Інтерв'ю

Людмила Иванова: «Образ активистки Шурочки в „Служебном романе“ мне очень близок»

8:30 — 22 червня 2013 eye 4716

Сегодня известной российской актрисе исполняется 80 лет

Людмила Иванова до сих пор приветливо откликается на имя Шурочка. Ее героиня из «Служебного романа», неугомонная активистка, 35 лет назад принесла российской актрисе популярность и любовь зрителей. Людмила Ивановна говорит, что очень похожа на свою героиню. Несмотря на то, что болезнь приковала ее к инвалидной коляске, актриса до сих пор продолжает работать, а 80-летие собирается встретить на сцене...

«В Северном Ледовитом океане есть остров Иванова — моего отца»

— Накануне своего юбилея я страшно разволновалась, — призналась по телефону Людмила Иванова. — Планировала появиться на сцене родного театра «Экспромт» (в этом детском музыкальном театре Людмила Иванова художественный руководитель. — Авт.) 22 июня. Но мы не успеваем сделать в помещении ремонт. Хотела перенести мероприятие на сцену «Современника», но там уже запланирован другой спектакль. Поэтому буду праздновать юбилей в... библиотеке Грибоедова. Там мне знаком каждый уголок, потому что с 11 лет ходила туда с завидной регулярностью каждые выходные. Обожала читать классическую литературу.

— Уже тогда хотели стать актрисой?

— Я мечтала об этом с пяти лет. Как только к нам приходили гости, я бежала, надевала красивое платье, становилась на табуреточку и просила о всеобщем внимании. Обожала читать длинные стихи: «У сороконожки родились крошки...» Обязательно демонстрировала свой коронный номер — танец. У нас дома был патефон, мне ставили гопак из «Сорочинской ярмарки». Я надевала украинский костюм с вышитым фартушком, на голову повязывала ленточку и пускалась в пляс. Лучше всего у меня получалась «веревочка» и «голубцы». В Киеве у нас было много родственников. Приезжая к нам в Москву, они непременно привозили отрезы вышитых тканей. Из них мама и мастерила мне наряды.

— В кого же вы талантами пошли?

— Никто в нашей семье до меня не занимался творчеством. Папа был географом-полярником, часто ездил на зимовки. В Северном Ледовитом океане даже есть остров Иванова — моего отца. Мама была экономистом и заядлой театралкой. Водила меня в театр, начиная с шестого класса. Тогда только-только завершилась война, людям хотелось позитивных эмоций, и мы с мамой изучили репертуары практически всех московских театров. Особенно любили ходить на постановки во МХАТ. Мама обожала актрису Ангелину Степанову. А в Театр имени Ленинского комсомола мы ходили на Валентину Серову. Поэтому, когда я после десятого класса сказала родителям, что собираюсь поступать на актерский, они восприняли это спокойно. Папа лишь ответил: «Ну что ж, Людочка, это твой выбор. Теперь давай прорывайся...»

— И сложно было прорваться в школу-студию МХАТ?

— Мне пришлось туда поступать два раза. Набор во МХАТ проводился весной и в конце лета. Так вот, в апреле я провалилась на творческом экзамене, а летом таки поступила. Немного изменила свой репертуар, прочитав перед приемной комиссией басню Крылова «Разборчивая невеста» и отрывок из «Мертвых душ» Николая Гоголя. Сразила приемную комиссию наповал. Особенно своим внешним видом.

— Что же надели?

— В то время особо нарядов-то ни у кого не было. Я щеголяла в платьице, сшитом из старого маминого. Правда, в Центральном универмаге мама купила отрез крепдешина коричневого цвета. Из него пошили кокетку, что было тогда очень модно. Кстати, примерно из такой же ткани похожей расцветки много лет спустя пошили платье для моей героини Шурочки в «Служебном романе». Помню, перед вступительными экзаменами у меня был целый ритуал. Накануне я абсолютно ничего не ела, а когда вся в нервах ждала результатов, покупала себе в столовой сто граммов сухого печенья. Была тонкая, как струна.

«Я всегда легко поправлялась, но так же запросто худела»

— Позже стали придерживаться диеты?

— Всегда отличалась отменным аппетитом, но никогда не имела проблем с лишним весом. Легко поправлялась и так же запросто худела. Правда, после вторых родов набрала килограммы, которые потом уже не смогла скинуть. Но любила себя в любом состоянии, а это самое главное для женщины.

— Роль активистки Шурочки в картине Эльдара Рязанова «Служебный роман» вы всегда вспоминаете с большой теплотой.

— А как же иначе! Я действительно люблю свою героиню. Последнее время частенько пересматриваю «Служебный роман», каждый раз думая: «А я ведь неплохо сыграла». Мне за эту роль не стыдно. Ну да, моя героиня немного глуповата, но ведь она без злого умысла. Роль досталась мне достаточно легко. До меня на нее пробовалась замечательная актриса Римма Маркова. Но после того как Рязанов увидел мою фотопробу, на следующий же день мне позвонили и сказали, что буду сниматься я. С Эльдаром Александровичем работалось великолепно. Его секрет в том, что он обожал актеров. За все время съемок не сделал мне ни одного замечания, лишь говорил: «Людочка, играйте, а я буду только снимать. Мне нравится абсолютно все, что вы делаете». Я была рада стараться. Тем более что обязанности Шурочки мне были знакомы, ведь я сама много лет возглавляла профком в театре «Современник».

*Шурочка (Людмила Иванова), прикупившая лошадь для очередного именинника, вместе с Новосельцевым (Андрей Мягков) решили спрятать подарок, чтобы юбиляр раньше времени не обрадовался. Кадр из фильма «Служебный роман». 1977 год

— Сколько лет вы там уже служите?

— 56. Я однолюб, мне никогда не хотелось поменять родной театр. Правда, моя карьера в «Современнике» начиналась достаточно сложно. Первая роль досталась в пьесе Галича «Матросская тишина». Я играла Людку-поэтессу. Сыграли спектакль всего один раз и его запретили. А роль была удивительная, смешная. Моя поэтесса все время читала стихи: «Мы пьем молоко и пьем вино. И мы с тобой не ждем беды. И мы не знаем, что нам суждено, пропив, как счастье, глоток воды». До сих пор всю роль помню наизусть. Пьеса получилась острая, и советские чиновники от министерства культуры решили, что спокойнее будет снять ее с репертуара.

Это единственный случай в моей практике, когда уже готовый спектакль был полностью снят. Потом руководство театра научилось обходить острые моменты, часто по ходу просто убирали целые куски текста. Правда, после приема спектакля выброшенные строки иногда возвращались на место. Мы, актеры, об этом знали и особо не распространялись. Вообще, жизнь в театре — это особый мир со своими законами, привычками. Попадая туда, ты уже становишься зависим. Слава Богу, в жизни мне повезло с супругом, который понимал, что такое работа актрисы.

«Готова выходить на сцену в любой, даже самой маленькой, роли. Потому что без театра мне не жить»

— Он ведь не имел никакого отношения к вашей профессии?

— Муж у меня ученый, но всегда проявлял интерес ко всему, что я делала. Более того, писал юмористические рассказы и сочинял бардовские песни. Единственное — мало зарабатывал, поэтому семья в основном держалась на моих плечах. У нас родились два сына, была собака. Я металась между театром и съемками в кино, но никогда особо больших гонораров не зарабатывала. Однажды даже получила незаслуженное вознаграждение. Снималась в картине «Из записок Лопатина», где играла стенографистку. В главной роли был Валентин Гафт, а я появлялась только в первой сцене. В остальных эпизодах были видны лишь мои руки. Но поскольку это была все-таки часть моего тела, и ее показывали, то я получила приличный гонорар. Мне было так стыдно, я все время говорила директору: «За что вы мне платите такие деньги?» На это Гафт однажды ответил: «Да возьми ты уже эти деньги и купи ребенку трубу». А мой сын Ваня тогда учился играть на трубе. И мы таки купили на все деньги ему трубу. Знаете, я никогда не думала о больших деньгах и не мечтала стать женой миллионера. Поэтому и сейчас никому не завидую.

— Рассказывают, что вы потрясающе готовите украинский борщ. Рецептом не поделитесь?

— С большим удовольствием! Готовить очень люблю, правда, никогда на это не было времени. Мой рецепт борща очень прост: натираю на терке много свеклы, лука, моркови. Добавляю две ложки томатной пасты, два зубчика чеснока. Чтобы борщ был гуще, натираю еще картошку. Десять минут варю овощи и отставляю на час. Капусту никогда не клала, я ее не люблю. Вот и весь рецепт. Когда ко мне приходят гости, то первым делом спрашивают: «А борщ будет?» Я даже на гастроли всегда ездила с теркой и термосом. Покупала овощи на базаре и запаривала их. Попробуйте. Поверьте, это очень вкусно.

— Судя по бодрому и веселому голосу, вы большая оптимистка.

— Это правда. Кстати, у моего любимого Николая Гоголя в одном из писем есть такие слова: «Живите весело, отгоняйте от себя неприятности. Все пройдет, все будет хорошо. И если вам слишком весело будет за чайным или обеденным столом, знайте, я невидимый затесался меж вас».

— О чем вы сейчас мечтаете?

— Чтобы мой театр «Экспромт» поскорее открылся после ремонта. В Москве я этого не говорю, но вам расскажу. Скульптору я заказала фигуру Олега Ефремова. Считаю, что это выдающийся актер и режиссер, создавший «Современник». В маленькой гостиной перед входом на сцену поставлю его скульптуру в полный рост в образе доктора Айболита. Еще мечтаю выйти на сцену родного театра. Увы, за последние несколько лет стала инвалидом, могу передвигаться лишь в коляске. Но по-прежнему хочу сыграть в «Современнике» спектакль о матери Гете. Конечно, стать на поклон к зрителю уже не смогу, но разве сложно будет сыграть сидя? Вообще, готова выходить на сцену в любой, даже самой маленькой, роли. Потому что без театра мне не жить...