Культура та мистецтво

Иван Марчук: «Пятнадцать лет я жил под „прессом“, загнанный в угол»

9:30 — 29 березня 2013 eye 3602

В Киеве состоялась презентация биографической книги о гениальном украинском художнике

Правду говорят: ничего случайного в мире нет. И неудивительно, что презентация книги Александра Климчука «Я єсмь...» (Iван Марчук)" проходила в стенах Национальной научной медицинской библиотеки. Именно здесь тридцать с лишним лет назад проводились выставки официально не признанного художника. Их отваживалась устраивать Раиса Ивановна Павленко — бессменный директор библиотеки и горячая поклонница творчества Марчука. О выставках, разумеется, нигде не сообщалось, но посетителей на них побывало — не счесть! Давние «фанаты» Марчука, среди которых Иван Драч, Юрий Щербак, Микола Жулинский, Дмитро Павлычко, пришли и на презентацию книги. К слову, это Дмитро Павлычко в свое время добился, чтобы марчуковские картины были показаны в Союзе писателей Украины. «Люди стояли в очереди на выставку от станции метро до Дома литераторов на Банковой!» — вспоминает поэт. Именно на той выставке в 1980 году и познакомились Иван Марчук и его будущий биограф публицист Александр Климчук...

*Художник Иван Марчук (сидит), автор монографии Александр Климчук (слева) и главный редактор издательства «Український письменник» Юрий Буряк на презентации книги. Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»

— Как сейчас помню: мы с Иваном подошли к окну «на минутку» и, разговаривая, простояли возле него очень долго, — рассказывает Александр Климчук, в бытность свою главный редактор журналов «Україна» и «Музейний провулок» (культурологическое издание Национального художественного музея Украины). — С тех пор вот уже 33 года общаемся. И общение наше не замутнено прагматизмом. Иван мне как-то сказал: «Ти мене пiдкупив тим, що тобi вiд мене нiчого не треба». За тридцать с лишним лет вышло немало моих публикаций о Марчуке. Для себя вел записи — «стенограммы» встреч с художником. Изучал природу его гения, ныне уже официально признанного миром. (В 2007 году по результатам рейтингового опроса в Великобритании Иван Марчук — единственный из наших соотечественников — вошел в число 100 живых гениев мира. А во всемирном портале Earth Unives он назван «гением, повлиявшим на трансформацию общественного сознания». — Авт.)

— Книга, жанр которой вы определили как эссе-биография, насчитывает свыше 500 страниц. Долго над ней работали?

— Нужно было уложиться в предельно сжатый срок — пять месяцев. Закрылся от всех, сосредоточился — и успел. Не иначе как Бог помог.

— А не страшно было браться за труд, зная взыскательность Ивана Степановича Марчука? Он не раз замечал, что из биографических книг ему по душе лишь написанные Ирвином Стоуном «Жажда жизни» о Ван Гоге и «Муки и радости» о Микеланджело.

— Я Марчука не боюсь. Писал без оглядки на его «цензуру» и вручил ему уже сигнальный экземпляр книги. Это не искусствоведческая монография, а взгляд на художника в контексте времени и жизненных обстоятельств...

Времена не выбирают... В 1965 году в Москве начался судебный процесс над писателями-«отщепенцами» Андреем Синявским и Юлием Даниэлем, опубликовавшими под псевдонимами свои произведения на Западе. Этот суд вызвал волну протеста. Под одним из писем киевской научной и творческой интеллигенции в защиту «отщепенцев» стояла подпись молодого художника Ивана Марчука. Когда к нему с письмом подошли друзья-физики, подписал без колебаний... Марчук в то время только перебрался из Львова в Киев, работал в Институте сверхтвердых материалов. Каждое утро, проходя через вертушку режимного предприятия, твердил себе: «Ты выйдешь отсюда только вечером, значит, должен и что-то свое сказать». Выполнив заказ, делал наброски пером. Листки с эскизами приносил домой, воплощая сюжеты в цвете. И в какой-то момент произошел... взрыв.

«Шлюзы моей внутренней скованности прорвало, — вспоминает Иван Марчук. — Фантастические образы сами рвались на полотно сплошным потоком. Это был поток свободы! Не успевая все фиксировать, жалел, что могу работать только одной рукой. В этот миг почувствовал: „Я есмь!“ Есть мой мир, не похожий на другие».

«Голос моєї душi» — так он назвал свой первый цикл картин, начатый в 1965 году. И волею судьбы тогда же попал в число неблагонадежных — как подписант протестного письма. По этой причине его не принимали в Союз художников, а в 1972-м начали «прессовать» в органах. «15 лет я жил под „прессом“, загнанный в угол, — рассказывает художник. — Идя по городу, замечал: знакомые, завидев меня, переходят на другую сторону улицы». Можно ли сохранить внутренний поток свободы в условиях несвободы внешней? И не предать свой дар, не «зарыть», не пропить? Можно, — доказал художник. Сузив свое жизненное пространство до размеров мастерской, он продолжал работать — вопреки всем обстоятельствам. И его «Я есмь!» победило. Сегодня на выставках Марчука люди признаются: его картины помогают излечиться от депрессии.

Как замечает автор книги, «Голос моєї душi» — это не просто лейтмотив, а ЛЕЙТМАССИВ творчества художника: «Душа — заказчик, душа — исполнитель, душа — прокурор и судья». Читателю открывается и лейтмассив натуры Марчука — его характера (то «ласковый, как сиамский кот», то «упрямый и нетерпимый», а еще «ранимый, как меченное Богом дитя»), его привычек и причуд. Мог остаться на Западе и жить безбедно, но всякий раз возвращается в Украину. Когда приезжает из дальних странствий, стучит в двери мастерской — просит у картин разрешения войти... У его старенькой рабочей кофты роскошная деталь — дырка размером с кулак на правом рукаве, но в этой одежде он чувствует себя комфортно, и главное — ее не надо через голову надевать...

Иван Степанович обожает кошек и побаивается собак. Любит играть в шахматы. И частенько выигрывает у более сильных соперников. Но партии с внуком Богданчиком (сыном младшей дочери) обычно заканчиваются вничью. «Чрезвычайный и полномочный И. С. Марчук мог бы быть дипломатом», — пишет автор книги, в которой присутствует и тема личной жизни художника. Своей семьи он так и не создал, раз и навсегда посчитав, что должен творить в одиночестве. И так уж распорядилась судьба, что все его дочери связали свою жизнь с искусством. Юлия стала художницей, Вероника (она живет во Франции) пишет стихи, музыку и выступает с концертами. Самая младшая — Богдана Пивненко — солистка «Киевской камераты», скрипачка-виртуоз...

*Картина Ивана Марчука «Так плине час»

«По той бiк пристрастi народжується нiжнiсть...» — строки одного из поэтических эпиграфов к «женской» главе книги. Впрочем, стихи предваряют и все другие разделы, задавая определенный настрой. Есть среди них и лирические строки известных украинских поэтов, посвященные самому художнику. Как сказал на презентации главный редактор издательства «Український письменник» Юрий Буряк (при его непосредственном участии монография увидела свет): из одних только поэтических произведений о Марчуке можно было бы составить книгу. Интересно, что французский искусствовед Элеонора Андрийо — отрывок из ее статьи приводит автор, — исследуя творчество украинского мастера, тоже обращается к поэзии: «Муза, как память, дает толчок и наполняет смыслом слова поэта и линии художника. Она никогда его не оставляет, все время сопровождая в странствиях. Как Беатриче ведет Данте через жизнь и через его поэму, так Украина сопровождала Ивана Марчука в радости и печали...»

Как известно, автор «Божественной комедии» вынужден был покинуть родину из-за политических распрей. Кто сейчас вспомнит, почему враждовали партии гвельфов и гибеллинов? Да и сами их названия сохранились лишь потому, что связаны с именем Данте. Но поэту воздали почести уже после его смерти. Почему соотечественники больше любят мертвых, а не живых гениев? Об этом невольно подумалось после нынешней презентации. Грешным делом вспомнились клятвенные обещания державных мужей вот-вот обустроить в Киеве то галерею, то художественный центр, где бы постоянно экспонировались картины Марчука — на радость людям. Но увы. Сегодня утром художник, как обычно, поднимется в свою крохотную мастерскую, пешком одолевая 103 ступеньки. Включит радио, по которому передают политические дебаты. А в мастерской все так же будут тесниться сложенные у стен штабелями сотни картин — шедевров, могущих украсить лучшие музеи мира...