Завтра режиссер культовых фильмов «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов», «Ермак» отметит на съемочной площадке в Киеве
Российский режиссер Владимир Краснопольский первым на постсоветском пространстве начал снимать сериалы. Тогда они назывались телевизионными фильмами. Всесоюзную известность Владимиру Краснопольскому принесли картины «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов», которые он снял вместе со своим троюродным братом Валерием Усковым. Они вместе работали, получая один гонорар на двоих, до 2000 года.
В творческой биографии Владимира Аркадьевича более 30 картин, среди которых любимые миллионами зрителей «Воровка», «Ермак», «Нина», «Две судьбы», «Вольф Мессинг: видевший сквозь время»... Ради работы над фильмом «Дом с лилиями» студии Film.ua режиссер на время перебрался в Киев. Планировал закончить съемки весной, но пришлось задержаться. Владимир Аркадьевич поселился в квартире на Оболонской набережной. Вот только полюбоваться пейзажами некогда. Как правило, в свободное от съемок время режиссер улетает в Москву. Дома он провел и несколько дней перед днем рождения. А завтра утром, в свой юбилей, мастер вернется в Киев, где его ждет сюрприз от съемочной группы.
Незадолго до дня рождения режиссера «ФАКТЫ» побывали на съемочной площадке фильма «Дом с лилиями».
— Наверное, это моя последняя работа в большом кино, — сокрушается Владимир Краснопольский.
— Ну что вы!
— Тяжело. Ноги не слушаются. (Режиссер передвигается с помощью палочки. — Авт.). Да и процесс съемок выматывает. Вот ради
На одну из ролей я пригласил Колю Добрынина (Митяй из «Сватов»). В моем фильме «Нина» он блестяще сыграл киллера. После этой роли Колю еще долго называли Ветер, по имени его героя. Хочу, чтобы Добрынин отошел от комедийного образа, от всех этих кривляний и взялся за серьезную, глубокую роль. У него прекрасно получается. Главную героиню играет Олеся Судзиловская. Я так боролся с ее дежурной, хотя и очень красивой, улыбкой. Первый раз снимал актрису в 2000 году в «Сыщиках» в небольшой рольке. Судзиловская все время просила: вы мой учитель, подсказывайте, говорите, где и что не так делаю. Сейчас она звезда. Случайно заглянул в ее контракт, мне бы такие условия.
— Они так сильно отличаются от ваших?
— Как говорят в Одессе — две большие разницы. Это и размер гонорара, и гостиницы, и машины... Недавно ехал в поезде в спальном вагоне, подсел подвыпивший попутчик, который все время пытался заставить меня выпить. Еле отбился от него.
— Завидуете актерам?
— Да нет. Просто они, что называется, товар лицом. А режиссер остается всегда за кадром. Мне нравится открывать новые имена, приятно, что начинающие у меня на картинах актеры становятся звездами. Мы с Усковым пытались вспомнить, кого снимали в своих фильмах. Получился впечатляющий список: Ефим Копелян, Иван Лапиков, Ада Роговцева, Тамара Семина, Олег Басилашвили, Римма Маркова, Виктор Степанов, Александр Абдулов...
— Владимир Аркадьевич, вы первым в Советском Союзе начали снимать сериалы. «Вечному зову» в этом году исполнилось уже 40 лет.
— Первым был телефильм «Тени исчезают в полдень». На его базе начали снимать «Вечный зов». Тогда еще понятия «сериал» не было. Каждая серия снималась как отдельный фильм. Это была очень длинная история. Начали работу в
— Что вам сказал Андропов?
— Картина ему очень понравилась, но некоторые трагические моменты просил переделать. «Вы представили
— А затем «навесили» фильм о первых коммунарах «Отец и сын»?
— Сценарий был такой ура-коммунистический. Но нам удалось увидеть в нем человеческие судьбы. И зрители смотрели картину с удовольствием. Тогда впервые снялся в кино маленький Леша Серебряков («Бандитский Петербург», «Штрафбат», «Антикиллер-2»). Мы с Валерой Усковым увидели его в музыкальной школе: такой белокурый большеглазый паренек был. С тех пор поддерживали с ним отношения. Помог ему при поступлении в Щукинское училище. После второго тура он звонит мне: «Дядь Володя, меня выгнали, сказали, что меня кино испортило и я не гожусь для театра». Такая обида взяла за этого парня. Срочно нужно было что-то делать, спасать Лешу. Звоню Михаилу Ульянову — он на даче. Обратился к Люде Максаковой, у нас были замечательные отношения. Она связалась с Ульяновым, который тут же перезвонил мне: «Засранцы! Куда они смотрят? Талант пропадет. Передай парню, пусть через два часа идет прямо к ректору училища. Я ему позвоню». Лешу взяли без экзаменов. С тех пор он меня крестным называет, ведь открыл его для кино.
— Вы и Петра Вельяминова открыли.
— Нашел его совершенно случайно. Он вышел из тюрьмы, где сидел за свое дворянское происхождение. На то время ему было больше сорока лет. После фильма «Неподсуден» мы с Усковым приехали на родину, в Свердловск, писать сценарий «Тени исчезают в полдень». Знакомый режиссер местного театра пригласил нас на премьеру спектакля «Сталевары», чтобы приняли участие в обсуждении работы и высказали свое мнение. А за день до премьеры исполнитель главной роли сломал ногу и не мог выйти на сцену даже на костылях. Что делать? Билеты проданы, гостиница для комиссии забронирована. Все оплачено. Решили обратиться за помощью в Пермский драматический театр, там готовили этот же спектакль.
И вот в качестве спасителя приехал Вельяминов. После первого же действия стало понятно: если бы не он, спектакля вообще не было бы. И мы с Валерой, переглянувшись, задали друг другу вопрос: «Слушай, а не наш ли это Захар Большаков?» После спектакля подошли к Петру и предложили роль. Он сразу засмеялся, говорит: «А я никогда перед камерой не стоял, ничего не заканчивал, только в драматической самодеятельности участвовал да в тюремной». Еле уговорили, а потом еще пришлось перед начальством отстаивать его кандидатуру. Написали бумагу о том, что если после первого месяца съемок материал с Вельяминовым не понравится, мы на свои деньги переснимем с другим героем. Кстати, мне пришлось отвоевывать многих актеров. Нам не давали снимать Олега Стриженова в фильме «Неподсуден» из-за того, что он якобы может ляпнуть что-то не то или вести себя неправильно. Ну и Высоцкого не разрешили снять. Планировали его на роль Кешки в «Таежном десанте», название второй картины уже и не вспомню. Да и Сашу Абдулова тоже не рекомендовали.
— Почему же?
— Боялись, что он может подвести, сорвать съемки. Но потом я понял: те, кто так говорил, просто сводили личные счеты. Ведь более профессионального актера, умеющего держать слово, я не встречал. Роль в фильме «Капкан» стала для Абдулова одной из последних. Александра я знал еще с юношеских лет. Он очень хотел сняться в «Вечном зове» в роли Ивана. Но куда
*Партнершей Александра Абдулова в картине «Капкан» была его бывшая жена Ирина Алферова. Кадр из фильма. 2007 год
В «Капкане» мой внук сыграл сына Абдулова. После съемок я подошел к актеру: «Сань, напиши ему что-нибудь на вашем совместном снимке». — «С удовольствием». Написал и хохочет. Смотрю, а на фото крупно черным фломастером начертано: «Васенька, беги от кино! И чем дальше и быстрее, тем лучше!»
— И куда внук побежал?
— Закончил Щукинское училище и пошел в армию. Мне кажется, он чего-то испугался. Видит, как я работаю, что происходит за кулисами. Ведь работа актера очень сложная. Зависит от многих обстоятельств, зачастую от случая или даже каприза продюсера. Например, в фильме «Колчак», который я должен был снимать по заказу Первого канала, в главной роли видел только Александра Балуева. Ради этой роли он похудел на десять килограммов. Был безупречным адмиралом: такой фактурный, на нем отлично сидит офицерская форма. А главное — его взгляд! Просто идеальный герой. Специально для работы над фильмом «Колчак» я познакомился с внучкой генерала Юденича писательницей Мариной. Она свела нас с родственниками Колчака, с любимой женщиной адмирала. Проделали огромную документальную работу. И тут продюсеры заявляют, что не хотят Балуева в роли адмирала. Я пытался настоять, но меня не услышали. Поэтому отказался от работы. Фильм сделал другой режиссер.
После выхода картины я спрашивал у зрителей разного возраста: «Когда расстреливали Колчака, вам жалко его было?» — «Нет». А для меня главное было, чтобы в зале плакали, увидев в Колчаке прежде всего человека, а не героя по липовым документам. Вы же знаете, что на самом деле даже архивные материалы бывают липовыми. Настоящие артефакты были уничтожены в результате борьбы с контрреволюцией. Колчак был человеком сверхобразованным. Дворянин, патриот, готовый отдать жизнь за свою страну.
— Приходилось расставаться с актерами по вашей инициативе?
— Случалось, но имена называть не буду. Актеры — люди экспрессивные, способные на необдуманные поступки. Поэтому лучше поговорить с человеком, найти общий язык. Как правило, перед руководством я отстаивал актеров, даже если были проступки с их стороны. Стоял горой, вплоть до заявлений о том, что уйду и сам.
— Кто же вам был так дорог?
— Во время съемок «Вечного зова» одна актриса исчезла на три дня. Для поисков пришлось подключить МВД, КГБ. Оказалось, она просто загуляла с местными жителями, запила. После этого ее хотели выкинуть из картины, но я вступился.
— За такое отношение актеры вам благодарны?
— А как же! Как только получают утверждение, приходят ко мне с бутылкой виски или водки. Садимся и тут же выпиваем ее. Прямо как в анекдоте: «Сара, что тебе Рабинович подарил на 8 Марта?» — «Презерватив, но сам его и использовал».