Семнадцатилетнюю девушку нашли мертвой накануне свадьбы. Прокуратура Одесской области возбудила уголовное дело по статье «Доведение до самоубийства»
Анжелику хоронили в подвенечном платье, в котором она собиралась выходить замуж. Проститься с девушкой пришли одноклассники, друзья, соседи и даже совсем посторонние люди. Случившееся шокировало жителей города Балта Одесской области: как может невеста покончить с собой накануне свадьбы?! Не оставив предсмертной записки, не позвонив кому-то из друзей и родных?
Анжелика была приветливой, улыбчивой девушкой. Она училась на последнем курсе профессионально-технического училища. Мечтала стать кондитером, выйти замуж и обзавестись детьми. Юная красавица полюбила Ивана (имя изменено). Молодые люди обосновались в частном доме матери жениха — по улице 50 лет Октября в Балте. Ванины родители — в разводе: отец давно живет на другой квартире, а мама, работающая в Одессе, дома бывает нечасто. Так что молодым никто не мешал. Тем более в преддверии официального бракосочетания, когда многочисленным гостям уже рассылались пригласительные...
Трагедия разыгралась в четыре часа утра. По словам жениха, он нашел невесту с петлей на шее.
— Это неправда, что дочь покончила с собой! — плачет Виктория Папура, мама погибшей. — Не такой была Анжелика, чтобы лезть в петлю. Она девушка с характером, очень жизнерадостная... Ведь и с Иваном не сразу согласилась встречаться. Познакомились, когда ему было восемнадцать, ей — пятнадцать. Ваня отправился на армейскую службу, а вернувшись весной 2011 года, ухаживания возобновил. Стали встречаться, полгода спустя, в ноябре, в наш дом пожаловали сваты. Судили-рядили и решили сделать, как хотят молодые: до росписи они жили в гражданском браке. В марте 2012 года подали заявление в загс. Свадьбу назначили на 28 апреля.
Дочь позвонила мне за три недели до свадьбы, вечером. Я была на работе, в Одессе. Анжелика жаловалась, что приготовила обед, но Иван почему-то не пришел. Может, у него появилась другая женщина — постарше, более опытная? Знаете, девушкам всякие мысли лезут в голову перед свадьбой. Я ей сказала, чтобы не волновалась, не думала о глупостях. Пообещала: на следующий день приеду в Балту, чтобы спокойно обо всем поговорить. Если подозрения обоснованны, торжество не поздно отменить. Ведь главное — ее счастье, благополучие. Дочь успокоилась, попросила меня докупить недостающие бланки пригласительных, говорила о свадебном торте, который хотела печь сама, и о других приятных мелочах...
Утром раздался звонок на мобильный телефон матери: Анжелики больше нет! Она повесилась в доме, где жила с Иваном. Из петли мертвую девушку вынул сам жених, пришедший под утро. Он — единственный свидетель. Одним словом, суицид, подтверждением тому — шарф, который девушка затянула на своей шее.
Обезумевшая от горя женщина побежала на автовокзал.
— В обед я была уже на месте, через полчаса дочь привезли из морга, — рыдает собеседница. — Глянула на нее и обомлела: лицо и грудь — в синяках, переносица перебита, пальцы на руке сломаны... Мою девочку словно машиной переехали. А вот странгуляционной борозды, которая, как мне пояснили, обязательно есть на шее повешенных либо удавленных петлей, не было. Это заметила не только я.
— Действительно, борозды от удушения на шее у Анжелы не было, — подтверждает соседка Татьяна Романенко. — Я находилась дома у погибшей, когда ее привезли из морга. Пальцы на ее руках были сломаны, кисти — сине-зеленого цвета, перебита переносица, ноги поджаты к животу, как от боли. Словно перед смертью ее сильно били...
— Когда перед похоронами надевали на Анжелу фату и веночек, приподняли тело и увидели на плечах огромную черную гематому, — добавляет жительница Балты Лариса Горобиевская. — Расчесывая волосы, заметили еще одну — на левом виске, темно-зеленого цвета...
От гроба
*Мать погибшей Виктория Папура: «Я буду добиваться проведения полноценного расследования, чтобы выяснить истинные обстоятельства смерти дочери и кто в этом виноват» (фото автора)
— Ко мне даже соседи обратились: «Не молчи, борись, добейся правды!» — продолжает Виктория. — Потому уже на сороковинах не выдержала и спросила у родителей Ивана: «Как считаете, от чего погибла ваша будущая невестка?» Они в ответ: «Так повесилась же...» Я заметила: «Почему же у нее на лице и теле следы побоев?» Замялись, сказав после паузы: «Она, наверное, в агонии билась о стенки, когда на веревке уже была...» Мол, о чем говорить, когда милиция во всем разбиралась... Я не выдержала: «Вы так же, как я, видите, что мой ребенок не повесился, а убит. Помогите отыскать убийцу. Пока не найду — не успокоюсь».
Соседи видели, как жених кулаками «воспитывал» будущую жену
— Хочу заметить, что гражданский муж дочери Иван — сын депутата Одесского областного совета, — продолжает Виктория Папура.— Его отец — директор одного из профучилищ, человек в нашем районе влиятельный. Именно от него поступило сообщение в милицию о «суициде» моей дочери. Он же участвовал в рассмотрении вопросов в правоохранительных органах, что могло отразиться на результатах расследования.
По словам Виктории, Иван оказался ревнивцем. Он постоянно донимал Анжелу, хотя никаких поводов та ему не давала. Стоило ей куда-то отлучиться — звонил на мобильный телефон, требовал отчета: где и с кем она находится. Анжела все время опасалась выйти без мобилки — вдруг любимый позвонит. Если же учесть, что ПТУ, в котором девушка училась, расположено в Первомайске Николаевской области, а в Балту она приезжала, как правило, только на выходные, надуманных поводов для «выяснения отношений» у жениха хватало.
— Своей подозрительностью, скандалами Иван доводил дочку до слез, — подчеркивает Виктория Папура. — Дескать, если она в отъезде — значит, нашла себе кого-то. Помню, шла как-то с Анжеликой по улице, и раздался сигнал ее мобильника. Она задрожала и сразу прикрыла трубку рукой, чтобы звонивший Иван, не дай Бог, не услышал голос даже случайно проходящего мимо мужчины...
Несмотря на то что подчас Иван вел себя просто возмутительно, Анжелика очень его любила. В этом она призналась матери незадолго до разыгравшейся трагедии, скрыв негативные моменты и переживания. Только после похорон Виктория узнала о выходках несостоявшегося жениха. Соседи рассказали, что однажды возле дома Иван схватил Анжелу за волосы и потащил в свою машину. Подобную картину наблюдали и другие свидетели.
*Никто из близких и знакомых не может поверить, что Анжелика, симпатичная и жизнерадостная девушка, наложила на себя руки (фото из семейного альбома)
Что же произошло в тот злополучный вечер? Со слов Виктории, изначально Иван утверждал, что с невестой они поссорились. После чего он отправился ремонтировать свою машину. Работал всю ночь и никаких звонков и sms-сообщений от потерпевшей то ли не получал, то ли просто не слышал сигнал. Однако позднее признался, что sms было, но он «к этим посланиям давно привык», а потому попросту игнорировал.
По данным следствия, скончалась девушка между десятью вечера и полуночью. Иван настаивает, что из дома уехал в 21.30...
— Однако у меня подозрение, что в момент трагедии парень был в доме, — говорит Виктория Папура. — Более того, есть свидетели, видевшие его вечером не за ремонтом авто, а в баре, где он выпивал с друзьями. Там мой будущий зять и получил sms-сообщения: дочь спрашивала, где он, и просила вернуться домой. Жених разозлился и, вспылив, сказал: «Сейчас туда поеду, и это будет ее последняя эсэмэска!» Мне рассказывали: на улицу 50 лет Октября он приехал вместе с компанией только к десяти вечера. Анжела была в прекрасном настроении, говорила о предстоящей свадьбе. Иван вначале домой идти не хотел, но потом все же зашел и вновь куда-то отправился, уже около полуночи. На следующее утро он позвонил своей матери, которая тут же из Одессы помчалась в Балту. Женщина сразу пошла в поликлинику, где интересовалась медицинской карточкой Анжелы, побывала и в милиции... Сейчас родители Ивана распространяют небылицы о каких-то психических отклонениях, которые якобы были у невесты.
А вот что рассказывают о девушке те, кто ее хорошо знал.
— С Анжелой я училась с первого по девятый класс, — говорит одноклассница погибшей Александра. — Она была доброй, веселой и надежной подругой. К ее советам нередко прислушивались даже старшие.
— Мы посещали одну группу в Первомайском училище, — рассказывает Сергей, знакомый Анжелы. — Она — очень ответственный человек, открытая и приветливая. Живя в общежитии, делилась с друзьями последним. Мечтала о будущем. Страшный случай лишил ее жизни. Добиться справедливости сложно, но мы, учащиеся группы, поможем семье Анжелы выяснить, как трагедия произошла и кому это было выгодно.
— Загадочная смерть Анжелики стала потрясением для всех, кто ее знал, — убеждена Тамара Григорьевна, первая учительница погибшей. — Безусловно, она была светлым человечком и сама в петлю не полезла бы...
Иного мнения придерживаются в Балтском районном отделе милиции. Там убеждены: суицид — налицо!
— Я обращалась в милицию, но уголовное дело возбудить не захотели, — подчеркивает мама Анжелы. — Когда я попросила показать мне фотографии дочери с места происшествия, то их... не смогли найти. Гематомы на ее теле объяснили... трупными пятнами, а раны на голове — тем, что она билась в агонии. Неужели так билась, что раскололся на части горшок с цветком и упала висевшая на стене картина?! На мой вопрос, почему нет следов от веревки на шее, мне ответили, что дочь быстро вынули из петли, и добавили: «Вы хотели, чтобы она весь день висела?» Дескать, написано, что была странгуляционная борозда — значит, была...
В постановлении Балтского районного отдела об отказе в возбуждении уголовного дела неверно указаны год рождения погибшей и ее фамилия. Даже по такому формальному поводу постановление подлежит отмене. Еще в документе, копия которого есть у «ФАКТОВ», написано: «В ходе опроса лиц, которые были знакомы с Папурой и ее семьей, было установлено, что последняя уже несколько раз пыталась покончить жизнь самоубийством. Смерть Папуры Анжелики наступила от асфиксии, вследствие умышленного самоповреждения путем повешенья».
Иван, жених погибшей, уверяет: «У нас с ней все было хорошо, и вдруг она повесилась...» Сейчас парень преподает физкультуру в училище, где директорствует его отец.
Мама Анжелы обратилась в районную прокуратуру. Там ответили, что милицейское постановление отменили и направили материалы для дополнительной проверки в... тот же райотдел.
— Я месяц ждала результатов, — вздыхает Виктория. — Потом написала повторное заявление на имя прокурора. Со мной связался зампрокурора: «Приходите». Когда зашла в кабинет, услышала: «Что вы хотите?» Говорю, дайте посмотреть показания свидетелей и фотографию, которую сделали на месте происшествия. Зампрокурора мне: «Показания не дам, а смотреть на фотографию не советую — не выдержите». «Теперь я уже все выдержу», — говорю. Мне показали снимок, где действительно на шее дочери — черная борозда... нарисованная. Я так и заявила: «Это — подделка! Когда Анжелу привезли из морга, следов от веревки не было, что зафиксировали на видео и фото родственники». Зампрокурора ответил: «Как мне милиция дело передала, так я и разбираюсь, а это ничем объяснить не могу». Я сказала, что обращусь в вышестоящую инстанцию, но меня «успокоили»: «Все равно материалы вернут нам...»
На просьбу женщины провести эксгумацию, чтобы выяснить истинные причины происшедшего, правоохранитель ответил отказом: «Это — самоубийство, ни о каком уголовном деле речи быть не может. Следовательно — никакой эксгумации...»
Побывала Виктория Папура и на приеме у председателя Одесского областного совета Николая Пундика, пообещавшего помочь ей с адвокатом. Однако вскоре выяснилось, что «свободных юристов нет».
— Мы будем добиваться проведения полноценного расследования, — комментирует президент Центра международной правовой защиты, юрист отделения Международного комитета защиты прав человека в Одесской области Эфтехар Хатак. — Исходя из характера телесных повреждений, можно сделать вывод: несовершеннолетняя сначала повесилась, а потом... сломала себе пальцы, травмировала голову и тело. Но сотрудники правоохранительных органов почему-то «не замечают» этого абсурда. Мать погибшей обратилась в Генеральную прокуратуру, которая поручила региональному ведомству проверить обоснованность выводов по поводу обстоятельств смерти. Делом занялся заместитель прокурора Одесской области Дмитрий Ефименко. Мы передали ему все материалы, включая фото и видеозапись, где запечатлены кровоподтеки на теле девушки. Выяснить причину смерти можно посредством эксгумации, которая назначается только в рамках расследования уголовного дела. Сразу отмечу: Виктория настаивает на проведении данной процедуры не в Одессе, а в столице, чтобы исключить какое-либо давление на экспертов.
Когда материал готовился к печати, стало известно: прокуратура Одесской области возбудила уголовное дело по статье «Доведение до самоубийства».