Культура та мистецтво

Кирилл Карабиц: «По шесть часов в день махать руками не так уж просто»

8:30 — 18 квітня 2013 eye 4783

Впервые молодой украинский дирижер стал номинантом одной из самых престижных музыкальных премий — Британского Королевского филармонического общества

Премию Британского Королевского филармонического общества называют музыкальным «Оскаром». Это высшая британская награда в области исполнения академической музыки. Торжественное вручение премии в нескольких номинациях состоится 14 мая в Лондоне. 36-летний украинский дирижер Кирилл Карабиц имеет все шансы получить эту престижную награду.

Кирилл Карабиц работал со многими музыкальными коллективами мира, среди которых Берлинский симфонический, оркестр Французского радио, симфонические оркестры Барселоны, Страсбурга и других европейских городов. Ведущие оперные театры приглашают украинского маэстро как дирижера-постановщика. В минувшем году он поставил четыре произведения: «Приключения господина Броучека» в Женевской опере, «Бал-маскарад» в Страсбурге, «Евгения Онегина» на фестивале в Англии и «Пиковую даму» в Люксембурге.

С 2009 года Кирилл является главным дирижером Борнмутского симфонического оркестра (курортный город на берегу Ла-Манша, Великобритания), колесит с выступлениями по миру, изредка работает и в Киеве. Буквально несколько дней назад он выпустил новый диск, на котором Лондонский симфонический оркестр исполняет произведения его отца — известного композитора и дирижера, профессора Национальной музыкальной академии Украины Ивана Карабица, ушедшего из жизни в 2002 году. Этой новостью Кирилл поделился во время нашего телефонного интервью. Именитый дирижер удивил простотой и открытостью, которые редко можно встретить среди звезд шоу-бизнеса.

*Находясь на дирижерском месте, Кирилл Карабиц всегда тонко чувствует в большом оркестре каждого музыканта

— Я с детства был погружен в музыкальную творческую среду, — рассказывает Кирилл Карабиц. — Родители всегда брали меня на концерты, фестивали. Помню, папа принимал участие в эстрадном конкурсе «Крымские зори» в Ялте. Там собирались известные артисты и композиторы. Многие приезжали семьями с детьми. Детвора бегала за кулисами, играла на пляже. Тогда мы с сыном Иосифа Кобзона играли в одной песочнице.

Я обожал слушать пластинки. Особенно мне нравилась группа «АВВА», потом постепенно перешел на классику. С пяти лет учился в музыкальной школе при Киевской консерватории, играл на фортепиано. Моя преподавательница была очень волевой женщиной, иногда у нас и до скандалов доходило. У меня даже отвращение к музыке возникло, ведь железная дисциплина и постоянные занятия надоедают. Но подобное у многих детей происходит. К этому нужно привыкнуть.

— У вас получилось?

— К дисциплине и работе над собой привык, а вот чувство страха преодолеть так и не смог. Преподаватель часто повторяла: «Не ошибайся!» И я очень боялся сделать ошибку. Все время переживал из-за этого. На всех экзаменах дрожал, наверное, поэтому и не стал пианистом. Боялся сыграть неправильно и допускал ошибки.

— Но это же нормально.

— Я понял это намного позже. Сейчас даже люблю ошибаться на концертах, считаю это частью профессионального роста. Ошибаются все, и слава Богу.

— Во время учебы в школе вы на год уехали в Америку. Что делали там?

— В Киеве учился в 57-й школе имени Ленина. Будучи в старших классах, как-то в один вечер решил серьезно заниматься музыкой. На мое желание повлияла рекомендация преподавателя Элеоноры Виноградовой, великого хормейстера. Она мне симпатизировала, все время подталкивала: давай, переходи в десятилетку. Это серьезная музыкальная школа, но у меня все получилось. Я увлекся оркестровыми записями, до дыр заслушал 11-ю симфонию Шостаковича. Она просто ошеломляла своим звучанием. Слушал ее, наверное, тысячу раз.

Экстерном закончил девятый класс, и родители отправили меня на год в Америку по программе обмена учениками. Пришлось заплатить около пяти тысяч долларов. Эти деньги отец получил в качестве гонорара за произведение, написанное к столетию украинской диаспоры в США. В Америке меня поселили в семье музыкантов и отправили в обычную школу. Я был разочарован. В Киеве на то время уже дирижировал «Реквием» Верди, а в Америке оказался вырванным из привычной музыкальной среды. Заниматься пришлось самостоятельно. Хотел продолжить музыкальное образование, стать дирижером, но в Америке дирижированием официально можно было заниматься, только получив соответствующее образование. Поэтому решил попробовать себя в композиции и написал первое произведение для оркестра «Концертато». Партитуру выслал папе. Он показал ее выдающемуся украинскому дирижеру, руководителю Национального симфонического оркестра Владимиру Сиренко, чтобы записать это на кассету. Когда запись прислали мне в Америку, я подал свое произведение в несколько вузов и везде был принят.

Но учиться там оказалось дорогим удовольствием, и я вернулся в Киев. Успешно сдал экзамены в десятилетке и поступил в консерваторию. Учился сразу на двух факультетах — хоровом и симфонического дирижирования. Окрыленный тем, с какой легкостью меня приняли в американские музыкальные вузы, я решил попробовать поступить в Венскую академию музыки, хотел просто посмотреть, что из этого выйдет. К своему удивлению, был принят! Оказался в таком круговороте: в Киеве учился на третьем курсе на двух факультетах, в Вене начал заниматься с первого курса. Постоянно мотался, разрываясь между экзаменами и концертами. А потом в Киеве сдал все экстерном и сосредоточился на Вене.

— Именно там ваша карьера начала стремительно развиваться?

— Признаюсь, сначала я был немного разочарован. Ведь до этого уже много работал, дирижировал национальным ансамблем «Киевская камерата». Зато в Вене наслушался хороших концертов, принимал участие в различных конкурсах.

— Победив в конкурсе, вы получили должность ассистента дирижера в Будапештском оркестре?

— Я просто отправил свою заявку. Знаю, что конкурс был очень высоким. Будапештским фестивальным оркестром руководил Иван Фишер — известный венгерский дирижер. Из всех претендентов он выбрал меня — самого молодого. Благодаря этому мне удалось заработать свои первые деньги. Получал тогда 200-250 долларов в неделю. Для студента вполне приличная сумма, если учесть, что маленькую двухкомнатную квартирку я снимал за 100 долларов в месяц. Ездил на концерты с оркестром, были еще и дополнительные заработки. Так что чувствовал себя вполне комфортно. Да и тратить было некогда. Все время проводил либо с оркестром, либо в дороге — постоянно мотался из Будапешта в Вену. Часто летал в Киев, знал по именам всех стюардесс. И сейчас поддерживаю с ними дружеские отношения.

— В Киеве говорили, что своим успехом вы обязаны прежде всего отцу. Приходилось доказывать обратное?

— К тому, что являюсь сыном известного композитора, я относился нормально, а вот родители переживали. Ведь они видели, сколько я работаю, и знали, чего стою. Отец с мамой действительно не помогали мне в карьере! Не протежировали мое поступление, не обивали пороги. Конечно, всегда старались быть рядом и поддерживать. Кстати, никогда не заставляли заниматься музыкой и не ругали, если я что-то отказывался делать. Очень благодарен им за это. В Великобритании о творчестве моего отца узнали лишь недавно, после выхода диска по его произведениям. «Мы знаем украинского дирижера Кирилла Карабица, а вот теперь сможем познакомиться с музыкой его отца», — было написано в рецензии на этот диск. Меня эти слова очень тронули.

— Сложно было получить должность главного дирижера оркестра в Борнмуте?

— У меня сразу сложился позитивный контакт с музыкантами. Наверное, я показался им интересным, сделанным совершенно из другого теста, не похожим на остальных дирижеров. Очень приятно, что музыканты оркестра единогласно выбрали мою кандидатуру. Вот уже четвертый год работаю с этой командой. Контракт продлили до 2016 года. Мне кажется, дирижер должен обладать многими качествами, особенно работая не в своей стране. Нужно очень тонко чувствовать ментальность, грань — что можно делать, а чего нельзя. Как ни крути, остаюсь на Западе гостем. И спрос с меня больше.

— Волнуетесь перед концертами?

— Конечно. Даже перед репетициями чувствую эмоциональное возбуждение. Нужно увлечь музыкантов, рассказать интересно о том, что они слышали уже сто раз. Это сложно.

— Сейчас вы осели в Париже?

— Мне комфортно в этом городе. В Париж я попал благодаря конкурсу «Радио Франс». Они искали второго дирижера. Было 16 претендентов, в итоге выбрали меня. Сначала жил в мансарде над офисом бывшего министра финансов Франции Столярю. Он предложил пожить в этой комнате бесплатно в память о хороших отношениях с отцом. Теперь у меня есть своя квартирка в Париже. Из этого города удобно добираться на самолете в любую точку мира. До Борнмута всего полтора часа лету. В Париже я отдыхаю. Просто гуляю по городу, йогой начал заниматься. С возрастом необходимо увеличивать физические нагрузки.

— В 36 лет не рановато ли говорить о возрасте?

— Не старик еще, но и не 25-летний парень, когда все дается легко и не чувствуешь усталости. По шесть часов в день махать руками не так уж и просто. После таких «тренировок» руки и плечи очень болят.

— Кирилл, в чем секрет вашего успеха?

— Мне кажется, главное — не гоняться за успехом, а пытаться просто жить полноценно и заниматься любимым делом. Совершив ошибки, стараться проанализировать их и сделать лучше. И не бояться пробовать. Сейчас я всем доволен. Пожалуй, о большем и не стоит мечтать. Хочется только стабильности, уверенности в завтрашнем дне, осесть в одном месте и поменьше болтаться в самолетах.

— В Украине стабильность для вас невозможна?

— На родине я тоже работаю, принимаю участие в различных проектах. Иногда даже самому приходится настаивать, организовывать концерты. Моя трудовая книжка так и лежит в Национальной опере Украины. Слышал, там сейчас скандал на скандале. О каком творчестве может идти речь? Я ощутил это на себе. Был поставлен в такие условия, что пришлось уйти. Несколько лет дирижировал только два спектакля: «Евгений Онегин» и «Наталка Полтавка». Несмотря на то что мне это было финансово накладно, ведь приходилось летать из Европы, где зарабатывал деньги, так еще и не имел возможности развиваться как дирижер. Два года ждал, думал, изменится что-то, но перспективы, к сожалению, не видно. Теперь же меня будто и не было никогда в Национальной опере, я оказался ненужным.