Клуб споживачів

Снятое «Гарпуном» превышение скорости можно оспорить в суде, но тяжба обойдется значительно дороже, чем штраф

7:30 — 20 червня 2013 eye 4619

В протоколе, составленном гаишниками, почти всегда найдется парочка зацепок для обжалования, однако для победного финала, скорее всего, понадобится профессиональный адвокат, доброжелательно настроенный судья и много свободного времени

В начале этого месяца на многих выездах из Киева заработали приборы автоматической фиксации скорости «Гарпун». Новые радары прячутся в антивандальных боксах, установленных либо на обочине трассы, либо над дорогой. В застекленных окошках этих металлических «скворечников» можно разглядеть объектив американского радара TruCAM («ТруКАМ»). Камера прибора наведена на дорогу, ее лазерный луч «фильтрует» проезжающие автомобили. Если допустимая скорость превышена, снимки передаются в компьютер в патрульной машине, стоящей в одном-двух километрах от радара. Водителя останавливают, демонстрируют фото, составляют протокол.

В ГАИ утверждают, что в Киеве установлены около 30 новых приборов контроля скорости

По словам автомобилистов, сейчас в Киеве постоянно действует порядка шести «Гарпунов» — на проспекте Бажана, Столичном шоссе, улице Богатырской и некоторых других магистралях, где водители чаще всего мчатся быстрее фактически разрешенных в городе 80 километров в час. Между тем в столичной ГАИ утверждают, что в Киеве уже насчитывается около... трех десятков новых приборов! Массово устанавливают «Гарпуны» и в других регионах страны —

в Николаевской области водители насчитали их 15 штук, в Крыму работают три прибора, хотят установить еще дюжину.

*Если автомобиль превышает допустимую скорость, «Гарпун» фиксирует нарушение и передает фото в компьютер в патрульной машине, стоящей на трассе в одном-двух километрах от радара

Впрочем, автомобилисты уверяют: новые «ящики» нередко пока используются лишь в качестве «пугала». Даже в местах, где уже давно стоят «Гарпуны», зачастую не видно работающей «в паре» с радаром патрульной машины. Следовательно, постоянной опасности приборы не представляют. Иное дело, если в Украине вновь легализуют «письма счастья».

Как уверяют гаишники, в отличие от радиолокационных измерителей скорости (типа «Визир») «Гарпун» не может провоцировать спорные ситуации. Луч лазера «выхватывает» из потока конкретный автомобиль, нарушитель помечается на цветной фотографии крестиком красного цвета. Работает прибор в автоматическом режиме — инспекторы только составляют протоколы на основании фотографий.

В том, что «Гарпун» в абсолютном большинстве случаев не врет, вряд ли сомневаются и сами автомобилисты. Тем не менее и на форумах в интернете, и на страницах печатных изданий бурно обсуждаются методы борьбы с новым прибором контроля скорости. Людей возмущает, что ГАИ сознательно толкает водителей на нарушения. Ведь предельно допустимую скорость на широких, прямых, разделенных отбойником трассах (таких, как Столичное шоссе) гаишники не поднимают даже на летний период. Зато устанавливают все новые и новые приборы для «стрижки» штрафов. А значит, рассуждают автомобилисты, не зазорно добиваться отмены протоколов всеми дозволенными способами.

Ключевые зацепки в борьбе с «Гарпуном» — это «слабости» самого прибора и несовершенство украинского законодательства. Во-первых, температурный диапазон работы лазерного радара «ТруКАМ» — от минус 10 до плюс 60 градусов Цельсия. Понятно, что Украина не пустыня Сахара, летом у нас такой жары в принципе не бывает. С другой стороны, «Гарпун» находится в металлическом ящике, и на солнцепеке внутри бокса может быть жарко, как в сауне. Во-вторых, гаишники останавливают машину не сразу после нарушения, а пару минут спустя, то есть за рулем теоретически может оказаться уже другой водитель. И, наконец, в-третьих, сертификация прибора.

В ГАИ утверждают, что «Визир», «ТруКАМ» и другие устройства для измерения скорости не входят в перечень оборудования, подлежащего обязательной сертификации в Украине. Дескать, соответствие этих приборов заявленным характеристикам подтверждается метрологической аттестацией или поверкой. Эксперты трактуют нормы законодательства несколько иначе.

В едином реестре судебных решений мы пока не обнаружили дел об оспаривании показаний «Гарпуна». А вот по лазерному радару «ТруКАМ» судебных процессов оказалось более пятисот. Стоит признать, немало судов водители успешно выиграли. Как правило, в своих исковых заявлениях автомобилисты упирают на то, что инспектор не ознакомил их с правами и обязанностями, не показал все документы на прибор, что «ТруКАМ» может работать только в автоматическом режиме (а не в руках инспектора), что в протоколе не указано точное расположение прибора на местности, нет свидетелей и так далее. Интересно, что иногда эти аргументы срабатывают. А иногда — нет. Невероятно, но решения судов по очень похожим искам могут быть прямо противоположными! Скажем, один судья заявляет, что ему не предоставили доказательств того, что «ТруКАМ» имеет функцию... фото- и видеосъемки, а также документов о том, что инспектор допущен к работе с измерительными устройствами, и в результате постановление отменяет. Другой служитель Фемиды в своем решении указывает, что «ТруКАМ» имеет функцию фотосъемки, допущен к работе приказом МВД и водителю в иске... отказывает.

Как выяснилось, успех дела во многом зависит от участия в процессе самих гаишников. Представители ГАИ приносят и документы на прибор, и ссылки на законодательство, и диск с записью нарушения. Однако очень часто инспекторы на суд не попадают, и тогда отсутствие, казалось бы, пустяковой бумажки решает исход дела.

Единственный действенный способ спастись от «Гарпуна» — двигаться в потоке машин

Безусловно, судиться по поводу показаний «Гарпуна» будет несколько сложнее, чем в случае с «ТруКАМом». Все-таки «Гарпун» установлен стационарно и уж точно работает в автоматическом режиме. Однако, как уже говорилось выше, и здесь есть за что зацепиться. Вот только имеет ли смысл всем этим заниматься? Стоит ли овчинка выделки? Ведь оспаривание штрафа займет у несведущего и не имеющего связей человека немало нервов, времени и денег. Насколько это просто — обжаловать протокол за превышение скорости, мы поговорили с известным адвокатом Алексеем Святогором.

— Алексей, у опытного юриста, как я понимаю, всегда найдутся зацепочки, чтобы обжаловать протокол, даже если речь идет о показаниях «Гарпуна»?

— Безусловно, гаишники часто делают ошибки: забывают в протоколе сослаться на какой-то документ, иногда не указывают номер прибора. Пусть даже фотографии они вам распечатали, но снимки надо было заверить! Кто знает, может, они состряпали эти снимки в фотошопе? Бывает, неправильно указывают место, где произошло нарушение. Меня однажды поймали на «Визир», написав в протоколе «на бульваре Пирова». В своем иске я указал, что в Киеве нет такой улицы, и протокол отменили.

— Но в «Гарпуне» есть GPS, который точно определяет координаты машины в момент нарушения.

— Стоп! Нигде не указано, что эти ваши градусы долготы или широты — именно тот самый участок, например, Одесской трассы за Чабанами. Надо делать запрос в облавтодор. А оттуда ответят: ничего мы не знаем про ваши GPS-координаты, Чабаны (условно) находятся между 55-м и 57-м километром. И все, дело рассыпалось!

— Но судья может и не обратить внимания на все эти уловки, взять и отказать вам в иске.

— Абсолютно верно! Суд принимает решение по совокупности доказательств, руководствуясь внутренним убеждением. Так что судья может посчитать, что вы банально выкручиваетесь.

— А деньги на процесс уже потрачены. Сколько может стоить такая тяжба?

— Если вы привлечете к делу юриста, то подготовка иска обойдется в 100— 200 гривен, — продолжает Алексей Святогор. — Участие адвоката в заседании — 300–500 гривен, а то и больше. Времени это тоже займет немало. Бывает, наши суды вызывают всех на девять утра, а потом рассматривают дела в порядке живой очереди. Так что можете просидеть весь день.

— И, вероятно, придется прийти несколько раз.

— Безусловно. Часто случается: вызвали свидетелей — те не пришли. Гаишники обещали принести инструкцию, документы на калибровку, сертификат — не принесли. Так что потребуется несколько заседаний, а в случае успеха еще предстоит съездить в ГАИ, чтобы вас убрали из базы, а также в исполнительную службу, где желательно потребовать справку, что производство по этому делу прекращено.

Поговорив с Алексеем Святогором, мы еще раз убедились — оспаривание протокола в суде может принести разве что моральное удовлетворение. Если нет желания тратить лишние деньги, лучше не попадаться. Но как? Увы, большинство радар-детекторов на «Гарпуны» не реагируют. Единственный действенный способ — не выделяться «из толпы», двигаться в потоке машин. В этом случае шансов попасться намного меньше — в череде автомобилей всегда найдется «местный», который видел, как вчера здесь ловили на «Гарпун». Сбросит скорость он — притормозите и вы. Рецепт, понятно, не стопроцентный, однако лично нас выручал неоднократно. А если уж попались, пытайтесь не доводить ситуацию до составления протокола: продемонстрируйте инспекторам свои знания «зацепочек», но дружелюбно, без хамства. «Подстроившись под темп речи, громкость голоса и жестикуляцию инспектора, вы добьетесь гораздо лучшего результата, чем если будете протестовать и возмущаться», — считает автор книги «Сто аргументов против штрафов ГАИ» Владимир Караваев. Как показывает опыт, договариваться с гаишниками гораздо выгоднее, чем платить штраф. А тем более оспаривать протокол в суде. Такова уж украинская специфика.