здравствуйте. Меня зовут Лиза, я студентка. Хочу задать важный вопрос главному архитектору столицы: возможно ли сделать Киев городом для людей, а не для машин?

— И возможно, и необходимо. Строить дорогостоящие развязки для транспорта, расширять дороги- значит, стимулировать приток новых автомобилей, которым через какое-то время опять станет тесно. А город должен быть удобен для пешехода.

В Киеве будем решать проблему кардинально. Прежде всего пешеходными станут центр столицы и Подол. Начнем уже в этом году с Почтовой площади, с улицы Сагайдачного, которую попробуем сделать полностью пешеходной. Затем займемся Контрактовой площадью, которая на 90 процентов может быть пешеходной. За ней, по линии метро, пойдем на Рыбальский остров, который из «умершей» промышленной зоны собираемся превратить в общественный административно-деловой центр.

Чем больше будет в городе пешеходных зон, тем меньше места для машин. Вот, например, улица Воровского — от Львовской площади до площади Победы — де-факто стала пешеходной. 900-метровую дистанцию люди сейчас проходят легко. А если наполнить улицу интересной инфраструктурой, вообще будет здорово!

Посреди днепровских склонов — от Арки Дружбы народов до Аскольдовой могилы — пролегает запущенная прогулочная дорожка, которую собираются превратить в Аллею соборности. Проект уже согласован. После комплексного благоустройства — от дорожного покрытия и лавочек до смотровых площадок и прореживания зарослей, пополнения зеленых насаждений новыми видами деревьев и кустов — появится новая большая и интересная прогулочная зона.

Вскоре хотим объявить конкурс на создание Монумента соборности. Он должен быть значительным, с крупной архитектурной частью (бельведером или ротондой) и хорошей скульптурной группой.

Дальше по прогулочной Аллее соборности, в соответствии с проектом, создадим архитектурные элементы, установим тематические скульптуры. И никакого капитального строительства! Обновляемая аллея расположена на заповедных территориях и предназначена только для отдыха — без всяческих ресторанов и клубов.

— Это Сергей Анатольевич? Здравствуйте, Василий вас беспокоит. Скажите, почему в Киеве под носом у всех высоких инстанций идут незаконные стройки, а власти города их не запрещают?

— На сегодняшний день главные архитекторы всех городов Украины по Закону о регулировании градостроительной деятельности практически лишены влияния на ситуацию. Когда у застройщика есть документы на землю, проект, он обладает юридическим правом. И тогда просто подает декларацию в Госархнстройконтроль (ГАСК) о начале строительства и приступает к работам.

Но, по сути, возводимое здание может быть каким-нибудь уродцем, диссонировать с окружающей архитектурой, нарушать права рядом живущих людей.

Я теперь не имею права закрыть такую стройку, приходится обстоятельно писать в ГАСК, прокуратуру — бывает, они реагируют быстро. Совместно с Киевской горгосадминистрацией мы с переменным успехом боремся с застройщиками и некоторых успели остановить.

Абсолютное позорище столицы — уродливые высотки, построенные во дворах жилых домов на улицах Жилянской, Саксаганского, на Кловском спуске, 7а, Грушевского, 9 и 11, убогая «стекляшка» в центре Львовской, превратившая эту площадь в обыкновенный перекресток, застройка улицы Урловской…

Нельзя было позволять делать подобные вещи в городе — они не отвечают ни планировочной структуре, ни сути нашего старинного Киева, ни интересам его жителей. Если двор большой, но неухоженный, это не повод воткнуть там высотку, чтобы ее жильцы ходили «по головам» тех, кто живет здесь давно.

Свежий пример: скоро откроется новый бизнес-центр «Гулливер» возле Дворца спорта, не представляющий собой ничего достойного с точки зрения архитектуры. Но проблемы он и пристроенная к нему гостиница создали неразрешимые — из-за них теперь практически нет вариантов проезда на Крещатик. А ведь там, в начале бульвара Леси Украинки, и так транспорт стоит, особенно в час пик. Но раньше ведь об этом никто не подумал — ни власти города, отводя участок, ни сами застройщики.

Теперь вот привлекли специалистов, а они однозначно ответили: поздно, сделать уже ничего нельзя.

— Я киевлянка, зовут меня Маргарита Семеновна Руднева, живу на улице Милютенко. Хочу спросить, как вы относитесь к гипермаркетам? Стоящий рядом с нашим домом начал теснить жильцов, отхватывая часть двора под свой склад и парковку. Что же дальше будет?

— Эту проблему решу и вам позвоню. А мое отношение к таким постройкам однозначное: в городе их не должно быть! Во всем мире такие ужасные ангары без окон возводятся за городом или в буферной зоне. В Киеве же с 1997 года повелось строить их в черте города.

Началось все с «Биллы» на Харьковском массиве. Я тогда доказывал, что мега- и гипермаркетам в столице не место! Но убедить чиновников не смог, и теперь возле таких объектов, требующих больших территорий для складов и парковок, всегда возникают транспортные заторы, постоянный шум, что причиняет серьезные неудобства для тех, кто живет неподалеку.

Подготовила Екатерина НОВОСВИТНЯЯ, «ФАКТЫ»