Культура та мистецтво

«Украинские ведьмы чаще помогали людям, чем причиняли зло»

13:42 — 7 травня 2013 eye 6568

Об особенностях представителей украинской нечистой силы, которая, согласно поверью, собирается в ночь с 30 апреля на 1 мая на самый главный в году шабаш, «ФАКТАМ» рассказала старший научный сотрудник Института народоведения Национальной академии наук кандидат исторических наук Оксана Кись

Принято представлять ведьм злобными костлявыми уродинами, постоянно стремящимися напакостить порядочным людям. Но многолетние исследования известного львовского этнолога Оксаны Кись (на фото) опровергают эту точку зрения. «Украинские ведьмы были весьма привлекательными и соблазнительными женщинами, — считает она. — Более того, они чаще помогали людям, чем причиняли зло...»

— Сам термин «ведьма» происходит от слов ведать и знать, — рассказывает Оксана Кись. — То есть человек обладает знаниями, недоступными для других: умеет лечить травами и заговорами, разбирается в особенностях человеческого организма, если речь идет о повитухе. Для необразованной среды сельской общины все это казалось загадочными магическими действиями. В народе считалось, что ведьмы бывают двух видов — рожденными и унаследовавшими свой дар. От этих особенностей нельзя было избавиться, а оставалось только развивать.

В легендах и поверьях говорится: такой дар передавался от самой старшей в роду женщины, которая, чувствуя приближение смерти, начинала учить свою младшую внучку или правнучку. Люди верили, что «рожденные» ведьмы больше помогают людям, чем вредят. Другое дело ведьмы обученные — к ним относились с опаской. Как правило, женщины, которые смогли самостоятельно овладеть магической техникой, использовали ее для своей корысти.

— Украинская ведьма отличалась от европейской или русской, она не обязательно связана с темными силами, — продолжает пани Оксана. — Внешне напоминала Солоху из известного произведения Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» — красивая женщина с ярким сексуальным началом. Представляла опасность для мужчин, влюблявшихся в нее помимо воли. Тем не менее ведьмы не были в селе изгоями и не жили уединенно где-то в лесу. В научных экспедициях я искала шептух или знахарок и чаще всего находила их хаты на окраине селения. Они считались обычными жителями, частью общины. Например, в селе Сорочинцы и сейчас чуть ли не каждую вторую женщину называют ведьмой. Однако они свободно посещают церковь, заходят в дома односельчан, их приглашают на крестины, свадьбы... Но в народе соблюдают примету: если хочешь уберечься от злых чар ведьмы, используй соль, чеснок.

В отличие от средневековой Европы с ужасами инквизиции, в Украине не было массовой охоты на ведьм. Исследователи XIX столетия выяснили, что судебных дел, в которых упоминается нечистая сила (в основном гражданские иски о причиненном имущественном ущербе), было очень мало. Деяния ведьм не рассматривались как богоотступничество, преступление против веры и церкви — как считалось в Европе. По мнению Оксаны Кись, отношение к женщине, называемой ведьмой, было достаточно ситуативным. В один момент люди обращались к ней за помощью, а если в селе происходила беда — мор домашнего скота, засуха, неурожай, эпидемия, — ее могли обвинить и публично казнить (сжечь или утопить). Но такое случалось крайне редко.

— Помимо ведьм, в колдовстве и связях с нечистой силой селяне подозревали и других женщин, — продолжает Оксана Кись. — Например, вдов: мол, не причастна ли она к смерти мужа? Кроме того, одинокая женщина, самостоятельно, без помощи и руководства мужчины, ведущая хозяйство, вызывала подозрения. Над ней некому держать контроль, следить за ее моралью. В некоторых регионах именно вдов использовали для призыва дождя во время засухи. Считалась, что их молитва более сильная. Или во время мора домашнего скота вдов запрягали в плуг, и они вспахивали полосу вокруг села.

Пособницей нечистой силы могла стать и «покрытка» — девушка, согрешившая с мужчиной до замужества. За это высшие силы могли наказать не только саму провинившуюся, ее родителей и родственников, но и всех жителей села. Если потерю девичьей чести удавалось сохранить в тайне, все обходилось без последствий. Но если грех становился достоянием гласности... На Гуцульщине таким девушкам обрезали волосы. В других регионах несчастных обмазывали дегтем, посыпали перьями, водили на привязи по селу, стегая намоченными в соленой воде веревками от церковных колоколов. При этом народ требовал публичного покаяния.

Многие из этих поверий давно уже ушли в небытие. После многочисленных войн, прокатившихся по Украине, почти каждая вторая женщина стала вдовой, досвадебный секс не осуждается обществом. Но в селах люди по-прежнему шепчутся: «Ведьмы есть, их много!» Вот только вряд ли они в ночь на 1 мая летают на Лысую гору на ведьминский шабаш.