Все больше людей жалуются на трудности, с которыми они сталкиваются, пытаясь по завершении срока депозита забрать из банков свои средства
Президент Украины Виктор Ющенко считает недопустимым то, что банки отказываются возвращать вкладчикам депозиты, хотя срок, на который привлекались средства, истек. Об этом идет речь в письме, которое глава государства направил председателю Национального банка.
«Хочу подчеркнуть недопустимость таких действий банковских учреждений в условиях сложной финансовой ситуации, — указывается в письме. — В соответствии со ст. 41 Конституции Украины право собственности является непреложным и никто не может быть противоправно лишен права собственности».
Президент, как профессиональный экономист и бывший глава Национального банка, безусловно, знает толк в денежных делах и понимает, что сложности, которые в последнее время возникают у жителей Украины с получением депозитов в украинских банках, в будущем обернутся огромными потерями как для финучреждений, так и для всей экономики страны. Ведь убедить людей, которые сегодня ценой огромных усилий и нервотрепки вытягивают свои кровные деньги из банков, снова положить сбережения на депозит будет ой как непросто. А стабильная, заслуживающая доверия банковская система — одно из непременных условий успешного развития национальной экономики.
Между тем все больше людей, клиентов различных банков, жалуются на трудности, с которыми они сталкиваются, пытаясь по завершении срока депозита забрать из банков свои деньги.
- Срок моего долларового депозита в банке закончился 28 декабря, — рассказывает читательница «ФАКТОВ» Эсмила Яковлевна. — Тогда же я пришла забирать деньги. Однако мне сказали, что долларов у них нет. Предложили выплатить вклад гривнями по курсу Нацбанка. Но я не согласилась, так как курс НБУ намного ниже наличного. Получается, что, если я решусь на гривни, потеряю значительную часть своих сбережений.
С тех пор я регулярно обращаюсь в банк с требованием вернуть мне вклад, но все время слышу один и тот же ответ: «Подождите, денег пока нет». Сначала обещали вернуть после 15 января. Когда настало 15 января, сказали, что денег снова нет, но после 15 февраля точно появятся. Однако я в это уже не верю.
На мои письменные обращения к банку ответа не получала. Звонила я и на прямую линию Нацбанка. Там даже побеседовать ни с кем не удалось. Автоответчик говорит: «Назовите банк, с которым у вас проблемы, номер своего договора, имя и номер телефона». Я уже несколько раз им все это надиктовывала, но из НБУ ни ответа ни привета.
Каждый день в банке собирается множество желающих получить вклады или проценты по ним. Люди занимают очередь с 5 часов утра, так как тем, которые стоят первыми, выплачивают определенное количество денег. Остальным советуют ждать. А я не чувствую себя в силах подниматься среди ночи и становиться в очередь в 5 часов. Поэтому мне пока не удалось ничего получить.
На проблемы с возвратом депозитов жалуются клиенты банков «Надра», «Родовiд», «Укрпромбанк».
Вкладчик банка «Надра» Виталий Иосифович рассказал о своих мытарствах в попытках вернуть депозит, срок которого истек два месяца назад:
- У меня проблемы с тазобедренным суставом. Врачи уже давно пришли к выводу, что мне необходима операция по замене этого сустава. Такую операцию мне сделали, однако вставленный украинскими хирургами сустав оказался недостаточно качественным. К тому же в ходе операции мне перелили непроверенную кровь, в результате чего я заразился гепатитом и очень тяжело болел.
Поэтому на семейном совете было решено: мы все вместе начнем собирать деньги для того, чтобы сделать мне еще одну операцию за границей. Определенную сумму положили на депозит в банке «Надра». И вот в конце ноября срок депозита истек. Однако забрать деньги я не смог. В банке объяснили, что у них просто нет средств, чтобы рассчитаться.
Естественно, я пытался найти способ хоть как-то использовать деньги, которые «застряли» в банке. Мне предложили за счет своего депозита досрочно погасить кредит сына, который он брал в этом же банке на покупку автомобиля. А поскольку сумма моего депозита превышала размер задолженности сына, сотрудник банка пообещал, что, если я соглашусь, остаток денег будет мне выплачен.
Я согласился. Все же такой вариант лучше, чем если деньги просто пропадут. Действительно, кредит сына был погашен. Но когда я пришел в банк за обещанным остатком, денег снова не оказалось.
Менеджер в качестве выхода предложил поместить средства на депозит еще на месяц. А через месяц, мол, временные трудности рассосутся и я уже наверняка получу свои деньги сполна. Согласился я и на это. Однако, когда в начале января пришел в банк, мне снова сказали, что денег нет.
Подобных ходоков в банке оказалось довольно много. Мы проводили долгие часы в очередях, ожидая приема у различных банковских чиновников. Люди начали собираться в организованные группы, чтобы попытаться вместе отстоять свои вклады. Писали письма руководству банка. Все эти письма у нас исправно принимают, однако ответа ни на одно из них не было.
Естественно, граждане пытались найти хоть какие-то способы получить свои деньги. Например, одно время появились валютные челноки. Они предлагали выход из положения тем клиентам банка, у которых средства находились на международных платежных картах. Челноки собирали у людей карточки и ехали в какую-нибудь европейскую страну. Там они в банкоматах снимали с карточек наличные евро и привозили их хозяевам. Конечно, этот способ добывания денег был связан со значительными потерями. Ведь за получение денег в заграничном банкомате начисляется существенная комиссия. Кроме того, челноки тоже брали за свою работу приличные суммы. Однако люди, потерявшие надежду вернуть свои деньги обычным путем, шли на это, чтобы спасти хоть часть средств.
Впрочем, довольно скоро челноки прекратили свою деятельность. Европейские банкоматы перестали выдавать наличность по нашим карточкам.
Я продолжал искать способы вернуть деньги. В банке мне по-прежнему объясняли, что наличных нет. Однако предложили сделать покупку по безналичному расчету. Мол, тогда банк переведет деньги с депозитного счета на текущий и осуществит платеж.
К этому времени я понял, что от операции за границей придется отказаться. Но осталась надежда хотя бы купить качественный импортный протез сустава, чтобы попытаться поставить его в Украине. Договорился с фирмой-поставщиком, и она выписала мне счет на протез. Банк принял счет и обязался его оплатить. Деньги с моего текущего счета действительно ушли, но на счет фирмы не поступили. Тогда я потребовал вернуть средства хотя бы назад на карточку. Заявку приняли, а денег как не было, так и нет. Куда они делись, в банке объяснить не могут.
Чтобы познакомиться с тем, как банк работает с клиентами, которым задолжал, я вместе с Виталием Иосифовичем отправился на очередную встречу. В одном из киевских отделений банка «Надра» нас приняли довольно учтиво. Провели к сотруднице, которая представилась руководителем отделения. Начала общения пришлось подождать, так как она в это время терпеливо объясняла по телефону клиенту, что в банке введено ограничение на снятие денег в банкомате — не более тысячи гривен в день.
- Ну пойдите к другому банкомату, может, там будут деньги, — советовала женщина человеку, который, вероятно, жаловался на невозможность снять с карточки даже эту сумму.
К чести директора отделения, надо отметить, что в ее речи не было ни тени раздражения или хамства. Все ответы сводились к тому, что она прекрасно понимает проблемы клиента, безумно ему сочувствует и страшно сожалеет, что ничем не может помочь.
Занервничала она только при виде вполне, казалось бы, безобидных предметов — блокнота и ручки в моих руках.
- Вы что, конспектируете мои слова?
- Делаю заметочки, — не стал отказываться я.
- Уберите это сейчас же!
- Но почему? Ведь нельзя же запретить человеку пользоваться ручкой. К тому же я уверен, вы не будете говорить ничего противозаконного.
Но банкирша была непреклонна. Ручку пришлось спрятать.
Виталий Иосифович изложил историю своих злоключений. Сотрудница банка тем же терпеливым тоном посочувствовала и ему. Из ее слов явствовало, что все наладится.
Диалог, который мне запретили конспектировать, звучал совершенно идиллически. Приблизительно так.
- Почему нет ответа на письма, адресованные руководству банка?
- Не беспокойтесь, вам обязательно ответят.
- А почему не дошел платеж за протез?
- Были небольшие проблемы с платежами, но уже сегодня система запущена, и вы можете попробовать отправить этот платеж снова.
- Однако на карточном счете денег нет. Они не вернулись.
- Не волнуйтесь, они обязательно вернутся. Может быть, они уже на счете. Проверьте.
- Но как мне все-таки получить деньги?
- Вы же слышали, я объясняла по телефону, что можно каждый день снимать тысячу в банкомате.
- Мне это не подходит. Там больше 50 тысяч гривен. Сколько времени уйдет, чтобы получить деньги таким образом? А мне нужно сейчас платить за протез и операцию.
- А вы узнайте, может, кто-то из знакомых хочет сейчас купить что-то дорогое и приготовил деньги. Оплатите ему эту покупку карточкой, а он пусть вам отдаст наличные.
- Где же найти человека, который хочет купить что-то на такую сумму?
- Ну, может, не на всю сумму, но все равно это будет больше, чем тысяча.
Уходя, мы проверили состояние карточного счета Виталия Иосифовича. Денег там не было
Визит оставил ощущение какой-то пустоты. Виталию Иосифовичу ни в чем не отказали и очень посочувствовали. Но ни денег, ни способа их возвращения не предложили.
Еще одна вкладчица, которая не может забрать средства со своего истекшего депозита, рассказала, что в банке ей предложили либо поместить деньги снова на депозит на срок от одного до трех месяцев, либо перевести их на текущий счет, чтобы она могла предпринимать попытки снять деньги через банкомат. При этом, по словам сотрудников финучреждения, депозит предпочтительнее, так как в случае банкротства банка деньги вернет Фонд гарантирования вкладов населения. А средства с текущего счета он не возвращает.
Обратившись к Закону Украины «О Фонде гарантирования вкладов физических лиц», мы обнаружили, что такие утверждения не отвечают действительности. В соответствии с законом вклад физического лица, гарантируемый фондом, определяется следующим образом:
«Вклад (депозит) — средства в наличной или безналичной форме в валюте Украины или в иностранной валюте, которые в соответствии с законодательством Украины размещены вкладчиком на договорных основах на определенный срок хранения или без указания такого срока на именных счетах у участника (временного участника) Фонда гарантирования вкладов физических лиц или привлечены таким участником в форме выпуска (эмиссии) именных сберегательных (депозитных) сертификатов и подлежат выплате вкладчику в соответствии с законодательством Украины и условиями договора. Согласно настоящему закону Фонд гарантирования вкладов физических лиц возмещает вклады, находящиеся на счетах, которые не используются вкладчиком для осуществления предпринимательской деятельности».
Таким образом, под действие закона подпадают как срочные депозитные вклады, так и текущие счета граждан.
В пресс-службе Фонда гарантирования вкладов физических лиц «ФАКТАМ» подтвердили, что компенсации подлежат все виды вкладов физических лиц, независимо от того, на каких условиях и на какой срок они внесены. Не составляют исключения и карточные счета, на которые граждане Украины получают зарплаты или пенсии. Главное условие — эти счета должны быть именными и не использоваться для предпринимательской деятельности.
На сегодняшний день Фонд гарантирования вкладов населения компенсирует вкладчикам потери на сумму до 150 тысяч гривен.