Політика

Бывший посол украины в сша юрий щербак: «барак обама очень сдержанный, я бы даже сказал, что у него меланхолический тип характера»

0:00 — 30 січня 2009 eye 568

17 лет назад были официально установлены дипломатические отношения между Украиной и Соединенными Штатами Америки

Юрий Щербак работал послом Украины в США в довольно непростое для нашей страны время, когда формировалась не только отечественная дипломатия, но и сама украинская государственность. В силу специфики работы ему довелось общаться со многими известными мировыми политиками, среди которых можно назвать президентов США Джорджа Буша-старшего и Джорджа Буша-младшего, Билла Клинтона, Барака Обаму, вице-президента Соединенных Штатов Альберта Гора, госсекретарей США Мадлен Олбрайт, Кондолизу Райс, Хиллари Клинтон и ряд других известных в мире личностей. О своих впечатлениях от этих встреч посол Украины в США в 1994-1998 годах Юрий Щербак и рассказал «ФАКТАМ».

«Я подумал: «Сижу в Овальном кабинете, ноги на американском гербе. Ну, ничего себе!»

- Юрий Николаевич, это правда, что вы знакомы с новым президентом Соединенных Штатов Америки? Где и как вы познакомились с Бараком Обамой?

- В 2005 году я был советником Председателя Верховной Рады Владимира Литвина. Тогда в Украину прилетели американские сенаторы Ричард Лугар и Барак Обама. И я очень хорошо запомнил этого молодого и немногословного афроамериканца. Я тогда было решил, что его молчание и сдержанность связаны с длительным перелетом. Но немногословность оказалась чертой характера Барака Обамы. Он этим отличается от наших представлений об афроамериканцах, которых мы воспринимаем импульсивными. А Барак Обама очень сдержан, я бы даже сказал, что у него меланхолический тип характера.

Сенатора Лугара я знал еще с 1994 года. Он был автором закона Нана-Лугара, в котором речь шла о помощи странам, отказавшимся от ядерного оружия. Именно Ричард Лугар обратил внимание на молодого сенатора Обаму и предложил ему работу в комитете по иностранным делам при Сенате США, которым руководил. То есть Ричард Лугар стал этаким духовным наставником Обамы, проложил ему дорогу в большую политику. И Обама согласился. Помню, его тогда обвиняли в отсутствии международного опыта, в том, что он, дескать, посетил всего лишь пять стран. Но в их числе, как я уже говорил, была и Украина.

- Барак Обама, кстати, вспоминает визит в Украину в своей книге «Дерзость надежды»…

- Я ее сейчас читаю и хочу сказать, что в восторге от этой книги. Она воспринимается как учебник о нынешней политической ситуации в Соединенных Штатах. К тому же дает четкие представления о характере и политических взглядах Обамы. Хочу сказать, что он человек, который осмысливает события и свои поступки. А это очень важно, потому что многие политики не умеют задумываться над своими шагами.

- Юрий Николаевич, вам довелось быть послом нашей страны в довольно непростое время, когда только формировалась украинская дипломатия. Что вам больше всего запомнилось за время вашего пребывания в Америке в качестве посла?

- Это, конечно, первый визит в США в 1994 году нашего Президента Леонида Кучмы. Меня тогда только-только назначили послом. В Вашингтоне в честь приезда Леонида Даниловича устроили серьезный, я бы даже сказал, уникальный прием в Белом доме. Украина тогда была популярной страной, поскольку объявила о намерении отказаться от ядерного оружия.

Сначала на лужайке у Белого дома перед прессой выступили Билл Клинтон и Леонид Кучма. А потом был дан государственный обед в честь Президента Украины. Стоит отметить, что подобные мероприятия проводятся не очень часто. Когда такое случается, то в вашингтонских газетах печатают список приглашенных, сообщают меню. Но больше всего меня впечатлила экскурсия по Белому дому, которую провел Билл Клинтон для Леонида Даниловича и его супруги Людмилы Николаевны, а я их сопровождал. И когда Клинтон вывел нас на балкон Белого дома, я подумал: «Бог мой, куда я попал? Это же Белый дом — центр мировой политики, можно сказать, центр Вселенной». (Смеется. ) В тот момент я вспомнил о своем отце, который вряд ли мог себе представить, где окажется его сын, о своих уманских дедах, которые были простыми украинскими селянами… Потом появилась и совершенно шальная мысль: «А если сейчас вдруг какой-то снайпер целится в нас, смотрит сквозь прицел на балкон Белого дома?»

- В знаменитом Овальном кабинете (место проведения официальных встреч с президентом США) были?

- Был, и не раз. Там на фоне окна, из которого виден сад за Белым домом, стоит стол президента США. Каждый новый хозяин Овального кабинета украшает его своей картиной. Когда был Клинтон, там, по-моему, висел портрет Джорджа Вашингтона. В кабинете есть место для гостей — диванчик. В центре стоят два кресла: для президента США и его гостя. Помню огромный, на всю комнату овальный ковер, на котором изображен герб США. В один из моих визитов так получилось, что мои ноги оказались как раз на американском орле, изображенном на гербе. Я подумал: «Сижу в Овальном кабинете, ноги на американском гербе. Ну, ничего себе!» А насчет ощущения… Если человек с мало-мальским воображением попадает в этот кабинет, то понимает, что там делается мировая политика, происходят великие исторические события!

Доводилось встречаться и с Хиллари Клинтон. Помню, я передавал ей подарок от Людмилы Николаевны Кучмы. По-моему, что-то керамическое. Самое интересное, что эта встреча произошла как раз в тот день, когда разразился скандал с Моникой Левински (17 января 1998 года.  — Авт. ). Когда я шел на встречу с Хиллари, то уже знал о случившемся. Мне о скандале рассказал Карлос Паскуаль (впоследствии — посол США в Украине в 2000-2003 годах.  — Авт. ), с которым мы были в очень хороших отношениях.

«В США до сих пор считают, что Билла Клинтона президентом сделала его супруга Хиллари»

- И как себя вела госпожа Клинтон? Наверное, была в расстроенных чувствах?

- Нет, никаких эмоций! Позже, в своей книге она написала, что у нее случилась истерика, когда она узнала об этой истории. Если помните, этот скандал обсуждался всеми, везде, днем и ночью. А в Америке ужас что творилось в те дни! Круглосуточно на всех телеканалах говорили только об этом. Когда я вышел из кабинета, где встречался с Хиллари Клинтон, ко мне бросился корреспондент «Нью-Йорк Таймс» и спросил: «Вы только что были у нее. Что она, как она, какова ее реакция?» Я ему сказал: «Вы думаете, что она плакала, рыдала, жаловалась? Если вы так думаете, то ошибаетесь. Она вела себя достойно, мужественно».

- Все-таки первая леди США…

- Да, именно первая леди. Я ее очень уважаю, столько перенести… Хиллари очень взвешенный, серьезный человек. И в то же время она невероятно амбициозна. В США до сих пор считают, что именно она сделала Билла Клинтона президентом США, подталкивая его к этому. И, очевидно, это правильно, потому что Билл такой веселый человек, которому не чужды радости жизни. Мне кажется, пост президента его несколько тяготил. Ведь быть президентом США — это тяжелейшая, ответственнейшая работа. Хотя он с ней справился великолепно.

- Сейчас Хиллари Клинтон назначена госсекретарем США. Это неплохой трамплин для нового штурма поста президента. Как вы считаете?

- Думаю, что вряд ли. Я был в Америке как раз в то время, когда там шли дебаты на последних президентских выборах. И Хиллари Клинтон была уже, как мне показалось, очень уставшей. Ощущалось, что вдруг как-то перегорела. В отличие от молодого Барака Обамы, у которого только начинается расцвет его политической жизни. А Хиллари, видимо, поняла, что есть стена, которую не может пробить.

- А что за человек Билл Клинтон? На первый взгляд может сложиться впечатление, что он такой себе рубаха-парень?

- Он — удивительный! Его в Америке называли «тефлоновый мальчик». То есть такой мя-я-ягкий. Меня поразили очень тонкие и длинные пальцы Билла Клинтона. Когда вручал ему верительные грамоты посла и жал руку, то чувствовал, что она хрупкая. Он, кстати, из простой семьи.

В то же время Билл Клинтон очень лаконичный в разговорах и остроумный. Помню, во время визита Кучмы в США, Леонид Данилович говорит Клинтону: «Вот у нас в Украине проблема: мы хотим преобразований, реформ, а нам Мороз мешает». А тогда, если помните, Александр Мороз был лидером оппозиции. Биллу Клинтону перевели фамилию Мороз как «холод». А когда уточнили, что это фамилия украинского политика, Клинтон ответил: «У нас тоже есть свой «Мороз», и зовут его Нют Гингрич». Он тогда был спикером Конгресса США. То есть Клинтон умел создавать непринужденную атмосферу.

- В связи со скандалом с Моникой Левински хочу спросить, а правда, что Клинтон был такой себе ловелас или ходок налево, как у нас говорят?

- Я вам расскажу такую историю, а вы судите сами. Во время его визита в Украину в 1995 году в Мариинском дворце проходили переговоры. И там красивые девушки подавали воду, чай, кофе. Билл Клинтон, когда видел одну из них, нет-нет и бросит на нее, так сказать, профессиональный взгляд. (Смеется. ) Я тогда про себя подумал: «Ну, молодец».

А вот Альберт Гор, который был вице-президентом США, совсем другой. Он более аристократичен. Я с ним общался чаще, чем с Клинтоном. И огорчился, когда в 2000 году он уступил на президентских выборах Бушу-младшему. Проиграл на предвыборных дебатах, потому что… очень умный. Оказалось, для завоевания симпатий нужно быть попроще, как Буш-младший, который шутил все время, создавал себе имидж простого парня.

«В 1997 году я из вежливости сказал Бушу-младшему: «Желаю вам стать президентом США». А Буш взял и выполнил мое пожелание»

- А с Бушами знакомы?

- Конечно. Первый раз я увидел Джорджа Буша-старшего, когда он приезжал в Киев в 1991 году и выступал в Верховном Совете. Как раз накануне ГКЧП. В парламенте он сидел в правительственной ложе. Я тогда был министром экологии и находился как раз за ним. Сижу, смотрю в затылок человеку, который был директором ЦРУ, вице-президентом, президентом США, и думаю: «Что же у него в голове там творится? Он же такое знает, что представить невозможно». А потом вспомнил слова Джорджа Буша-старшего, который в бытность директором ЦРУ после смерти Леонида Брежнева сказал Юрию Андропову (тогдашнему председателю КГБ): «Мы с вами кое-что об этом мире знаем».

Лично же познакомился с Джорджем Бушем-старшим, когда уже был послом Украины в США. Он меня пригласил в свою семейную усадьбу в Хьюстоне. Там у него огромный дом с парком. Буш меня встречал сидя, потому что у него был гипс на ноге. Оказалось, что он готовился к прыжкам с парашютом и сломал ногу. Одна у него в гипсе, а на другой — американский ковбойский сапог с… гербом президента Соединенных Штатов. Он почти такой же, как герб государства, только есть еще надпись: «Президент США». Откровенно скажу: Буш-старший очень обаятельный человек. Хотя с экранов телевизоров он мог бы показаться замкнутым. Вообще, умение американских политиков не отталкивать, а притягивать к себе — это целая школа.

Кстати, Буш-старший тоже шутить умел. Как-то ему вручали награду в Вашингтоне. Он выходит и говорит: «Здравствуйте, вы меня, наверное, не знаете. Я муж Барбары Буш, известной всей стране». Присутствующие легли от смеха… Надо отметить, что Барбара Буш действительно очень популярна в Америке. Такая себе «всеамериканская бабушка». Представители рода Бушей — это южане из Техаса, протестанты, очень осторожные. Всегда служили на государственной службе. А Барбара Буш — из рода Уокеров. Они католики, нувориши, которые как-то заработали большие деньги и известны своей способностью на безумные действия. Оказалось, что Буш-младший пошел в мамин род.

- Притчей во языцех стали не совсем удачные высказывания Буша-младшего на посту президента…

- Скажем так, он «не обременен глубокими знаниями». До своего президентства Джордж Буш-младший вел легкомысленный образ жизни, гулял, кутил. Он не был таким глубоким, как его отец, но брал за счет остроумия: что ни скажет, все смеются. Кстати, вы знаете, что семейство Бушей готовило в президенты США не Джорджа, а его младшего брата Джеба. Но тот стал губернатором Флориды. А с Джорджем Бушем-младшим мы встречались в 1997 году. Помню, я тогда ему из вежливости сказал: «Желаю вам стать президентом США». Хотя на самом деле симпатизировал Альберту Гору. А Буш взял и выполнил мое пожелание.

- Юрий Николаевич, а как вас назначили послом?

- В 1994 году я возглавлял наше диппредставительство в Израиле. Вскоре после того, как Президентом Украины в июле был избран Леонид Кучма, меня вызвали в Киев. Я пришел в Администрацию Президента и встретился с Леонидом Даниловичем. Он мне сказал: «Хочу назначить вас послом в США». Конечно, это была огромная неожиданность для меня.

- Как вас встретила Америка?

- До этого я уже бывал там и хочу сказать, что Америка дает очень огромное ощущение свободы! Точнее, давала. Сейчас — нет. Так вот: в Вашингтоне, недалеко от реки Потомак, у посольства Украины — большой комплекс зданий, купленный на деньги, собранные украинской диаспорой, нашим первым послом в США Олегом Белорусом. Вскоре после моего приезда на новое место работы случился такой казус. Дело в том, что все наши здания обслуживали разные, если можно так сказать, коммунальные службы. Во всех зданиях посольства были счетчики электроэнергии, принадлежавшие разным компания. И вот ко мне пришли представители этих компаний и говорят, что мы задолжали за электроэнергию чуть ли не миллион долларов. Я за голову ухватился… Помог утрясти проблему очень смышленый парень, который занимался хозяйственными делами в посольстве. Мы заплатили совсем незначительную сумму.

- То есть правду говорят, что 17 лет назад, когда были официально установлены дипломатические отношения с США, нашим дипломатам было трудно вначале даже в бытовом плане. Российская пресса писала, что в первой половине 90-х годов сотрудники украинского посольства в Вашингтоне из-за плохого обеспечения даже получали продуктовые пайки в российском посольстве. Это правда?

- Нет, это просто наша жадность. История такова: в Вашингтоне посольство России расположено в огромном комплексе, который достроили уже после распада СССР. Но россияне еще долго не решались в него заселяться. Боялись прослушки. Ведь незадолго до этого российский генерал Бакатин открыл американцам схемы прослушек в посольстве США в Москве. Сами россияне называли свой посольский комплекс «Воронья слободка». Потому что российские дипломаты жили там обособлено, у них были свои магазины, короче говоря, целая инфраструктура. В отличие от нашего посольства, сотрудники которого жили в Вашингтоне, свободно передвигались по городу и так далее. А россиян собрали вместе, и все они там были под контролем руководства. Более того, я вам скажу, что сотрудникам посольства России в США без письменного разрешения американских властей нельзя было выезжать далее 30 километров от своего посольства.

- Зачем такие строгости?

- Это был ответ США на действия властей России, наложивших запрет на перемещение сотрудников американского посольства в Москве. Так вот, как я уже рассказал, в российском посольстве были свои магазины, и сотрудники нашего представительства ездили туда отовариваться. Я не считал нужным им запрещать. Но никаких бесплатных продуктовых пайков не было. Я после этого организовал магазин при нашем посольстве. У нас были такие Сема из Молдовы и Рома из Украины. Они и организовали этот магазин. Помню, я им сказал: «Чего люди страдают? Им селедочки хочется, черного хлеба». Ведь в Америке нет такого хлеба как у нас…

- И что, из Украины возили продукты в посольство?

- Не знаю, где они брали, но привозили хорошие продукты. Помню, сделали пищеблок, столовая была, где подавали недорогие обеды. Ну, а водкой для приемов и других официальных и неофициальных мероприятий нас снабжали по линии Министерства иностранных дел.