Не секрет, что на некоторых отечественных автозаправочных станциях продают горючее, которое не отвечает заявленным стандартам качества. От этого страдают двигатели автомобилей и, как следствие, кошельки автовладельцев. Государство решило исправить ситуацию. Правительство поручило Министерству доходов и сборов Украины, в состав которого теперь входят и таможенные подразделения, усилить контроль над качеством импортных нефтепродуктов.
Возникает вопрос: почему государство ищет фальсификат именно в иностранном топливе, если считается, что за границей оно более качественное, чем в Украине?
Некоторые эксперты полагают, что такой стереотип — заблуждение. По данным независимых специалистов, каждый третий литр горючего, продаваемого на украинском рынке, не соответствует стандартам качества. При этом на сегодня семь из десяти литров бензина, которые водители заливают в баки своих автомобилей, именно импортные.
— Если Украина уже переключилась на режим импорта, то, наверное, на ввезенном топливе и следует сконцентрировать госконтроль. Это логично, — убежден эксперт компании UPECO Александр Сиренко.
Поручение таможенникам контролировать качество импортного топлива можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, сейчас делать это больше фактически некому. Дело в том, что Госпотребинспекция должным образом не финансируется и ей сложно обеспечить требуемый уровень проверки качества топлива на АЗС. Эта служба проводит минимум в пять-шесть раз меньше проверок, чем необходимо. По мнению директора энергетических программ Центра Разумкова Владимира Омельченко, сохранение такой ситуации выгодно тем, кто сидит на теневых схемах поставок топлива.
Во-вторых, Миндоходов в своем нынешнем составе имеет штат квалифицированных специалистов по всей стране и необходимое оборудование для выполнения функций контроля качества импортируемого горючего.
И в-третьих, что самое важное, отмечают эксперты, специалистам из Миндоходов легче «нащупывать» схемы по уклонению от налогообложения благодаря выявлению несоответствия между декларируемым качеством топлива премиум-класса и его стоимостью.
— Если сопоставить наценку в стоимости бензина премиум-класса и его октановое число с соответствующими параметрами обычного А-95, можно увидеть эту «непропорциональность», — комментирует эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский. — Потребителей заставляют переплачивать за громкое название топлива. На таком пиаре торговцы горючим ежегодно зарабатывают десятки, а то и сотни миллионов.
Специалист не исключает, что контроль над качеством топлива будет стимулировать участников рынка или снижать цены на свою продукцию, или повышать ее качество в соответствии с установленными на сегодня ценами.
— После усиления контроля потребитель за те же деньги, которые он платит сегодня, будет получать более качественный товар. В свою очередь, государство сможет на переходном этапе неплохо заработать на штрафах, заставляя импортеров и розничные сети работать более адекватно, — считает Валентин Землянский.
О том, что государство действительно наступило на больную мозоль некоторым участникам рынка, может свидетельствовать задекларированная публично Объединением операторов рынка нефтепродуктов обеспокоенность в связи с намерениями Миндоходов усилить контроль над качеством импортных нефтепродуктов на таможне. Мол, это может привести к ценовым колебаниям на рынке.
— Это выглядит как попытка некоторых импортеров нефтепродуктов снять с себя ответственность за качество топлива, — предполагает Валентин Землянский.
А экономический эксперт Александр Охрименко не исключает, что таким образом нефтетрейдеры, пользуясь фактически монопольным положением на рынке, пытаются шантажировать правительство.
— Может иметь место отстаивание корпоративных интересов и стремление в дальнейшем зарабатывать, продавая не слишком придирчивым потребителям некачественное топливо. И это уже не говоря о нежелании платить полностью налоги в бюджет, — отмечает специалист.
Возникает естественный вопрос: а возможно ли, что усиление госконтроля над качеством импортных нефтепродуктов приведет к тому, что под этим предлогом нефтетрейдеры поднимут розничные цены?
Комментируя спецоперацию по борьбе с контрабандой и занижением таможенной стоимости импортных товаров, которая проходит по всей стране, министр доходов и сборов Украины Александр Клименко обратил внимание, что она не приводит к повышению розничных цен.
— Мы максимально быстро смотрим и мониторим остатки на складах и не допустим повышения цен, — заверил руководитель фискального ведомства.
Очевидно, что, если торговцы топливом попытаются повысить цены, власть примет ответные меры. Ведь для руководства страны подорожание грозит снижением рейтингов, что очень нежелательно в свете приближения президентских выборов. Кстати, оказывать влияние на импортеров может не только Миндоходов, но и Антимонопольный комитет.
— Госорганы в повышении цен на горючее политически не заинтересованы, поэтому при проверках они вряд ли будут перегибать палку, — заверил Александр Охрименко. — Кроме того, ключевые участники рынка, заранее зная о соответствующем поручении Николая Азарова Министерству доходов и сборов, могли подготовиться к новым регламентам работы и завезти в Украину достаточно горючего для адаптационного периода. Следует также не забывать, что в случае форс-мажоров на рынке отечественные НПЗ имеют мощности для того, чтобы восполнить нехватку горючего.