Происшествия

Годовалую машину с небольшим пробегом, за которую в автосалоне сейчас просят порядка 14-15 тысяч долларов, на базаре, поторговавшись, можно приобрести за 10 тысяч

0:00 — 24 января 2009 eye 532

После того как автокомпании в середине января закончили распродажи и акции, массово подняв цены, покупать автомобили стало куда выгоднее на авторынке или по объявлению

Перед Новым годом «ФАКТЫ» советовали читателям не покупать подержанные автомобили: в салонах оставалось немало новых машин по еще докризисным гривневым ценам. Доходило до крайностей — автомобили на вторичном рынке, где стоимость традиционно зафиксирована в долларах, были дороже, чем аналогичные новые модели.

«Все ищут малолитражки, чтобы не платить бешеный транспортный сбор»

В последнее время ситуация в корне переменилась. Некоторые салоны в январе все-таки отважились поднять цены. Дух захватывает, когда видишь, что за «Ланос» с кондиционером теперь просят от 86,5 тысячи гривен (версия с мотором 1,6 литра — 95,7 тысячи), за самый дешевый седанчик Chevrolet Aveo 2008 года выпуска — 95-97 тысяч, а за малолитражку Kia Rio с моторчиком 1,4 литра — от 143 тысяч гривен! Да что там иномарки, даже самая «пустая» версия воскресшей «Славуты» подорожала до 42,5 тысячи, а вазовская «девятка» украинского производства — до 60,5 тысячи гривен! Подскочили цены и на «китайцев» — стоимость Chery Amulet начинается от 65 тысяч гривен.

Многие салоны с массовыми марками машин вернулись от гривневых к долларовым ценам (по курсу НБУ). Так, «пустой» Hyundai Getz без кондиционера и со стальными колесами вместо литых дисков стоит уже минимум 14 тысяч долларов (переводим в гривни и… падаем в обморок). А, скажем, Mitsubishi Lancer, который до Нового года можно было купить за сто с небольшим тысяч гривен, обойдется в 21 тысячу долларов и выше.

Но есть и автосалоны, где машин не осталось вовсе — ни по новой цене, ни по старой. К примеру, у Chrysler и Dodge нам сказали, что автомобили ожидаются к началу апреля. По какой цене, разумеется, не известно. У Citroen и Nissan та же история: говорят, что с поставками самых ходовых моделей (к примеру, С4 или X-Trail) что-то должно проясниться к концу февраля. Менеджеры в некоторых компаниях признают, что начальство ждет, когда можно будет завезти нераспроданные в Европе автомобили с тамошних стоковых складов (такие машины отдают с хорошей скидкой). Потому как закупать их по обычной цене — самоубийство.

Автомобильная «вторичка», наоборот, из-за отсутствия покупателей и постепенного выброса на рынок конфискованных банками машин несколько «присела». В итоге разница между новой и годовалой машиной сейчас минимум 20-25 процентов, а в случае с моделями в полной комплектации, наиболее подверженными удешевлению, падение цены доходит до 30 процентов. Специалисты прямо говорят: вернулись времена, когда выбирать автомобиль (если вы считаете деньги), разумнее по объявлению в каталогах автопродажи. И пусть авто не новое, но вы платите за него реальную цену, к тому же первый хозяин уже, как правило, докупил в машину все, что хотел (это может быть хорошая «музыка», «противоугонка», тонировка, резиновые коврики, зимняя резина).

Однако эксперты рекомендуют не останавливаться лишь на каталогах. Хоть раз, но стоит съездить на авторынок, где можно присмотреться, сравнить, оценить реальное состояние машины. Неправда, что торгуют здесь одни перекупщики — кроме профессиональных торговцев, на рынке есть и немало хозяев, которым не терпится побыстрее сбыть собственную машину.

Закутавшись потеплее, отправились на рынок и мы. Сразу предупредим: на автобазаре будьте осторожнее с парковкой. У въезда с одной стороны дороги стоянка платная, с другой — вовсе запрещена. И не важно, что находится рынок вроде бы за городом — эвакуаторщики и блокировщики делают сюда набеги довольно регулярно. Проще всего проехать еще сотню метров и поставить машину подальше на обочину.

На рынке, к нашему удивлению, относительно пустынно, есть свободные места, людей мало. Торговцы говорят, что многие их коллеги пока просто не видят смысла мерзнуть. Реальных покупателей почти нет, народ в основном приезжает с настроем увидеть автомобили за половину их реальной стоимости, в итоге больше действуя продавцам на нервы, нежели реально прицениваясь и торгуясь.

- Цены снизились очень прилично, но за бесценок никто ничего не продает. Если кто-то и подъезжает с желанием сразу же сбыть машину, то его, как правило, вылавливают ребята-перекупщики у поворота на рынок, — рассказал знакомый автоторговец.

В отличие от прошлых лет, когда самыми ходовыми считались просторные семейные седаны с приличными моторами, сегодня люди присматриваются в основном к малолитражкам.

- Все ищут что-то подешевле, поэкономичнее, чтобы не платить бешеный транспортный сбор, боятся, что власти на наши головы придумают еще какие-то налоги, — комментирует знакомый, кивая на стоящие поблизости свеженькие Ford Fiesta.

За черненькую машинку просят 9,5 тысячи долларов, за голубенькую середины 2007 года выпуска с небольшим пробегом и просто в идеальном состоянии — 11,9 тысячи долларов (новая машина на «механике» с мотором 1,4 литра в салоне стоит от 110 тысяч гривен, то есть около 14 тысяч долларов). Заметив наш интерес, хозяин открывает дверцы и сообщает, что торг уместен: то есть реально за машину он хочет 11 тысяч долларов.

- Вы представляете, а ведь в салоне дочь заплатила за нее 16 с половиной тысяч баксов, — с горечью говорит продавец, — но мы вынуждены продавать, чтобы расплатиться за свой второй, кредитный автомобиль.

Снижать цену дальше мужчина соглашался лишь для реального покупателя. Иными словами, дойди дело до задатка, «укатать» хозяина даже на 10 тысяч было бы несложно.

Чуть дальше по ряду несколько человек осматривают Nissan Micra 2007 года в полнейшей комплектации (автомобиль даже заводится без ключа). На лобовом стекле — свежая распечатка из салона Nissan, где такая же машина стоит больше 19 тысяч долларов (мы звонили в салон — цена верная, причем Micra в наличии сейчас нет), при этом за свою «малышку» торговец просит 12 тысяч.

- На рынке всегда было выгодно брать автомобили в хорошей комплектации, — поясняет знакомый торговец, — ведь покупателю плевать, сколько стоил лишний «фарш», человек приходит на рынок, чтобы сэкономить. Теперь же такие автомобили уже за первый год падают в цене процентов на тридцать…

«Предприниматели продают машины, ведь нужно рассчитаться по кредитам»

Владельцы более дорогих машин торгуются еще охотнее. Наше внимание привлекла тюнингованная Skoda Superb 2006 года с роскошными дисками (в салоне такая машина стоила не менее 28 тысяч долларов). Цена на объявлении — «19 800 у. е. , торг» — перечеркнута. Внизу дописано: «Срочно, торг».

- А сколько вы сами дадите? — нервно отвечает вопросом на вопрос продавец.  — Уступлю очень хорошо, но только если вы реально хотите покупать…

Предположив, что уступить он мог бы по крайней мере тысячи две (до 17,8 у. е. ), получаем, что автомобиль за первый год утратил примерно 25 процентов, а за второй — 15 процентов от начальной стоимости. Фантастика! Раньше о таком падении цен, да еще на такие медленно дешевеющие марки, как Skoda, можно было только мечтать. Разумеется, не исключено, что у этого конкретного автомобиля есть проблемы, которые выявятся на СТО (проверку, и очень тщательную, нужно проводить в любом случае).

Но и с другими машинами ситуация весьма схожа. Особенно это отразилось на подержанных автомобилях премиум-класса. По словам торговцев, по сравнению с летом цены обвалились процентов на двадцать-тридцать. За внедорожник-красавец BMW X5 2003 года выпуска с мощнейшим двигателем 4,4 литра просят 37 тысяч долларов вместо былых пятидесяти! К тому же печальный продавец готов рассмотреть любые ваши предложения.

- Расход у него 22-25 литров, транспортный сбор больше пяти тысяч, — раскрывает карты продавец джипа, — а погонять теперь — не погоняешь. Пара штрафов — и все…

За соседнюю не менее роскошную и «нафаршированную» «пятерку» BMW 2004 года не так давно просили 43 тысячи долларов, теперь согласны и на 29 тысяч. С торгом.

- Цены упали, предприниматели продают машины, чтобы рассчитаться с долгами по кредитам. Хотя с повышением акциза автомобили премиум-класса в салонах должны только дорожать, — поясняет наш знакомый.

Где много покупателей, так это в рядах с автохламом. Цены почти не падают, торг минимальный. За Opel Kadett 1988 года с протертыми до блеска «сидушками» и отваливающимися ручками стеклоподъемников хотят три тысячи долларов и ни центом меньше. Как альтернатива — шестерка «Жигули» 1983 года выпуска еще с советскими номерами — за полторы тысячи долларов. Все просто, говорят специалисты, дряхлые машины из Европы в Украину ввозить теперь хоть и можно, но абсолютно невыгодно. Как и прежде, единственная лазейка — ввоз автомобиля, который оформляется как переоборудование уже зарегистрированной в нашей стране машины. Поэтому и цены на рухлядь будут держаться. От кредитных машин народ избавляется, но ездить ведь на чем-то надо!