Події

«пассажирам автобуса так повезло, как будто вместе с ними в салоне ехал… Бог», -

0:00 — 20 січня 2009 eye 525

сказал следователь, расследующий причины аварии рейсового автобуса Краснодар-Симферополь. Даже после того, как машина, упавшая с шестиметровой высоты, несколько раз перевернулась и приземлилась на крышу, все 18 пассажиров остались живы

Еще до прибытия «скорой» почти все пассажиры перевернувшегося автобуса, помогая друг другу, выбрались из него. Восемь человек получили травмы легкой и средней степени тяжести. Как сообщил заместитель министра здравоохранения Крыма Олег Стеблий, сейчас в больницах Симферополя и Белогорска, возле которого и произошло ДТП (»ФАКТЫ» писали об этом 16 января), находится четыре человека. С пострадавшими, которые проходят лечение в Центре нейрохирургии Республиканской клинической больницы имени Н. А. Семашко, врачи разрешили поговорить собкору «ФАКТОВ». Правда, ограничили время. После полученных травм больным необходим покой. Людям пришлось пережить сильный стресс.

«Меня спасло то, что я вовремя проснулась и схватилась за кресло»

38-летняя Анна Терентьева из Евпатории ехала из Краснодара домой.

- Я всегда езжу именно этим рейсом, потому что он для меня удобен, — уточняет Анна.  — И водители — хорошие ребята.

- То есть вы не первый раз ехали с этими водителями?

- Очень часто езжу. Правда, в этот раз один из водителей, который и сидел за рулем во время аварии, был новый. Во всяком случае, для меня.

И надо сказать, он мне не понравился. Вел себя как-то вальяжно. К тому же курил прямо в салоне. Я была очень недовольна, потому что весь салон пропах табаком.

- Говорят, все пассажиры спали в момент аварии.

- Было ведь четыре часа утра! Я спала лицом к окну и, открыв глаза, сразу поняла, что произошла авария. Услышала сильный скрежет, увидела, что нас несет куда-то в сторону — в обрыв. Все происходило какие-то доли секунды. Я уцепилась за кресло и закрыла глаза. Мы летели, несколько раз перевернулись… Открыла глаза от сильного удара головой. Меня спасло то, что я вовремя проснулась и схватилась за кресло. Потому что остальных пассажиров, получивших более серьезные травмы, кидало из стороны в сторону, как мячик. Когда все затихло, я открыла глаза, увидела перед собой оконный проем, уже без стекла, быстро стала карабкаться. Единственная мысль, которая у меня была в тот момент: главное, чтобы автобус не взорвался… Выбравшись из него, я увидела, что мы в глубокой яме. Было темно, но я все равно начала карабкаться наверх. Потом смотрю: другие пассажиры тоже выбираются из автобуса, и вернулась обратно.

Анна рассказала, что пострадавшим очень помогли проезжавшие в это время на легковом автомобиле четверо молодых людей, скорее всего, местные жители.

- Поблагодарите их, пожалуйста, через газету от всех пассажиров, — попросила женщина.  — К сожалению, я не знаю их имен. Ребята — татарской национальности. Они до последнего всем помогали и дождались, пока всех заберет «скорая». И сумки с вещами помогли найти, и на руках тащили наверх.

- Никакого предчувствия перед поездкой не было?

- Ничего плохого не снилось. Но неприятное предчувствие было. Ведь и погода была нехорошая, и дорога скользкая.

- Считайте, что в рубашке родились.

- Это уж точно. Следователь, который брал у нас показания, сказал: мол, видел место аварии и в каком состоянии автобус, и мало кто при такой аварии остается жив.

- Несколько лет назад в подобном ДТП под Алуштой, когда автобус вез на отдых шахтеров, практически все погибли.

- Да, говорят, обрыв был такой же.

- Как ваши родные отреагировали?

- Они в России, и надеюсь, что до них никакие сведения не дошли. Хотя по российским телеканалам тоже показывали это происшествие. Но я звонила маме и поняла, что она ничего не знает. И не стала ей ничего рассказывать, чтобы не беспокоить.

По словам Анны, авария произошла из-за превышения скорости:

- Я понимаю, что никто не застрахован от аварии при таких погодных условиях. И все же водитель должен соблюдать правила. Тем более что автобус очень хороший. Аварии можно было избежать.

И еще обязательно напишите, что в Центральной районной больнице Белогорска к нам отнеслись прекрасно. Подняли всех на ноги, носились с нами, как с хрустальными вазами, заботились о нас. Накормили, напоили, провели обследование. В общем, сделали все, что могли.

- Когда выйдете из больницы, наверняка свечку в храме поставите?

- Это естественно, — улыбнулась Анна.

«Даже хотела подойти к водителю и сказать, чтобы снизил скорость»

В одной палате с Анной Терентьевой сейчас лежит еще одна пассажирка перевернувшегося автобуса — 20-летняя Людмила Гуцалюк из Хмельницкого.

- Мама не знает, о том, что со мной случилось, — говорит девушка.

- Может, изменить имя? — спрашиваю Людмилу.

- Да ладно, пишите настоящее, — соглашается девушка.  — Я тоже постоянно езжу этим автобусом — работаю в Керчи, танцую в шоу-балете. И когда возвращаюсь домой в Симферополь (а я здесь учусь в Таврическом национальном университете), получается, заканчиваю работу в 12 ночи, а в час с чем-то этот автобус проезжает Керчь. Я очень чувствую скорость, с которой едет автомобиль, мотоцикл, автобус. Даже когда сплю во время движения. Как только скорость превышается, сразу просыпаюсь. Обычно, когда еду из Керчи, я сплю в дороге, просыпаюсь уже в Симферополе. Но в эту ночь заснуть не удавалось. Даже хотела подойти к водителю и сказать, чтобы снизил скорость. Потом думаю: ладно, водитель лучше знает, на какой скорости ехать. Слегка вздремнула, но вдруг почувствовала, как нас стало трясти. И тут же послышался ужасный скрежет. Я поняла, что произошла авария!

В салоне темно, мое место почти в конце автобуса. Я спала головой к проходу и ногами к окну. Поэтому ничего не видела. Но все хорошо ощущала. Тот, кто спал, был сильно травмирован. А я отделалась лишь царапинами на лице. Под сиденьем была труба. И вот когда все началось, я упала вниз, ухватилась ногами и руками за трубу, а в это время автобус уже начал переворачиваться на бок. И тогда у меня появился страх: или мы сейчас упадем, или станем обратно на колеса. Пока я соображала, автобус уже лег на бок. Вот эти камни — своего рода ограждения — на дороге его остановили, благодаря чему мы не полетели носом в пропасть. Тогда бы точно никто не выжил. Короче, упал автобус, а я все держалась за трубу. А вот когда уже летели в обрыв, натурально кувырки пошли, я держалась за эту трубу так, что даже не ударялась ни обо что, в то время как все пассажиры летали по салону. В голове вертелась одна мысль: выживу или нет? И в тот момент я мысленно обратилась к Богу за помощью, как бы спрашивая, что будет. Как в последний миг жизни.

После кувырков автобус приземлился на крышу. Я разжала руки и полетела вниз головой, ударилась об окно.

В салоне все стонут, но криков не было, никто не плакал, ни у кого не было истерики, только шок. Все ведь спали в этот момент, и никто не мог понять, что случилось. Я начала выбираться из автобуса через разбитое окно. Остальные пассажиры — тоже. Когда уже вылезла на снег, почувствовала, что сильно болит голова. Посмотрела на все вокруг, и меня затошнило. Теперь уже знаю, что такое происходит при сотрясении мозга. Стало не по себе, и я потеряла сознание. Мальчики, которые ехали сзади автобуса на «девятке» и помогали вытаскивать людей, вынесли меня наверх и положили в машину. Там я дождалась «скорую», которая приехала очень быстро.

- У вас никакого предчувствия беды не было?

- В Керчи я лишь удивилась, почему автобус приехал раньше времени.

- В час ночи паром только отправляется с российской стороны, он идет четко по графику, — добавляет Анна.  — А около двух мы выехали из Керчи, и получается, если авария произошла в начале пятого, то мы до Белогорска доехали за каких-то два часа, а до Симферополя — практически за сорок минут. Это ж с какой скоростью он мчался, если обычно весь путь от Керчи до Симферополя занимает четыре часа, а то и больше. К тому же автобус ехал по скользкой дороге, моросил дождь, был гололед.

- Накануне аварии мне ничего не снилось, никакого предчувствия беды не было, зато сейчас не могу спать, — вздыхает Людмила.

- Сессию в университете уже сдала?

- Остался один экзамен — сучасна укра∙нська мова.

- Может, преподаватель и так поставит отметку. После такого-то.

- Надеюсь, — улыбается Людмила.

«Автобус шел с большим опережением графика»

- Я ехал из Краснодара в Симферополь в гости к бабушке, — рассказывает 22-летний Феррат Халилов.  — Вообще живу в Узбекистане, работал в Краснодаре монтажником-высотником, но из-за кризиса меня сократили. До паромной переправы на российской территории мы ехали, соблюдая все правила дорожного движения. Может, из-за того, что за рулем сидел другой водитель, не тот, который был во время аварии. Их было двое: первый — такой крупный, темненький, смуглый, а второй — худощавый, светловолосый. Первый ехал до парома и соблюдал все ограничения скорости. Допустим, мы едем по дороге, я вижу знак ограничения скорости 50 километров в час и чувствую, как автобус замедляет ход. А после переправы, когда мы прошли таможню и водители поменялись, за руль сел второй, светловолосый. Когда ехали до Керчи, автобус стал ускорять движение, а уже после Керчи он начал попросту гнать. С парома мы уехали в 2. 15-2. 20 ночи, а перевернулись в 4. 25 утра. Точно помню это время. Вылез из автобуса и сразу позвонил своему родственнику, чтобы он не ехал на симферопольский автовокзал встречать меня.

- Получается, за два часа вы домчались из Керчи до Белогорска?

- Да, он шел с большим опережением графика, — говорит Феррат Халилов.  — Я так рассчитал, что в Белогорске мы должны были быть где-то без десяти шесть. Представляете, на сколько он опередил график прибытия? Во время движения я опустил два сиденья, лежал и все равно чувствовал, что скорость автобуса большая. Иногда было ощущение, будто дыхание перехватывает. Меня это ощущение очень встревожило. Думаю: почему мы быстро поехали? И тут автобус начало заносить, и мы встали на два колеса. Мне кажется, ошибка водителя была в том, что он резко нажал на тормоза. Автобус еще проехал некоторое расстояние и начал падать с обрыва: сначала «мордой» ударился, потом «задницей», затем опять «мордой»… Потом автобус зацепился за дерево. Если бы не оно, летели бы еще метров десять вниз.

Да, обрыв был очень глубокий. Вот, посмотрите, — показывает снятое на мобильный телефон место аварии.  — Я не успел ни за что ухватиться во время полета. Сидел практически в конце автобуса, а после аварии оказался в самом начале.

- Сильно испугался, когда автобус начал переворачиваться?

- Состояние шока, по-видимому, не позволило испугаться. У меня первая мысль была побыстрее выбраться наверх! Я не знал, что автобус дизельный и при аварии не воспламенится. Первое, о чем подумал: сейчас он загорится. Начал выкарабкиваться из оврага. Залез наверх, посмотрел вниз, а там еще люди ползут. Когда понял, что у меня руки-ноги целы, начал спускаться обратно в овраг.

Водитель, который не был за рулем, совсем не пострадал, я даже на нем царапины не видел, а тот, который вел автобус, немножко разбил голову. Первыми к месту аварии приехали три «скорые». За ними прибыли МЧС, пожарные. Они помогли вытащить оставшийся в автобусе багаж, достали из салона парня, который серьезно пострадал и сейчас находится в реанимации. Его положили на носилки и потихоньку понесли наверх.

- Говорят, что во время аварии пострадавшие вели себя на удивление спокойно, не было ни истерики, ни паники.

- Да, действительно, пассажиры не паниковали.

- Наверное, даже в кошмарном сне не могло привидеться такое?

- Мне ничего настораживающего не снилось, и предчувствий никаких не было. Когда мы отъезжали, я еще помолился, чтобы Аллах сохранил нас. Всегда перед тем, как отправляться в дорогу, молюсь, чтобы все прошло удачно. Может, из-за этого мы все остались живы. Следователь, которому мы давали показания, сказал, что за 20 лет своей работы в органах впервые в жизни видел, чтобы после такой аварии все остались живы. Пассажирам автобуса, сказал он, так повезло, как будто вместе с ними в салоне ехал Бог. Я сам удивлен. Теперь день рождения буду отмечать два раза в году.

По словам дежурного врача Александра Игнатенко, сейчас состояние больных удовлетворительное.

- Опасности для их жизни нет, черепно-мозговые травмы относятся к разряду легких, — уточнил врач.  — Больным проводится консервативная медикаментозная терапия. В оперативном лечении они не нуждаются.

Мне не раз приходилось видеть, какие травмы в подобных ДТП получают люди. В этом случае пассажиры легко отделались.

- То, что в этой аварии никто не погиб, действительно чудо, — подтверждает начальник Белогорского районного отдела ГУ МЧС Украины в Крыму Геннадий Косов, который вместе с подчиненными сразу прибыл на место аварии.  — Людей спасло то, что автобус ударился о подпорную стенку трассы на левой стороне дороги. Его развернуло, в результате чего упала скорость и он покатился юзом в овраг, а не на полном ходу носом. Иначе все могло бы быть намного печальнее.