Вчера в Брюсселе Президент Украины обсуждал возможность интеграции украинской газотранспортной системы в оптовый европейский рынок
Несмотря на то, что пик газового противостояния, казалось бы, пройден, проблема диверсификации источников поставки энергоносителей в Европу остается весьма актуальной. Ведь и в прошлом году Украина с Россией непросто подписывали газовые документы, и кто знает, что произойдет в будущем. На днях газета «Financial Times» процитировала слова одного из представителей Европейской комиссии (ЕК), заявившего в Брюсселе: «Русские перегнули палку . Они за кулисами разыгрывали собственную игру». А председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу в сердцах обвинил обе стороны в нарушении своих обещаний и сказал: «Я этого не забуду »
Руководитель стратегического отдела московского инвестиционного банка «Уралсиб» Крис Уифер в интервью влиятельному британскому изданию «Financial Times»» заявил, что во всей этой истории выиграли не Россия и не Украина, а центральноазиатские поставщики газа — Туркменистан, Казахстан и Узбекистан, которые теперь получат от «Газпрома» полную европейскую цену за газ. По мнению эксперта, первой в списке однозначно проигравших идет украинская экономика. Уже при цене за газ в 179,5 доллара за тысячу кубометров страна задолжала «Газпрому» немало. А в этом году, по подсчетам премьер-министра Украины Юлии Тимошенко, стоимость газа для Украины составит в среднем около 230 долларов. «Украине будет как минимум очень сложно расплачиваться по этому счету», — считает Уифер. «Газпрому», по его словам, тоже не позавидуешь. В ходе конфликта компания потеряла около двух миллирдов долларов, а также доверие своих давних партнеров — Болгарии, Сербии и Словакии. Эти страны терпеливо ждали разрешения энергетического кризиса. Но сейчас премьер-министр Болгарии Сергей Станишев заявил, что будет требовать компенсации в форме дополнительных поставок газа по сниженным ценам. Кроме того, болгарские чиновники уже гораздо более уверенно начали говорить о поддержке альтернативных путей поставки газа, например, о газопроводе Nabucco, который может привести к ним через Турцию газ из центральноазиатских стран.
В свою очередь, посол Чехии в Украине Ярослав Башта в интервью радио «Немецкая волна» заявил: «Газовая война России с Украиной была для Европы страшнее, чем августовский конфликт в Грузии». По его мнению, Евросоюзу следует немедленно задуматься над строительством новых альтернативных газопроводов и линий энергоснабжения между странами ЕС.
Думала Европа недолго. Президент Украины Виктор Ющенко в ходе своей двухдневной командировки в Брюссель, куда его пригласил г-н Баррозу, обсуждал вопросы энергетической безопасности. Накануне визита Президента украинский МИД заявлял, что одним из путей решения проблемы может быть выработка единой энергетической стратегии Евросоюза и Украины. В частности, вхождение нашей газотранспортной сети в европейскую. Собственно, этот вариант нашел поддержку среди европейских политиков.
Вчера на совместной пресс-конференции Виктора Ющенко и Жозе Мануэля Баррозу председатель Еврокомиссии заявил, что Европа будет спонсировать международную донорскую конференцию по модернизации украинской газотранспортной системы, которая состоится 23 марта текущего года, передает УНИАН. По словам г-н Баррозу, ЕК готова провести переговоры с международными финансовыми учреждениями, в том числе МВФ и Всемирным банком, относительно модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС) с целью присоединения ее к европейской сети. Виктор Ющенко подтвердил, что Украина заинтересована в модернизации ГТС, хотя она на сегодняшний день остается одной из наиболее надежных транспортных сетей в Европе. Он не исключил возможности участия в этом процессе России, однако в очередной раз подчеркнул, что Украина связывает свое будущее с интеграцией украинской газотранспортной системы в европейский рынок.
Комментируя последствия газового кризиса между Украиной и Россией, Жозе Мануэль Баррозу сказал: «Я не судил о мотивах или намерениях, мы не имеем абсолютно никаких сомнений, что Украина не хочет подорвать стабильные поставки газа в Европу и не имела таких намерений. Была проблема доверия к России и Украине, как поставщику и транзитеру газа в Европу. Но мы видим, что это не было намерение Украины против Европы. Это имело место по причине проблем между Украиной и Россией. Мы видим, что Украина хочет углублять отношения с Евросоюзом, и Европейский Союз, Европа будут углублять взаимоотношения с Украиной».