Ровно 45 лет назад на экраны вышла культовая комедия Леонида Гайдая
Едва появившись, комедия Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» стала лидером проката, а актеры, сыгравшие главные роли, — самыми популярными в Советском Союзе. За главную роль Юрий Никулин получил пять тысяч рублей, Анатолий Папанов и Андрей Миронов — вдвое меньше. Почти каждая фраза, произнесенная персонажами картины, стала крылатой, а «Песня про зайцев» — традиционно застольной. Главный оператор фильма Игорь Черных считает эту работу своей любимой.
— В 1958 году я был вторым оператором на картине Леонида Гайдая «Жених с того света», — вспоминает кинооператор Игорь Черных. — Снимали в Кисловодске, Ессентуках. Главные роли сыграли Ростислав Плятт, Георгий Вицин. Работалось очень хорошо, весело, дружно. Мы с Леонидом Иовичем подружились. Ровно через десять лет после этого фильма Гайдай предложил мне стать главным оператором его новой картины «Бриллиантовая рука». На следующий день получил сценарий. Прочитал, понравилось — и я согласился работать.
— Говорят, долго решался вопрос о том, где будет сниматься картина.
— По сценарию все действия разворачиваются летом. Часть сцен должна была сниматься за границей, но тогда выезд группы из Советского Союза был связан с огромными проблемами. Поэтому от этой идеи отказались. В поисках городов для съемок мы с Гайдаем несколько месяцев колесили по Советскому Союзу. Это называлось выбор натуры. Начали с Прибалтики, потом Ленинградская область, Кронштадт. Доехали аж до Средней Азии. Смотрели натуру в Самарканде, Бухаре. Нам нужно было понять, где снимать сцены поездки главного героя (Юрия Никулина) за границу. В конце концов остановились на Сочи. А сцена, когда персонаж Никулина кладет деньги в фуражку, снималась возле реки Мзымта. Но основные съемки пришлись на Адлер. В общей сложности картину сняли за два с половиной месяца. Все сцены, где герой Никулина Семен Семенович Горбунков гуляет, высадившись с корабля, снимали в Баку. На стене одного из домов для придания атмосферы заграничного города мы даже повесили надпись «Philips». Если присмотреться, то в некоторых кадрах можно узнать и мечеть старого города Ичери-шехер в Баку. После работы на натуре мы вернулись в павильоны киностудии «Мосфильм».
— Правда, что ресторан «Плакучая ива» соорудили специально, обставив его как один из любимых ресторанов Леонида Гайдая?
— Это была обычная практика. Сцену в ресторане мы снимали несколько дней. На площадке было постоянно большое количество людей, и работать в реальной обстановке было бы просто невозможно. Название «Плакучая ива» родилось в голове Леонида Гайдая и соавторов сценария Якова Костюковского и Мориса Слободского. Правда, подсветка первой буквы временами обесточивалась и мигала. Сначала это получилось случайно, но Гайдай, когда увидел, сказал, пусть так и остается. Кстати, знаменитая песня, которую в ресторане поет герой Юрия Никулина, на первых кинопробах звучала в исполнении Андрея Миронова на пароходе. Лишь в последний момент ее заменили на «Остров невезения». А «Песню про зайцев» перенесли в ресторан.
— Вы были «глазами» Леонида Гайдая. Тяжело с ним работалось?
— На съемках и вне работы это два совершенно разных человека. Леонид Иович был достаточно строг, и актеры его побаивались. Правда, я никогда не слышал, чтобы он повысил голос. Его однозначным любимцем был Юрий Никулин, для которого специально и писался сценарий. Помню, мы несколько раз переснимали сцену, когда Никулин поскальзывается на банановой корке. У Юрия это никак не получалась, и в конце концов вместо него упал Леонид Каневский.
— Правда, что кандидатура Андрея Миронова была утверждена с большим трудом?
— Я знаю, что Гайдай очень хотел пригласить на роль Козодоева одного из своих любимых актеров Георгия Вицина. По крайней мере, Вицин проходил пробы вместе с Андреем Мироновым. Комиссия «Мосфильма» была против кандидатуры Миронова, но когда мы посмотрели пробы, где Андрей сделал свой характерный жест, тряхнув густой шевелюрой, судьба роли была решена.
— Один из самых знаменитых моментов, когда у героини Светланы Светличной с треском разрывается лифчик и она выкрикивает: «Не виноватая я, он сам пришел!»
— Кстати, это единственная фраза, которую Светличная сказала своим голосом. В фильме ее героиню озвучивала Зоя Толбузина. Светлана перед съемками призналась мне, что ей придется первый раз обнажаться перед камерой. Даже то, что будет видна только спина, ее не успокаивало. К тому же наверху на специальных лестницах находились осветители, которые могли видеть ее обнаженное тело. Поэтому перед тем, как начать съемки, Гайдай приказал всем осветителям удалиться с площадки. Остались только Гайдай, его ассистент, я и Светличная. Сняли буквально за несколько дублей. Правда, когда картину просматривала госкомиссия, ее членов смутила сцена со Светличной, было высказано пожелание убрать эти кадры. Гайдай ни в какую. Если бы не его хитрость, не знаю, что осталось бы от ленты.
— Вы имеете в виду его «трюк» с ядерным взрывом?
— Именно. Комиссия Госкино, просмотрев фильм, в финале застыла от неожиданности. Прямо перед словами «Конец» на экране неожиданно всплыли кадры ядерного взрыва. Гайдаю посыпались вопросы, зачем он это поставил. «Но ведь сейчас очень сложная международная обстановка...» — сказал режиссер. Чиновники, ничего не понимая, стали говорить, что все остальные недочеты можно оставить, но ядерный взрыв надо непременно убрать. Гайдай вроде бы сначала сопротивлялся, но в конце концов уступил. Таким образом он спас картину от других поправок.