«мои четырехлетние дочки-двойняшки не только похожи как две капли воды. У них и порок сосудов оказался одинаковым»

0:00 — 30 січня 2009 eye 997

Одну девочку уже прооперировали, второй вмешательство сделают в ближайшие дни. Только так можно избавить малышек от угрожающих жизни кровотечений

«Мама, что это у меня такое красивое?» — увидев свой шрам на животе, спросила Владислава. Ее сестричка с интересом рассматривает тонкую красную линию. Скоро и у нее будет такая же.

- Мои дочки-близняшки не только похожи друг на друга как две капли воды, но и врожденные пороки сосудов у них оказались одинаковыми, — говорит 34-летняя мама девочек Инна.  — Владислава и Валерия родились раньше времени — на 32-й неделе беременности. Они были недоношенными, поэтому первые недели жизни провели в этой же больнице, где мы находимся сейчас, только в другом отделении. Именно тогда, после всех обследований, врачи объяснили, что у малышек одинаковый врожденный порок сосудов, который может проявиться кровотечениями из варикозно расширенных вен желудка и пищевода. Мне так хотелось верить, что все обойдется — дочки просто перерастут и вмешательство хирургов не потребуется. Но в прошлом октябре у Влады началась рвота с кровью…

Владиславу прооперировали 10 января. На ближайшие дни назначили вмешательство ее сестричке. Врачи решили оперировать близняшек по очереди.

- Еще пять лет назад считалось, что при таком пороке операцию нужно делать в семь-десять лет, — говорит врач-ординатор отделения ургентной хирургии Национальной детской клинической больницы «Охматдет» Олег Годик.  — Тогда диаметр сосудов больше и оперировать легче. Но ведь малыш мог просто не дожить до этого возраста, а погибнуть от кровотечений. Чтобы сшить сосуды маленького ребенка, мы используем микроскопы и очки с четырехкратным увеличением. Это сложная, длительная операция. В ходе вмешательства мы используем разные методики: прошиваем вены пищевода, хирургически создаем обходные пути, перераспределяем кровоток таким образом, чтобы уменьшить давление в венах.

«Увеличенная селезенка — один из симптомов болезни»

- Влада очень похудела после операции, все еще слабенькая, — говорит мама девочек Инна.  — Она очень испугалась, когда началась рвота с кровью. Поэтому сейчас ведет себя осторожно, боится сделать резкое движение, съесть лишнее.

- Как вы готовите к операции вторую дочку?

- С Лерой работает психолог. Самое неприятное для дочки то, что в реанимации несколько дней она будет находиться без меня. Спрашивает: «Мама, ты же придешь ко мне? Не забудешь меня?» Я ее успокаиваю, рассказываю, что Владу уже вылечили. Теперь и ей нужно немножко потерпеть, чтобы не болеть. Признаюсь, я очень надеялась на то, что болезнь проявится только у одной дочки. Если у Влады специалисты все время находили варикозно расширенные вены, то у Леры до двух с половиной лет все было нормально, обследования не выявляли никаких проблем. Но год назад во время очередной проверки оказалось, что у нее увеличена селезенка. А это один из симптомов порока сосудов. К счастью, у Леры еще не было кровотечений. Но если не сделать операцию, они обязательно начнутся.

- Когда у Влады начались кровотечения?

- Минувшей осенью. Первое произошло в Луганске, куда мы с девочками приехали в гости к моим родителям. Она бегала, игралась, и вдруг ей резко стало плохо. Началась рвота… В больнице дочке поставили зонд, вводили кровоостанавливающие препараты. Владе помогли вовремя и грамотно. Я планировала сразу после ее выписки ехать в Киев, в «Охматдет». Но девчонки подхватили ветрянку. Вместе с ними переболела и я. Пришлось отложить отъезд. В декабре, когда уже можно было ехать домой, в Киев, у Влады вновь началось кровотечение. Так страшно, когда такое происходит с ребенком…

Когда Инна находится с одной дочкой в больнице, с другой нянчатся дедушка и бабушка, которые специально для этого приехали из Луганска.

- Муж оставил нас, как только узнал о том, что дети больны, — объясняет Инна.  — С тех пор он их ни разу не видел. Признаюсь, без помощи родителей с трудом бы справилась с этой ситуацией.

«После кровотечений дети долго восстанавливаются»

- Кровотечения варикозно расширенных вен пищевода и желудка очень сложно остановить, — объясняет Олег Годик.  — При этом резко падает гемоглобин — иногда до 30 единиц. А такое состояние требует переливания крови, интенсивной терапии. После подобных кровотечений дети очень долго восстанавливаются.

Медики говорят, что эта болезнь встречается все чаще. Однако недуг научились выявлять у совсем маленьких детей. Мы попросили специалиста объяснить, что происходит с сосудами.

- Кровь от кишечника, селезенки, желудка направляется в печень по портальной вене для обеззараживания, — продолжает хирург.  — Если в вене возникает высокое давление, кровь ищет возможность обойти печень. Проще всего это сделать по тонким венам желудка и пищевода. А они под давлением расширяются и вскоре начинают разрываться. В ходе операции мы искусственно создаем обходные пути по таким сосудам, благодаря чему уменьшаем давление.

Сразу после операции врачи предпочитают не говорить о ее результатах. Только месяца через три они могут точно сказать, насколько удалось уменьшить варикозно расширенные вены.

- Мы рекомендуем родителям показывать нам детей через месяц после операции, затем через три месяца и через полгода, — говорит Олег Годик.  — Делаем все необходимые обследования, чтобы убедиться, снизилось ли давление в сосудах. У нас есть группа пациентов, которых прооперировали десять лет назад. С тех пор у них не было ни одного кровотечения. Но, согласно статистике, из ста прооперированных детей у пяти вновь начинаются кровотечения. Тогда требуется повторная операция.

- Почему возникает это заболевание?

- Мы заметили, что подобные проблемы с сосудами могут появиться у детей, которые родились недоношенными, — отвечает профессор кафедры детской хирургии Национального медицинского университета имени А. А. Богомольца Александр Дубровин.  — Им для введения лекарств в пупочную вену вставляют катетер. Со временем в ней повышается давление. Портальная гипертензия бывает у малышей, появившихся на свет в результате осложненных родов или если мама в период беременности перенесла TORCH-инфекцию. Также к болезни может привести перенесенный сразу после рождения сепсис. Кстати, за разработку методик операций у детей руководитель нашей кафедры Даниил Кривченя на днях получил Государственную премию.

- После операции по коррекции сосудов врачи рекомендуют придерживаться диеты, — говорит Инна.  — Нельзя соленой, кислой, жареной пищи. Но моим девочкам и раньше не разрешали такого есть, так что они привыкли. Обязательно покажу дочек врачам и через месяц, и через три, чтобы услышать: операции сделали вовремя и их результатами специалисты довольны.