Культура та мистецтво

«В последние годы, когда Рая тяжело болела, Коля ни разу не взял в руки баян — его душа петь уже не могла»

6:30 — 2 липня 2013 eye 9761

Ушел из жизни заслуженный артист Украины Николай Кириченко, муж покойной берегини народной песни Раисы Кириченко

На одном из концертов, посвященных памяти народной артистки Украины Раисы Кириченко, ее друг, поэт-песенник Вадим Крищенко, сказал: «Господь вас забрав, бо небу потрiбно, щоб i там наша пiсня жила». Видимо, теперь небесам потребовалась и музыка неизменного спутника жизни Раисы Афанасьевны — заслуженного артиста Украины Николая Михайловича Кириченко. 7 июня его земной путь внезапно оборвался. Не выдержало сердце...

Поселяясь зимой в гостиницу, муж первым делом засовывал сценические сапожки супруги между батарей — чтобы нагрелись к началу концерта

Многих людей, близких семье Кириченко, сейчас не покидает чувство, что Николай Михайлович ушел, выполнив то, что наметил. Главной данью памяти своей знаменитой супруги он считал сохранение ее творческого наследия. Несколько лет переписывал семейную фонотеку (а она насчитывала около двух сотен произведений) со старых пленок на цифровые аудио- и видеоносители. С нетерпением ждал открытия мемориального комплекса в честь Раисы Афанасьевны — оно состоялось 13 октября прошлого года. В значительной степени благодаря участию Николая Михайловича созданы два общественных музея Раисы Кириченко: на родине певицы, в селе Корещина Глобинского района, и в Полтавском педагогическом университете, где она была почетным профессором.

Николай Михайлович всегда оставался в тени своей талантливой жены, которую обожала публика и в Украине, и за рубежом. Но если бы не он, кто знает, смогла бы Раиса Афанасьевна полноценно реализоваться. Муж более сорока лет совместной жизни оставался ее надежным тылом: готовил, стирал, убирал. А в последние годы, когда супруга серьезно болела, заботился о своей Раечке (он называл ее только так) ежедневно и ежечасно.

Артистка вспоминала, как в гастрольном туре по Средней Азии Николай Михайлович кормил ее яичницей, приготовленной на раскаленной сковородке. А когда поселялись в гостиницу зимой, засовывал сценические сапожки жены между батарей, чтобы нагрелись к началу концерта.

— Связать с человеком свою судьбу — значит дышать с ним одним воздухом, есть с одной ложки, — считал Николай Кириченко. — Это непросто. Уверен, браки заключаются на небесах. У нас с Раечкой был именно такой союз. Мы жили душа в душу, и больших ссор между нами никогда не возникало. Мне не к чему было придраться, и у нее поводов не возникало.

*Раиса Кириченко и ее супруг Николай Михайлович прожили в счастливом браке более сорока лет

...Баянист Коля Кириченко родом из Кобелякского района сразу отметил появление в коллективе Полтавской областной филармонии девушки с длинной черной косой и лучистыми серо-голубыми глазами. Оказалось, что раньше она работала контролером ОТК инструментального цеха на Кременчугском автозаводе, там и пела в хоре. Молодые люди стали часто репетировать вдвоем. И вскоре Раин жених, живший в Корещине, получил отставку, а творческий союз Николая и Раисы незаметно перерос в семейный.

Завистники не раз пытались их разлучить. Писали в адрес руководителей коллективов, в которых работала чета Кириченко, письма об «аморальном поведении» супругов. Раисе Афанасьевне приписывали роман с первым секретарем ЦК Компартии Украины Владимиром Щербицким.

— То, что Раечка нравилась Щербицкому, это известный факт, — рассказывал в одном из интервью автору этих строк Николай Кириченко. — Она как артистка нравилась и Кравчуку, и Кучме, и Ющенко, и другим политикам. Все они слали ей телеграммы, поздравления... Но более верной и преданной женщины я не встречал.

«Возможно, с другой у меня и будут дети, но тогда не будет тебя»

— Считаю, Николай Михайлович достоин такого же памятника, как и Раиса Афанасьевна, — говорит близкий друг семьи Кириченко, генеральный директор Полтавской областной телерадиокомпании «Лтава», заслуженный журналист Украины Николай Ляпаненко, в свое время приложивший много усилий для спасения жизни певицы. — Он боготворил Раису, восемь лет стойко и мужественно боролся за жизнь любимой супруги и столько же прожил в одиночестве после ее смерти. Летел, что называется, на одном крыле. Помните песню из их репертуара «Два крыла»? Мы с композитором Алексеем Чухраем написали ее для супругов Кириченко и о них. Но тогда они были вместе, и это звучало оптимистично:

«На крилах ластiвка нам весну принесла.
Вiдтодi доля у нас — два крила...».

Когда не стало Раисы Афанасьевны, в песне появился трагизм:

«Юним березнем, мудрим вереснем
Я до тебе, кохана, лечу».

А теперь и вовсе грустно звучат слова:

«Хоч осiнь золота вже сивину снує,
Та щастя наше, що ми з тобою є...»

Именно после исполнения этой прекрасной песни родился певческий дуэт Раисы и Николая Кириченко. Для многих это стало неожиданностью, ведь Николай Михайлович не пел на сцене долгие годы. Он был художественным руководителем коллективов и аккомпанировал солистке Раисе Кириченко. Но основатели международного фестиваля семейного творчества «Мелодiї двох сердець», народные артисты Украины Виталий и Светлана Белоножко, уговорили супругов спеть дуэтом.

— Конечно, рядом с сильнейшим меццо-сопрано Раисы Афанасьевны меркнет любой другой голос, поэтому Николай Михайлович иногда стеснялся собственного пения, — продолжает Николай Ляпаненко. — Мы с Алексеем Чухраем подшучивали над ним: «Ты поешь по-кобелякски, а надо петь по-глобински». Он не обижался, хотя не все песни, записанные дуэтом, любил слушать. Но после смерти Раисы Афанасьевны воспринимал их с особым чувством. Всегда плакал, когда звучала запись «Любове нiжна моя». Там есть такие строчки:

«Любове нiжна моя, не вiдлiтай... Я так чекаю тебе, ти пам’ятай...»

Кстати, многие женщины пытались «утешить» вдовца. Кто-то действительно хотел стать его вторым крылом, а кто-то надеялся разбогатеть, выйдя замуж за известного человека. Натиск иногда был просто непомерным. Но Коля не пускал в свое сердце никого. В последние годы, с тех пор как Рая вернулась из Германии, где ей удалили обе почки, он даже баян в руки ни разу не взял. Его душа петь уже не могла...

Николай Ляпаненко вспоминает, что вернувшуюся домой после восьми операций Раису Афанасьевну было не узнать — худая, изможденная. Кое-кто из знакомых шептал на ухо Николаю Михайловичу: «Бросай ее. Зачем тебе больная нужна?». «Отработанным материалом» артистку, которая не могла обходиться без медикаментов, называли и в кругах творческой интеллигенции. Да и сама Раиса Афанасьевна, прилетев из Германии, расплакалась, обняв супруга: «Я думала, ты меня оставишь». Но никакие невзгоды не остудили трепетных чувств между супругами. Любовь не угасала.

Рассказывают: Раиса Афанасьевна, узнав, что не сможет родить ребенка, предлагала мужу жениться на другой, на что Николай Михайлович ответил: «Возможно, с другой у меня и будут дети, но у меня не будет тебя».

— Да, полукочевая жизнь — в поездах, холодных гостиницах — подорвала Раино здоровье. У нее случился выкидыш, это долго было больной темой супругов... — подтверждает Николай Ляпаненко

«С утра Николай Михайлович съездил в райцентр за продуктами, убрал в хате. А вечером ему стало плохо...»

— Рая с Колей были очень скромными людьми, для себя ничего ни у кого не просили, — продолжает Николай Ляпаненко. — Даже когда помощь им была крайне необходима. «У нас все хорошо, нам ничего не нужно», — обычно отвечал Николай, когда в высоких кабинетах его спрашивали о проблемах. А у самого старенькие «Жигули» на приколе стояли, потому что аккумулятор нерабочий, и вообще машину негде ставить — нет гаража. Зато другим раздавали все, что имели. Больше всего Николай и Рая дорожили старенькой хатой-мазанкой в Корещине. Как только в гастрольном графике появлялось «окно», спешили в село. Оно было для них лучшим курортом.

Последние дни своей жизни Николай Кириченко тоже провел в Корещине, где покоится прах супруги. Рядом с ее могилой оставил место и для себя...

Жители Корещины рассказали, что Николай Михайлович каждый день ходил на кладбище с букетами цветов. После перенесенного в конце прошлого года инфаркта выглядел довольно бодро: косил бурьян, полол небольшой огород, ездил по делам на велосипеде. Седьмого июня с утра отправился в райцентр Глобино за продуктами, убрал в хате — на следующий день ждал гостей из Полтавы.

— Я часто организовываю для своих сотрудников познавательные поездки по историческим местам Украины, — рассказывает Николай Ляпаненко. — В тот раз мы собрались в Глобинский район — погулять в Устимовском дендропарке, забраться на гору Пивиха в Градижске — самую высокую точку Левобережья. И, конечно же, почтить память великой артистки в Корещине. Но так случилось, что восьмого июня пришлось ехать на похороны.

Накануне вечером Николай Михайлович, почувствовав себя плохо (он страдал аритмией), потянулся к дверце холодильника, чтобы достать лекарство. Увы, принять его так и не успел. Врачи потом сказали: своевременная помощь могла бы спасти ему жизнь. Но рядом никого не оказалось. Только кошка Зося, о которой они с Раисой Афанасьевной заботились, как о ребенке, не отходила от хозяина ни на шаг...

Все, что приготовил Николай Михайлович для гостей, пошло на похороны. Проводить его в последний путь съехались сотни людей со всей Украины.

— Мы собирались записать его интервью для документального фильма, который телерадиокомпания «Лтава» готовит к семидесятилетию Раисы Кириченко, — с грустью говорит Николай Ляпаненко. — Николай Михайлович обещал приехать в Полтаву. Увы, не успел.