Україна

«В Европе карету скорой помощи списывают уже через два года использования, а у нас автомобили ездят на вызовы по десять лет!»

12:15 — 23 травня 2013 eye 1827

В Пуще-Водице под Киевом проходит пятый украинский чемпионат бригад скорой медицинской помощи. Соревнуются 35 команд не только из Украины, но и из Молдовы, Польши, Литвы, Эстонии, Словении

Ход медицинской реформы, трудности, с которыми сталкиваются врачи, жалобы пациентов... В последнее время эти вопросы активно обсуждаются в нашей стране. Почему-то свидетели ДТП или других чрезвычайных происшествий каждый раз заявляют, что «скорая» ехала слишком долго. Хотя затем выясняется, что бригада прибыла через семь или даже пять минут после вызова. Ведь современная техника позволяет четко фиксировать не только телефонный звонок, но и время прибытия врачей к пострадавшим. Да и врачи стараются как можно скорее оказать помощь, спасти жизнь. Готовы ли мы, окружающие, им помогать? Как часто вы видели водителей, уступающих дорогу машине с надписью Ambulance и номером телефона 103? А ведь от этого зависит, удастся ли вовремя помочь больному, раненому, избитому или обожженному человеку.

«Врачи приезжали бы еще быстрее, если бы машины были оснащены GPS-мониторами»

В эти дни под Киевом проходят ежегодные соревнования бригад скорой помощи. В Пущу-Водицу съехались врачи со всей Украины и не только. Свой профессионализм в этом году продемонстрируют также сотрудники станций скорой помощи из Молдовы, Польши, Литвы, Эстонии, Словении. Коллегам есть что обсудить: жесткие временные рамки, способы передвижения в уличных пробках или снежных заносах, недостатки преимущества спецавтомобилей...

— Чаще всего у нас спрашивают: почему скорая помощь не всегда приезжает на вызовы вовремя? — рассказывает директор Днепропетровского областного центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф Радий Шевченко. — Объясняется это двумя причинами. Первая не имеет отношения к медицине, но понятна жителям больших городов: качество наших дорог оставляет желать лучшего, улицы, особенно в центре или в случае проезда VIP-персон, часто перекрывают, на многих домах нет номеров, лифты поломаны... А если еще и пробка образовалась, то другие водители, как правило, не считают нужным пропустить карету скорой. Существует еще один фактор — медицинский. Я считаю, что количество пунктов базирования машин скорой помощи, например в Днепропетровской области, недостаточно, чтобы успевать обслужить все вызовы. Хотя в нашем регионе за последние два года число подстанций увеличилось с 92 до 130. В Днепропетровске раньше было всего восемь мест базирования бригад скорой помощи, теперь их 22, что повысило оперативность. Врачи приезжали бы еще быстрее, если бы машины были оснащены GPS-навигаторами, которые прокладывают оптимальный маршрут по заданному адресу. Такие устройства уже давно используют медики европейских стран.

— Часто можно услышать жалобы, что кареты скорой помощи неудобны, морально устарели...

— С новыми машинами проблем нет. Ремонта и переоборудования требует старая техника. В Европе, к примеру, санитарный транспорт работает всего два года, после чего переводится на менее интенсивное использование или вообще списывается. Безусловно, машины, которые изо дня в день выезжают к больным в течение десяти лет, вырабатывают свой ресурс очень быстро. Мы стараемся с максимальной эффективностью использовать имеющиеся авто, но, думаю, всем понятно, что кареты, которые мы получили в 2000 году, не могут конкурировать с теми, которые начали работать в 2012 году. Санитарный транспорт требует регулярного обновления.

— Сколько машин вам не хватает на данный момент?

— С количеством проблем нет. Нас больше волнуют вопросы качества. В области работают 282 бригады скорой помощи. Даже те кареты, которые мы получили в прошлом году, уже через четыре-пять лет необходимо будет заменить или обновить.

«За два последних года парк санитарного транспорта Днепропетровщины обновился практически на 30 процентов»

— Много ли в вашем парке осталось старых авто?

— В течение 2011–2012 годов ситуация с каретами скорой заметно улучшилась. Мы получили специально оборудованные автомобили «Пежо Боксер». Они отвечают государственному стандарту санитарного транспорта и предназначены для оказания экстренной помощи, в них можно проводить медицинские процедуры на высоком уровне. Кроме того, в 2011 году Днепропетровская область закупила за счет местного бюджета 13 автомобилей. Семь из них — на базе «Пежо Боксер», а пять — на базе «Форда». В общем, за два последних года парк санитарного транспорта обновился на 89 карет. Это практически 30 процентов от общей численности санитарного транспорта Днепропетровской области. И мы не собираемся снижать темпы. В 2013 году планируем закупить за счет госбюджета еще сто карет.

— Вы говорите о тех автомобилях, которые не раз критиковали и за завышенную закупочную цену, и за недостатки комплектации?

— Я не буду отрицать, что существуют машины с более современным оборудованием, укомплектованные новейшими дыхательными аппаратами... Но в государственном стандарте санитарного транспорта не указаны производители, которые могли бы удовлетворить тех, кто критикует комплектацию «Пежо», «Рено» или «Фордов». Да и, как известно, всегда найдутся недовольные даже самой лучшей машиной. В 2011–2012 годах были закуплены хорошие кареты. Единственный повод для критики, на мой взгляд, — это то, что двадцать лет ничего не делалось, а в течение года мы получили двести машин. Почему не триста? Новые автомобили врачей устраивают. В них можно спасать больных, и наши бригады делают это каждый день.

Что касается цены, то, насколько я знаю, у нас эти машины стоили столько же, сколько в Европе. На одной из последних конференций поляки рекламировали кареты скорой помощи собственной сборки стоимостью более ста тысяч евро. Я считаю, что это слишком много. «Пежо», которые получили мы, обошлись в 650 тысяч гривен за единицу...

— Как обстоят дела с закупкой новых автомобилей скорой помощи в Киеве? — спросили мы у депутата Киевсовета Аллы Шлапак.

— В столице работает достаточное количество карет, но их качество в большинстве случаев оставляет желать лучшего. Парк нужно обновить как можно скорее. Но, к сожалению, закупки зависят не от потребностей врачей и пациентов, а от чиновников. Новые машины можно будет приобрести, если парламент пересмотрит бюджет и вернет столице деньги. Или же выделят какую-то субвенцию именно на эти нужды. Если же сохранится текущая ситуация, однозначно — обновления киевского парка карет скорой помощи не будет.

— Ежегодно Украине необходимо покупать 500–700 машин санитарного транспорта, — добавляет первый заместитель главы комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения Ирина Спирина. — На сегодняшний день не хватает пяти тысяч карет! Сейчас идут активные закупки новых машин «Пежо Боксер». Они заменят часть изношенных, благодаря чему работа врачей станет эффективнее. Но автопарк требует регулярного обновления. Насколько быстро Украине удастся избавиться от старых карет, зависит также от эффективности работы губернаторов, объемов закупок, которые они сделают.

Будем надеяться, что чиновники услышат мнения специалистов, пожелания граждан и постараются создать необходимые условия для эффективной работы врачей. В конце концов, все мы однажды набираем цифры 103 в надежде получить быструю и квалифицированную профессиональную помощь...