Події

«кризис — это кристмас? « — удивленно переспрашивают египтяне, путая мировой финансовый спад… С рождеством

0:00 — 29 січня 2009 eye 572

Тем временем иностранных туристов в Стране пирамид несколько поубавилось

На остановке в Хургаде (Египет) маршрутки в нужном мне направлении нет минут 10, но я пропускаю многочисленные автомобили с шашечками на крыше, отчаянно сигналящие и тормозящие возле каждого пешехода. Дело в том, что в моем кармане лежат последние два фунта — слишком мало, чтобы проситься с ними в такси. «Десять фунтов», — называет свою цену молодой водитель, упорно приглашая меня подвезти. «У меня только два», — отхожу я от открытой дверцы его «Деу». «Хорошо, давай, сколько есть», — охотно соглашается он. Оказалось, Ахмед отлично говорит по-русски (в курортной Хургаде каждый работающий человек разговаривает на нескольких иностранных языках). В конце поездки он вообще меня удивил: «Я мог бы и без денег подвезти пассажира. Ведь всякие ситуации в жизни бывают… »

Симпатичной покупательнице продавец может просто подарить понравившуюся вещь

Самое время ехать в Египет. Во-первых, всегда приятно перенестись из зимы в позднее лето (сейчас дневная температура на севере Африки достигает 23-25 градусов тепла, а ночью опускается до 12, продолжается сезон ветров). Во-вторых, в Египте можно хотя бы на некоторое время укрыться от неурядиц, которые захлестнули мир.

Сюда, кажется, проблемы не дошли. Национальная валюта — египетский фунт — стабильна. Как и год, как и два года назад один американский доллар стоит здесь 5,5 египетского фунта (по нынешнему курсу украинской валюты фунт приблизительно равен 1,4 гривни). Соответственно, цены тоже не растут. По нашим меркам, они вообще смешные. За килограмм вкуснейшего болгарского перца просят 10 фунтов (14 гривен), ароматных дынь и клубники — 5 (около 7 гривен), а свежие, без нитратов, огурцы с помидорами вообще стоят 3 фунта (меньше 5 гривен). И торг, как говорится, уместен. В Египте не принято торговаться только в магазинах, которые указывают цену на товаре. Более того, если продавцу приглянется покупательница, он может просто подарить ей понравившуюся вещь.

Сейчас иностранных туристов, напуганных финансовым кризисом, в Египте несколько поубавилось. И хозяева многочисленных торговых лавок борются за каждого покупателя, сбрасывая цены до неприличия. О традиционном бесплатном чае в любом магазине даже говорить не будем. Нередко «за счет фирмы» угощают «колой». Товарищ, с которым я прогуливалась вечерней Хургадой, решил купить сумку на колесиках (в Египте продаются такие же китайские дорожные сумки, что и у нас, только стоят они раза в два-три дешевле). Пока шел длительный торг с продавцом, я с удовольствием потягивала холодную «кока-колу» из баночки.

- Вот это по-нашему! — шутил, выйдя из лавки товарищ, так и не решившийся на покупку.  — Египетский продавец угощает украинского покупателя за то, что тот ничего у него не взял!

Впрочем, с местным населением нужно держать ухо востро. Любой иностранец для египтянина кажется невероятно богатым человеком. И в этом нет ничего удивительного, ведь многие служащие и рабочие в этой стране имеют зарплату около 100 долларов в месяц, а то и меньше. Поэтому цены для туристов и для местного населения могут значительно разниться. Скажем, если проезд в общественном транспорте стоит для египтян фунт (гривня 40 копеек), то с иностранцев требуют три, а то и пять фунтов. В этом случае лучше не пререкаться, а, сделав вид, что не понимаешь, чего от тебя требуют, отдать фунт и сказать: «Шокран» (»спасибо»). Никто руки выламывать за это не будет и догонять тоже.

В магазинах та же картина. Раньше мой любимый арабский кофе «Afdal» я покупала по 8,50 фунта за упаковку. В этот раз за две упаковки кассир потребовал аж 25 фунтов. «Подорожал кофе?» — удивилась я и отложила одну пачку. Протянула 20 фунтов, и продавец, взяв деньги и упаковав обе пачки в пакет, заметил: «Будет достаточно». Даже если кассир обманул меня изначально, все равно приятно, что в конце концов продал товар дешевле стартовой цены.

Хотя знаю и о вопиющих случаях обмана. Мои знакомые, впервые отдыхавшие в Хургаде, решили проехаться на такси из центра города к своему отелю. Рассчитались 100-долларовой купюрой. Сдачи получили… два фунта.

В новом курортном сезоне туры в Египет, возможно, еще подешевеют

… Так вот, едем мы с Ахмедом из одного конца Хургады в другой (город вытянулся вдоль побережья Красного моря более чем на 40 километров) и беседуем, как водится, о жизни.

- Пустой город, — вздыхает молодой водитель такси.  — Нет туристов, а конкуренция бешеная. Приходится порожняком мотаться.

Действительно, кажется, в Хургаде такси больше, чем людей. Раз так, то выгодное, видно, это дело — таксовать. Впрочем, объяснение очень простое: здесь более чем дешевое горючее. Литр бензина в переводе на гривни стоит 2-2,5, а литр дизельного топлива всего полторы гривни. Это и позволяет моему собеседнику даже не в сезон иметь за рабочую смену 40-50 фунтов (60-70 гривен) чистого дохода. Добыча нефти приносит Египту колоссальные прибыли. Больший оборот стране дает только Суэцкий канал — кратчайший водный путь между портами Атлантического и Индийского океанов. Потом следует импорт длинноволокнистого хлопка, который выращивают лишь в долине Нила. Туризм стоит на четвертом месте.

«Перед тем как разразился мировой кризис, египетская экономика находилась в стадии активного развития. Средний показатель экономического роста за последние три года составил семь процентов, — сказал недавно в интервью российскому информагентству «Новости» премьер-министр Египта Ахмед Назыр.  — Непосредственного влияния на нашу экономику этот кризис не оказал: банковский сектор не был им затронут прямо, поскольку нет зависимости между египетскими и иностранными банками, будь то в США, Европе или где-то еще. Однако это окажет влияние на темпы экономического развития Египта в среднесрочной и долгосрочной перспективе».

Уже сейчас наблюдается уменьшение доходов страны от туризма. Больше всего терпят убытки отели с не очень высоким уровнем сервиса, которые изначально были рассчитаны на отдыхающих среднего достатка, то есть на туристов из стран бывшего СССР. Например, трехзвездочный отель, недельная путевка в который обошлась мне со скидкой турфирмы в 290 долларов, заполнен сейчас всего на 63 процента. Обычно в это время здесь бывает занято 80-90 процентов номеров. Генеральный директор отеля мистер Магди Заки говорит, что их цены остались на уровне прошлогодних, просто многие русскоговорящие туристы (а в отеле более половины мест резервируют выходцы из бывшего Союза, остальные — немцы, французы, бельгийцы) боятся тратить деньги на путешествия, не имея уверенности в завтрашнем дне. Поэтому, считает опытный менеджер (господин Заки в отельном бизнесе уже 37 лет, работал в развитых европейских государствах, несколько месяцев назад вернулся в Египет, увидев здесь перспективы), многие отели в ближайшие время, скорее всего, снизят цены процентов на 10-15. То же самое, полагает он, должны сделать и авиакомпании, иначе все останутся в проигрыше.

До увольнения персонала и уменьшения зарплаты дело пока не доходит — здесь находят иные пути экономии. Более того, с мая этого года, чтобы в будущем привлечь как можно большее количество туристов, в отеле начнется грандиозная реконструкция, чтобы повысить свой «звездный» статус.

Гораздо в лучшем положении сейчас находятся пятизвездочные отели. Рядом с моим расположен отель, который входит в список лучших гостиниц мира. Здесь отдыхают только богатые туристы. К их услугам роскошные апартаменты, три бассейна для взрослых и два — для детей с подогревом в зимнее время. Кроме того, десять ресторанов, где каждый день готовят около десятка основных блюд, четыре-пять видов супов, множество разнообразных салатов и десертов. А также девять баров, площадки для спортивных и культурных развлечений (самые экзотичные из них, пожалуй, выступления факиров со змеями). На тысячу шестьсот отдыхающих здесь приходится тысяча человек обслуживающего персонала. На Новый год и Рождество отель был заполнен практически полностью.

- Мы не замечаем мирового кризиса и пока чувствуем себя спокойно, — говорит ассистент главного менеджера пятизвездочного отеля Али Рэгаб.  — Ведь пока принимаем туристов, которые зарезервировали у нас места гораздо раньше — за несколько месяцев, а то и за полгода до новогодних праздников. Это в основном французы, немцы, голландцы, швейцарцы, болгары, сербы, румыны… В последнее время отель стал популярным и среди туристов из стран СНГ. В январе-феврале, когда в Египте стоит самая холодная погода, количество отдыхающих традиционно снижается. Поэтому достоверно сказать, с чем связано уменьшение потока туристов — то ли с климатическими условиями, то ли с кризисом, — можно будет в марте, когда начнется новый курортный сезон.

Песни Потапа и Насти Каменских звучат в Хургаде вперемешку с арабскими

- Кризис? Что это такое? Это Кристмас? — изумленно переспрашивали меня египтяне. Слово, которое сейчас на устах десятков миллионов людей, еще не вошло в их лексикон, поэтому мировую финансовую нестабильность они путают с Рождеством (английское написание Christmas). Тем не менее затишье в торговле здесь ощутимо. С некоторыми из продавцов мы успевали не спеша выпить по стакану ароматного чая, и за эти полчаса в открытые настежь двери не входил ни один покупатель. А чтобы завлечь туристов «только посмотреть» товар, зазывалы не ленятся перебегать даже на противоположную сторону улицы.

В своих проблемах египтяне винят Америку. А к жителям Украины, которые пострадали от кризиса, особенно снисходительны. И любят нас больше, нежели других отдыхающих. «Мы из Украины», — эти слова можно произносить как пароль. Кстати, многие египтяне, работающие в сфере обслуживания, как правило, знают не только названия украинских городов, но и несколько фраз по-украински: «Дякую», «Будь ласка», «Ласкаво просимо». А песни в исполнении Потапа и Насти Каменских звучат в Хургаде вперемешку с арабскими.

Сложившаяся экономическая ситуация в мире ударила по кошельку, прежде всего тех, кто работает именно с украинскими туристами. Россияне по инерции еще продолжают сорить деньгами, хотя их рубль в последнее время тоже начал сдавать позиции. Пляжные информаторы легко уговорили женщин из российского Иваново, занимавших соседние со мной лежаки, сделать стрижки за 10 долларов и пройти курс массажа за 70. Хотя, жаловался Махмуд, приглашавший меня последовать примеру россиянок, даже туристка из Швейцарии, которая еще вчера согласилась оплатить серию косметических процедур стоимостью 135 долларов, сегодня отказалась, сославшись на финансовую несостоятельность.

- Кризис? Конечно, чувствуется, — останавливается на минутку Надя из Санкт-Петербурга, коллега Махмуда, которая уже шестой год живет в Хургаде.  — Посмотрите, стоят прогулочные корабли. Нет желающих совершать водные прогулки. И это продолжается уже месяца три. Мой бывший муж — капитан одного из этих кораблей, сейчас сидит без работы.

Женщина, беря на руки двухлетнюю дочь, идет дальше, задавая туристам традиционные вопросы: «Хотите ли себя побаловать чем-нибудь? Сауна, массаж, маникюр, педикюр, тату… » Ей нужно спешить — пляж пустеет…