Історія сучасності

8 июня 1971 года на экраны вышел фильм Леонида Гайдая «12 стульев»

8:30 — 3 червня 2013 eye 4004

3 июня 1965 г. Американский астронавт Эдвард Уайт стал вторым в мире человеком, вышедшим в открытый космос. Первым в открытый космос вышел Алексей Леонов — 18 марта 1965 года.

4 июня 2011 г. Во Дворце «Украина» выступил участник The Beatles барабанщик Ринго Старр в составе своей группы All Starr Band.

5 июня 1981 г. Американец Майкл Готлиб описал новое заболевание, поражающее иммунную систему человека. В 1987 году Всемирная организация здравоохранения назвала эту болезнь СПИД.

5 июня 1995 г. В США умер известный советский киноактер Савелий Крамаров.

6 июня 1923 г. В Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН) пароход «Печора» доставил первую партию заключенных. За 9 лет существования лагеря в нем погибли более 50 тысяч человек.

6 июня 1968 г. В Лос-Анджелесе после огнестрельного ранения скончался кандидат в президенты Роберт Кеннеди, брат убитого в 1963 году 35-го президента США Джона Кеннеди.

8 июня 1971 г. Вышел фильм Леонида Гайдая «Двенадцать стульев». На роль Остапа Бендера пробовались 22 известных актера, но взяли малоизвестного в ту пору Арчила Гомиашвили.

9 июня 1847 г. Николай I подписал приговор Тарасу Шевченко. Поэт, являвшийся членом Кирилло-Мефодиевского товарищества, был сослан рядовым солдатом в Оренбургский край с запретом писать и рисовать. Освободили Шевченко в 1857 году.

Ровно 40 лет назад на авиашоу в Ле-Бурже потерпел катастрофу первый в мире сверхзвуковой самолет Ту-144

Разработка советского сверхзвукового самолета стартовала почти одновременно с англо-французским проектом «Конкорд». Перед конструкторским бюро Туполева была поставлена задача — создать самолет первыми. «Битву за сверхзвук» Советский Союз выиграл. 5 июня 1969 года Ту-144 преодолел звуковой барьер.

Первый демонстрационный полет «Конкорда» и Ту-144 на международном авиашоу состоялся 2 июня 1973 года. ТУ-144 обладал мощной подъемной силой, летал быстрее и выше западного конкурента, но двигатели «Конкорда» имели преимущество по дальности полета. В заключительный день авиашоу в Ле-Бурже собралось более 300 тысяч человек. Серия эффектных маневров «Конкорда» привела зрителей в неописуемый восторг. Лайнер зашел на посадку, но, не коснувшись земли, вдруг резко взлетел вверх. Для советских представителей трюк «Конкорда» стал неожиданностью. На карту был поставлен престиж СССР, и руководство советской делегации якобы распорядилось повторить трюк «Конкорда». Ту-144 пролетел над трибунами зрителей, потом круто ушел вверх, но не смог выровняться и с высоты 1200 метров устремился вниз. Самолет развалился на части в воздухе и рухнул прямо на дома рядом со школой. В результате погибли восемь и были ранены 25 человек. Из 6 членов экипажа не выжил ни один.

*Ту-144 летали недолго, перевезли всего 3 тысячи 194 пассажира

По мнению большинства экспертов, возможной причиной катастрофы была попытка советского экипажа уйти от столкновения с французским военным самолетом «Мираж», неожиданно появившимся над Ту-144. Конструктор Вадим Разумихин, участвовавший в разработке Ту-144, сказал: «Катастрофа такого рода не бывает по одной какой-то причине, обычно ей сопутствует цепочка трагичных случайностей».

Несмотря на трагедию в СССР было построено 16 сверхзвуковых самолетов. Первый пассажирский рейс Ту-144 Москва — Алма-Ата был приурочен к 60-й годовщине Октябрьской революции. Билет из Москвы в Алма-Ату на сверхзвуковой самолет стоил 68 рублей, на обычный — 48 рублей. Ту-144 пилотировали специально подготовленные экипажи, куда в качестве вторых пилотов входили летчики-испытатели конструкторского бюро Туполева. В аэропорту «Домодедово» каждый рейс объявляли: «Идет посадка на первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер». Пассажирам стелили ковровую дорожку, на которой они часто фотографировались. Всем, кто оказался на борту, стюардессы предлагали красную икру, коньяк. Каждый летевший считал себя чуть ли не космонавтом, ведь Ту-144 летел на высоте 17 тысяч метров. Даже при полете днем можно было разглядеть звезды.

31 мая 1978 года на одном из самолетов возник пожар, и лайнер разбился при вынужденной посадке. Полеты Ту-144 отменили, объяснив это плохим влиянием на здоровье людей при преодолении звукового барьера. Всего сверхзвуковые лайнеры перевезли 3 тысячи 194 пассажира. Полеты «Конкордов» запретили после катастрофы 25 июля 2000 года. Тогда погибли 113 человек. По иронии судьбы лайнер упал в семи километрах от того места, где в 1973 году разбился Ту-144. Теперь сверхзвуковые самолеты можно увидеть разве что в музее техники в городе Зинсхайме (Германия).

Подготовила Любовь ГРАНКИНА, «ФАКТЫ»