Україна

Если будет принят закон о повышении акциза в два раза, литр бензина подорожает на 2 гривни, а дизтоплива — на 50 копеек

15:45 — 28 травня 2013 eye 1416

На прошлой неделе правительство неприятно удивило отечественных автовладельцев. Министерство фи­нансов вынесло на рассмотрение Кабинета министров законопроект о повышении акцизного сбора на бензин и дизтопливо сразу в два раза. Против такого шага выступили не только эксперты, но и простые водители.

По мнению чиновников, увеличение акцизов позволит получить дополнительные средства на ремонт дорог

Напомним, что правительственный законопроект предлагает увеличить ставки акцизного сбора на бензин с нынешних 198 евро до 396 евро за тонну, на дизтопливо — с 46–98 евро (в зависимости от содержания серы) до 92–196 евро за тонну, на сжиженный газ — с 44 до 88 евро за тонну. По словам председателя Государственной службы автомобильных дорог Украины «Укравтодор» Евгения Прусенко, инициированное его ведомством повышение акцизов позволит получить дополнительные средства на ремонт дорог. При этом, по заверению Евгения Прусенко, горючее подорожает якобы всего на 10–15 копеек.

Еще одной причиной, которая подтолкнет чиновников к повышению ставок акцизного сбора, может быть существенное снижение финансовых поступлений в бюджет от предприятий топливного рынка. По данным Министерства налогов и сборов Украины, в январе — марте 2013 года поступления в госбюджет от акцизного сбора на нефтепродукты, если сравнивать с таким же периодом прошлого года, уменьшились более чем на 36 процентов (на 949 миллионов 680 тысяч гривен) — до 1 миллиарда 675 миллионов гривен. В то же время, по данным Государственного комитета статистики Украины, в первом квартале нынешнего года потребление бензина снизилось только на 9,9 процента, а дизтоплива — на 7,7 процента.

Эксперты считают, что такой дисбаланс в первую очередь связан с ростом теневого рынка и увеличением поставок контрабандных и фальсифицированных нефтепродуктов. Поэтому правительству вряд ли удастся вдвое увеличить по­ступления средств в госбюджет путем двукратного повышения ставок акцизного сбора.

— После увеличения акциза уменьшатся объемы реализации нефтепродуктов, поскольку владельцам авто придется затянуть пояса, — уверен президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук.

Да и скачок цен, в случае повышения акциза, будет гораздо более ощутимый, чем прогнозирует Евгений Прусенко. По словам директора «Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюна, если правительственный законопроект будет принят парламентом, литр бензина подорожает на 2 гривни, дизельного топлива — на 50 копеек, а сжиженного газа — на 20 ко­пеек.

Против подорожания горю­чего выступили и водители. В понедельник они проехали примерно на 200 автомобилях вдоль здания Кабинета министров, сигналя клаксонами в знак протеста.

— Сейчас мы собираем подписи под обращением к премьер-министру Украины Николаю Азарову. Требуем не повышать акцизы на топливо и усилить государственный контроль над качеством нефтепродуктов, — заявил президент Киевского клуба автомобилистов Максим Головин. — Если правительственный законопроект будет принят, это приведет не только к подорожанию топлива, но и к наполнению рынка суррогатным горючим. Фальсификата, в том числе импортного происхождения, уже и так предостаточно. В нефтепродуктах октановое число часто не соответствует заявленному. Государство обязано более жестко контролировать качество топлива, а не взвинчивать цены.

Правительство усилит борьбу с автоперевозчиками, нарушающими требования относительно максимальной массы груза

Стоит отметить, что премьер-министр Украины Николай Азаров на своей странице в Facebook призвал «не поднимать панику» по поводу повышения акцизов на топливо. По его словам, никакого официального правительственного решения по этому вопросу пока нет.

После акции протеста автомобилистов и другие члены правительства были вынуждены прокомментировать сложившуюся ситуацию, правда, все же делая акцент на необходимости дополнительного финансирования дорожных работ.

— Сегодня есть большая проблема в нашей стране — это дороги, — заявил министр экономического развития и торговли Украины Игорь Прасолов. — Мы прекрасно понимаем, что если не найдем финансирование, то просто не решим проблему плохих дорог. И важен вопрос: за счет каких источников мы можем эти дороги ремонтировать? Хочу подчеркнуть, что повышение акциза на бензин — это лишь один из пяти вариантов решения проблемы финансирования, которые обсуждаются в правительстве.

Игорь Прасолов также сказал, что возможными источниками средств для ремонта дорог в Украине могут стать международные финансовые организации и частные инвесторы. Не исключено и строительство некоторых транзитных дорог на условиях концессии.

Кроме того, министр отметил, что правительство усилит борьбу с автоперевозчиками, нарушающими требования относительно максимальной массы груза, в результате чего разрушается дорожное покрытие.

— У нас ездят фуры весом с небольшой вагон, им рельсы нужны, а они передвигаются по трассам, — пояснил ми­нистр.— В связи с этим одна из мер по улучшению качества дорог заключается в том, что в Украине будет расти количество станций по взвешиванию транспорта, которые будут штрафовать автовладельцев при нарушении норм.