Владелица киевской галереи «Lladro Gallery» рассказала «ФАКТАМ» о сервизах, которыми гордятся королевские династии и первые лица государств
Для нас привычно обновлять гардероб к весенне-летнему сезону. А относительно недавно в нашу жизнь пришли понятия сезонного меню и парфюма. Но, оказывается, и это не предел. Ежегодно накануне весны и лета ведущие дизайнеры мира предлагают интерьерные новинки, в частности — коллекции посуды. Например, знаменитая английская мануфактура «Portmeirion», сервизы с фруктовым и цветочным орнаментом которой коллекционируют многие мировые знаменитости, в этом году предложила ценителям прекрасного декор с экзотическими птицами.
— Фамильной гордостью элитные фарфоровые сервизы в кругах аристократов стали еще в ХVIII веке, — рассказывает владелица киевской галереи «Lladro Gallery» Светлана Егорова. — Фарфор в Европе долгое время являлся большой редкостью, а высокая стоимость делала его доступным только для самых состоятельных представителей знати. К примеру, в 1860 году десертный сервиз из элитного английского фарфора королевской мануфактуры «Royal Worcester», продукцию который сегодня, кстати, можно купить и в Украине, принц Альберт заказал для королевы Виктории. Затем на легендарную фабрику поступил заказ от адмирала Нельсона — для его возлюбленной леди Гамильтон.
*Светлана Егорова: «Смотреть на эту посуду, есть из нее и даже мыть ее — настоящее удовольствие!» (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»)
В ХVIII веке фарфоровые сервизы считались роскошью, их редко использовали в быту. Во дворцах и замках они украшали парадные столовые. Такое трепетное отношение к фарфору обусловливалось тем, что в Европе долго не знали секрет его изготовления, фарфор ведь — изобретение китайцев. Он приравнивался к сокровищам.
Герцогиня Мальборо во времена Французской революции, рискуя жизнью, спасала из горящего дворца Тюильри столовый парадный сервиз Наполеона III, погрузив его на ручную тележку. А, к примеру, герцог Бредфорд собственноручно вымыл 800 предметов сервиза, подаренного его прадеду Людовиком ХIV. Никому не доверил!
— Кто из сильных мира сего коллекционирует фарфоровую посуду?
— В числе больших ее ценителей была премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер. Говорят, большой эстет в этом смысле и Джордж Буш. В Англии традицию коллекционирования фарфоровой посуды в политических кругах ввел Уинстон Черчилль — его собрание китайского фарфора и сегодня украшает дворец Бленхейм, где известный политик появился на свет. Конечно же, коллекционируют фарфоровую посуду и королевские семьи. К примеру, в 1972 году легендарная фабрика «Royal Worcester» изготовила подарочный сервиз по случаю серебряной свадьбы королевы Елизаветы II и герцога Эдинбургского. Эта мануфактура, к слову, имеет музей, который насчитывает 15 тысяч предметов.
— Говорят, что в Украине тоже немало коллекционеров элитной фарфоровой посуды.
— Это правда. Среди наших покупателей есть такие, которые имеют несколько домов, и в каждом из них — ценный сервиз. Особенно украинским ценителям прекрасного полюбились изделия мануфактур «Spode» (в бело-голубых тонах) и «Portmeirion» (с цветочным и фруктовым декором). «Spode» — старинная марка. Владелец мануфактуры — изобретатель уникального рецепта костяного фарфора Джошуа Споуд — являлся поставщиком королевского двора. Созданный им легендарный сервиз Blue Italien насчитывает
*У легендарного сервиза Blue Italien 200-летняя история. Сегодня его можно приобрести и в Украине
Портмерион — райский уголок в Уэльсе. Виллы в окружении экзотических садов спроектированы и построены архитектором Клафом Вильямсом-Эллисом. Здесь жили и творили многие знаменитые писатели, художники, режиссеры, артисты... В их числе — Бернард Шоу и Эрнест Хемингуэй. Дочь архитектора Сьюзен Вильямс-Эллис в 1960 году основала фарфоровую фабрику, назвав ее в честь отцовского творения — «Portmeirion». На протяжении 47 лет она была дизайнером производства и придумывала для посуды уникальный декор.
— В чем же его уникальность?
— Сьюзен Вильямс-Эллис, которая признана выдающимся дизайнером ХХ века, отошла от многовековой традиции задавать один и тот же рисунок для всех предметов сервиза. Перед каждым членом семьи — тарелка со своим декором. На одной — абрикосы, на второй — вишни, на третьей — груши, на четвертой — персики... Обычно у каждого домочадца в сервизе есть любимая тарелка. Так, к слову, и в нашей семье. У меня — с красной смородиной, у дочери Даши — с яблоком, у внучки Полины — с ежевикой.
На столе целый «атлас» растений! Фрукты и ягоды на тарелках, чашках, салатниках, супницах и вазах воссозданы по старинным рисункам английских натуралистов, запечатлевших дары природы садов Англии ХVIII—ХIХ веков, и смотрятся словно настоящие. Так же натурально выглядят цветы: сирень, гортензия, анютины глазки, колокольчики, гвоздика, роза, пион, цикламен, орхидея...
В ежегодно обновляющихся коллекциях обязательно появляется что-то необычное. Но кое-что и исчезает. Поэтому, если вы не успели купить понравившуюся вещь, больше ее можете не найти никогда. Например, посуда с изображением красной смородины уже стала раритетной.
— Читала, что в коллекции «Ботанический сад» с цветочным декором около полутысячи различных предметов.
— И это, к слову, самая крупная сервизная коллекция в мире! Чего здесь только нет! Огромные блюда — диаметром (или длиной) до полуметра, формы для запекания, супницы, хлебницы, кувшины... Последняя новинка — салатники-«корзинки» с ручками, очень удобные в пользовании. В новой коллекции много мерных емкостей. К примеру, комплект ложечек. Самая маленькая — емкостью... четверть чайной ложечки. Есть даже фарфоровый дуршлаг и ручная соковыжималка для цитрусовых.
— Ходят легенды о термостойкости посуды...
— Это не легенды. Жаропрочная фарфоровая посуда с маркировкой «Пламя и лед» выдерживает воздействие открытого огня и не боится резких теплосмен. Ее можно прямо из морозильника помещать в печь. А оттуда пышущие жаром лакомства в изысканном фарфоре — сразу на стол! Это красиво и удобно. В 2007 году в Великобритании посуда с маркировкой «Пламя и лед» была признана лучшей.
В росписи посуды «Portmeirion» использовано более 50 оттенков цветов. Краски не разрушаются при резкой смене температур. И, как показал эксперимент, не боятся даже воздействия сильнейших кислот! Это немаловажно, ведь нестойкие краски вместе с едой могут попадать в наш организм.
Фарфор «Portmeirion» также очень прочный. За 16 лет активного пользования сервизом у нас в семье не разбился ни один предмет, хотя признаюсь, не раз нечаянно я роняла тарелки на плиточный пол. Такая прочность обусловлена троекратным обжигом изделия при температуре 1100 градусов. Посетив в
— Одним словом, совершенство.
— Да, так и есть. Смотреть на эту посуду, есть из нее и даже мыть ее — настоящее удовольствие!
— Ее подделывают?
— Безусловно, как все совершенное. Причем подделки не заставляют себя долго ждать. Мне вспоминается, как в 1995 году я посетила выставку высокого интерьерного дизайна во Франкфурте. Известный английский дизайнер представил на ней необыкновенной красоты чайнички. Один был в форме старинной тележки, другой декорирован историческими коттеджами, третий украшал «антиквариат»: старинный мундир, монеты, оружие... Ничего подобного я раньше не видела. Хотела кое-что купить, но оказалось, что все уже давно продано. А в следующем году снова посетила выставку. И что вы думаете? Подобные чайнички уже представляли сразу несколько фирм. Но ни одна не сумела достичь высоты мастерства дизайнера, которому принадлежала идея.
— Бытует мнение, что красивой посудой больше интересуются женщины. Так ли это?
— Мужчины, поверьте, не меньше. У нас есть клиент, который приходит в галерею едва ли не каждую неделю, долго любуется посудой и покупает всегда лишь одну вещь — чашку, тарелку, салатник, хлебницу, супницу или огромное блюдо для индюшки... Как-то я поинтересовалась у эстета, почему он не приобретет сразу весь сервиз. Он ответил с улыбкой: «Растягиваю удовольствие».