Исполняется год с тех пор, как в Украине появились скоростные поезда. География их движения продолжает расширяться — в эти выходные экспрессы соединят Автономную республику Крым с Харьковом, Донецком, Днепропетровском и Запорожьем
«Бабушка, я снова на модном поезде еду, таком красивом! Я тебе расскажу!..» — кричит в трубку мой сосед — непоседливый шестилетний мальчишка, который с родителями возвращается из Киева в Харьков. Малыш восхищен серебристым экспрессом, нечто подобное он пока видел только в фильмах. Не скрывали любопытства и его папа с мамой. Впрочем, пройдет всего пару лет, и нам наверняка будет казаться, что эти «красивые и модные» поезда ездили в нашей в стране всегда. Как говорится, к хорошему привыкаешь быстро.
Увы, смена эпох на украинской пассажирской железной дороге, как и всякая ломка старого и создание нового, происходила непросто. Завтра исполняется ровно год с тех пор, как первый скоростной электропоезд корейского производства начал курсировать по Украине. Хороший повод вспомнить, «как это было», подвести итоги и поговорить о перспективах.
25 мая 2012 года журналисты отечественных изданий отправились в промо-рейс по маршруту Киев — Львов. Катализатором введения скоростного движения в стране стал чемпионат Европы по футболу Евро-2012. «Проехавшись один раз на Hyundai, признаться, получил удовольствие, — отмечал в те дни главный редактор журнала „Футбол“ Артем Франков. — Это действительно комфортабельный, вполне европейского уровня состав, он идет весьма гладко — гораздо лучше, чем имеющиеся в наличии экспрессы и тем более ночные поезда».
Регулярное движение новых экспрессов по стране началось 27 мая. На украинских железных дорогах появились электропоезда, способные развивать скорость до 160 километров в час, — девятивагонные экспрессы производства корейской компании Hyundai Rotem и шестивагонные, двухэтажные, чешского производителя Škoda Vagonka.
Экспрессы движутся быстрее за счет высокой маршрутной скорости и возможности использовать как постоянный, так и переменный ток
Средняя скорость новых экспрессов, курсирующих по Украине, почти вдвое превышает маршрутную скорость обычных поездов (105 километров в час против 57 километров в час). К тому же это первые используемые на украинских железных дорогах поезда-двухсистемники. Они беспрепятственно преодолевают участки железной дороги как с постоянным, так и с переменным током. Хотя обычно в точках стыковки разных видов тока железнодорожники меняют локомотив, на что уходит около 20 минут, так как в хозяйстве украинских железных дорог еще нет пассажирских двухсистемных локомотивов.
— Железнодорожники для запуска скоростных поездов сделали колоссальный объем работ по подготовке инфраструктуры: электрифицировали свыше 300 километров путей, уложили рельсы без стыков, обновили устройства, с помощью которых осуществляется управление движением поездов и обеспечивается безопасность, — отмечает генеральный директор «Укрзалiзницi» Сергей Болоболин. — Без этого скоростное движение было бы невозможным.
Надо заметить, что использование имеющихся путей позволило избежать трудностей в отведении земельных участков под строительство железнодорожных линий и неурядиц с местными жителями. Для сравнения: в Великобритании проект строительства скоростной железнодорожной линии из Лондона в Манчестер и Лидс вызвал протесты тысяч людей — правительство обеспечило себе право сносить их жилые дома, стоящие на маршруте предполагаемого строительства новых скоростных путей. А в Италии волну протеста вызвал проект скоростной железнодорожной линии между Лионом и Турином. Защитники окружающей среды протестуют против проведения работ, небезопасных для экологии и способных нанести серьезный удар по горизонту грунтовых вод. Экологи альпийского региона считают, что негативные последствия значительно превышают пользу от проекта.
Конечно, добиться по-настоящему высоких скоростей можно было бы, начав прокладывать отдельно выделенные пути, спроектированные по современным стандартам. Но для строительства скоростного пути с нуля требуются многомиллиардные инвестиции, ни в одной стране мира такие проекты не финансируются лишь железной дорогой, на это выделяется помощь государства, ведь такие колоссальные вложения в инфраструктуру быстро не окупаются. К сожалению, наша страна еще не так богата. Поэтому железнодорожники использовали имеющиеся пути, серьезно их модернизировав на собственные средства. Благодаря усовершенствованию действующей железнодорожной инфраструктуры, а не строительству новой, железнодорожники сэкономили миллиарды бюджетных денег. Для сравнения: в Великобритании и Германии стоимость лишь одного километра новой скоростной железнодорожной линии обошлась правительству в 25 миллионов долларов.
В рекордно короткий срок украинскими железнодорожниками была построена и первая современная техническая станция «Дарница» для обслуживания пассажирских поездов нового типа. Проводимая на ней подготовка к рейсу (заправка водой, мойка, санитарная очистка) максимально автоматизирована и выполняется с использованием самого современного оборудования.
С тех пор спрос на скоростное движение у нас только возрастает — невзирая на все перипетии, которые ждали «корейцев» в Украине.
С 11 ноября две пары поездов «Интерсити плюс» корейского производства стали курсировать из Киева в Днепропетровск, преодолевая расстояние между мегаполисами за пять часов. Подготовка этого маршрута длилась более полугода — велись работы по модернизации и ремонту путей, замене стрелочных переводов, ремонту контактной сети и так далее.
Поскольку в Украине достаточно высокий спрос и на ночные перевозки железнодорожным транспортом, то скоростные поезда применили не только в дневном сообщении. На направлении Киев — Донецк в ночное время с 30 ноября задействовали третью пару скоростных поездов «Украинский экспресс».
Нет смысла напоминать о частых опозданиях и поломках скоростных поездов зимой — тогда эти досадные инциденты стали едва ли не главной новостью, широко и подробно освещавшейся в прессе. Часть вины за поломки лежит на погоде — согласитесь, зима была действительно аномальной. Однако специалистами «Укрзалiзницi» и компании-изготовителя были сделаны соответствующие выводы. По словам железнодорожников, они мобилизовали свои усилия, и в 2013 году случаи отклонения от графика передвижения скоростных поездов значительно уменьшились.
В течение года поездами корейского и чешского производства воспользовались более 1,9 миллиона пассажиров, из которых свыше 1,3 миллиона перевезено поездами компании Hyundai Rotem. География скоростного движения продолжает расширяться: составы «Украинского экспресса» теперь соединяют не только города, принимавшие Евро-2012.
Так, с 26 мая скоростные поезда соединят Автономную республику Крым с Харьковом, Донецком, Днепропетровском и Запорожьем. Расстояние в 482 километра между Днепропетровском и Симферополем экспрессы Hyundai Rotem преодолеют за 4 часа 55 минут. А на маршруте Харьков — Симферополь (6 часов 52 минуты) и Донецк — Симферополь (6 часов 43 минуты) круглогодично будут курсировать две пары двухэтажных красавцев Škoda.
— Благодаря новым маршрутам скоростных поездов для жителей густонаселенных регионов — Донбасса, Харьковской и Днепропетровской областей — пассажирам ежесуточно будет предложено 10,5 тысячи мест, — сообщают в главном пассажирском управлении «Укрзалiзницi». — Это на 3,5 тысячи мест больше, чем ранее. К тому же в этих направлениях в новом графике сохранили и ночные поезда. Таким образом, пассажирам предоставлен широкий выбор и дефицита билетов в летний период возникнуть не должно.
Появится больше возможностей для путешествий железнодорожным транспортом и у жителей Запорожья. Через областной центр начнут проходить скоростные поезда № 175/176 Харьков — Симферополь — Харьков и № 177/178 Донецк — Симферополь — Донецк, к тому же до Запорожья будет продлен маршрут скоростного поезда Киев — Днепропетровск. Таким образом, скоростные поезда будут курсировать уже на семи маршрутах.
Появились и дополнительные пары скоростных поездов на уже существующих маршрутах. К примеру, на маршруте Киев — Харьков — Киев, где в выходные и праздники заполняемость вагонов стабильно составляла сто процентов и ощущался дефицит билетов. Поэтому еще с марта, учитывая пожелания пассажиров, Украинская железнодорожная скоростная компания ввела по пятницам дополнительную, третью, пару поездов «Интерсити плюс». С вступлением в силу нового графика движения с конца мая третья пара экспрессов на Харьков будет курсировать ежедневно.
— Для Украинской железнодорожной скоростной компании приоритетным является клиент в организации ее работы и сервиса, поэтому изучается мнение пассажиров для создания комфортных перевозок и предоставления новых услуг, — говорит директор компании Леонид Лобойко. — Для удобства пользователей скоростными поездами введена гибкая система регулирования тарифа: чем раньше пассажир покупает билет (в течение 45 суток до даты отправления), тем меньше платит.
Еще один пример заботы о пассажирах, по словам Леонида Лобойко, появление у скоростных поездов Киев — Львов — Киев и Киев — Харьков — Киев остановки на станции «Дарница». Благодаря этому пассажиры левобережных столичных жилых массивов минуют пробки по дороге с вокзала. К тому же так удобнее добираться до аэропорта «Борисполь». Особую заботу «Укрзалiзниця» проявила и по отношению к ветеранам: на протяжении мая в рамках благотворительной акции «Мы помним» все участники Великой Отечественной войны бесплатно путешествуют в вагонах первого класса поездов «Интерсити плюс».
А чтобы пассажирам не приходилось стоять в очереди за билетом в кассу, на железной дороге внедрена новая технология электронных посадочных документов. Пассажиры, которые приобрели билеты через интернет, уже не обращаются в кассы для распечатки их на бланке, а прямо у своего вагона предъявляют стюарду скоростного поезда специальный код. Стюард считывает его при помощи так называемого мобильного терминала — на этом процедура «предъявления билета» закончена.
Популярность экспрессов в Украине растет, и это, считают железнодорожники, обуславливает потребность в расширении их парка. Новые скоростные поезда закупались за привлеченные железнодорожниками кредитные деньги, но возможности железной дороги не безграничны. Поэтому средства на новые пассажирские составы должны выделяться государством, как это и регламентировано украинским законодательством. К слову, в этом году вопрос обновления парка пассажирских перевозок впервые(!), ввиду исключительной важности железнодорожного транспорта в системе перевозок пассажиров, закреплен в Национальном плане развития на 2013 год: «Укрзалiзниця» ожидает выделения бюджетных средств на покупку 241 пассажирского вагона (купейных, для инвалидов и специальных).
Скоростное движение — прогрессивное направление, и его непременно нужно развивать в Украине, считают эксперты.
— На скоростное перемещение всегда будет существовать спрос — в Украине есть потенциал для интенсификации перевозок за счет технического улучшения и увеличения скорости, — считает директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский.
Тем более что у нас в стране есть свой отечественный производитель — Крюковский вагоностроительный завод. Новый скоростной состав уже одобрен экспертами и техниками. Но проблема, как уже говорилось выше, упирается в выделение бюджетных средств на покупку этих составов. Впрочем, не так давно премьер-министр Николай Азаров дал Минфину указание решить вопрос покупки отечественных составов. В «Укрзалiзницi» надеются, что вопрос будет решен и от деклараций о поддержке скоростного движения наша страна перейдет к конкретным делам.