Лидер группы ТНМК презентовал клип «Фидель», снятый на острове Свободы, и рассказал о поездке на Кубу
После первого посещения Кубы Олег Михайлюта (Фагот) решил непременно вернуться на остров Свободы еще раз. Находясь под впечатлением от этой страны, известный певец и музыкант написал песню «Фидель». Естественно, снимать клип решил в столице Кубы Гаване, куда и отправился вместе с группой ТНМК. В течение десяти дней музыканты катались на ретроавтомобилях, дегустировали знаменитый кубинский ром. Пришлось им попасть и под тропический ливень. Обо всем этом Олег рассказал корреспонденту «ФАКТОВ», пригласив в свой роскошный двухэтажный офис в самом центре Киева, напротив Театра имени Ивана Франко.
— Идея песни «Фидель» родилась несколько лет назад, — говорит Фагот. — Ее главная идея: «Поки Фiдель живий, ми ще дiти». Это мои личные ощущения. Помню, в детстве, когда показывали кубинского лидера по телевизору, казалось, он совсем не меняется. Спустя много лет в моем восприятии Фидель оставался таким же, с неизменной бородой и горящими глазами. Кажется, возраст над ним не властен. Мы выросли, а Фидель все тот же. Конечно же, клип решили снимать в Гаване. Чтобы зря не тратить время и деньги, место для съемок искали по интернету через специальные поисковики. Поэтому перед поездкой четко знали, где и что будем снимать. В своем десятидневном графике даже выделили время на отдых.
— Удалось осуществить все задуманное?
— Какой там! Помешали дожди. Ждать, пока они пройдут, у нас не было ни времени, ни возможности, поэтому некоторые сцены пришлось снимать под ливнем. Кстати, эти кадры гармонично вписались в клип. Основные съемки проходили в Гаване и ее окрестностях. Я сам стал режиссером видео, а Ярослав Пилунский — оператором. Но по ходу работы все задействованные в процессе высказывали свои идеи, на месте многое менялось и переделывалось. Получилось такое коллективное творчество. Каждый день мы вставали в пять утра, чтобы снять кадры на фоне восходящего солнца. Спали по нескольку часов в сутки, всего два раза выехали к океану и то ненадолго. Еле уложились в десятидневный срок. Во многом помог наш гид, он решал организационные вопросы, даже нашел для нас местных актеров и людей для массовки.
— Разрешение на съемку в Гаване получить сложно?
— Достаточно прозрачная процедура с фиксированной оплатой. Кубинцы придирчиво относятся к съемочным группам. Поэтому для того, чтобы получить разрешительные документы, нужно четко все прописать: где, что будешь снимать, предоставить раскадровку и сюжет видео. Чтобы избежать недоразумений, мы заранее оформили специальные визы и получили необходимые документы. Но даже имея их на руках, можно нарваться. Куба сегодня — это все тот же Советский Союз. Во время работы могут подойти представители полиции и потребовать еще какие-то документы. Мы снимали в туристическом парке под статуей Иисуса Христа — очень популярное место, где тысячи туристов, снимающих все на видео- и фотокамеры. Но у нас почему-то попросили дополнительное разрешение.
— Решили вопрос по-нашему, с помощью взятки?
— Не пришлось. Оформляешь документы, платишь официально за все справки (это около 60 долларов, плюс журналистская виза 100 долларов) — и все. Если снимать нельзя, то никакие деньги не помогут. Запрещено фотографировать виды на государственные резиденции, военные объекты, школы, детские сады. Отдельное разрешение нужно для ночных клубов.
— В клипе вы арендовали раритетный автомобиль, которых так много в Гаване.
— Причем многие из них родом из бывшего Советского Союза. Для клипа мы взяли «Шевроле Импала» 1958 года выпуска. Машине более полувека, но она в идеальном состоянии. Было даже страшно садиться за руль такого авто. Его владелец сначала категорически отказывался доверить мне руль. Затем попросил проехать и припарковаться. Когда я с ходу вписался в поворот и припарковался, он пожал мне руку и сказал: «Ты хороший водитель». И больше даже не подходил к машине. На Кубе очень популярное среди туристов развлечение — прокатиться по стране на автомобиле. Как правило, для этого машины берут в аренду. Самый обычный автомобиль эконом-класса обойдется примерно в 60 долларов за сутки. Раритетные авто стоят намного дороже, сдаются почасово и обязательно с водителем. Владельцы машин прямо трясутся над своими дорогими игрушками, буквально сдувая пылинки с них и не доверяя никому. Аренда раритетного авто стоит от 25 долларов за час.
— Какие блюда кубинской кухни попробовали?
— Ели лобстеров, они там свежайшие, разные морепродукты. Совсем недавно в Гаване начали появляться небольшие уютные кафешки и рестораны. Сервис, конечно, тоже разный. Продукты вкусные, свежие и дешевле, чем в Киеве. Есть, конечно, и заведения с ободранными столами, ужасными туалетами и сомнительной едой. Но никто же не заставляет туда ходить. В Гаване я открыл для себя ром «Сантьяго де Куба». Местные жители уверяли, что он продается только у них и запрещен для вывоза из страны. Как же я был удивлен, когда через неделю после возвращения в одном из супермаркетов Харькова увидел точно такую же бутылку. Наверное, контрабандный товар в Украину попадает еще быстрее, чем легальный. Этот ром спасал нас во время всей поездки. Пили его для поддержания тонуса и избежания инфекций.
— Разве жара и алкоголь совместимы?
— Все дело в количестве. Главное — знать меру, не упиваться. Я люблю чистый ром.
— Это вы на Кубе так хорошо загорели?
— Не только. Недавно вернулся из поездки по Средиземноморью. Первый раз путешествовал на яхте. Неделю ходили возле Сицилии и Липарских островов. Это архипелаг вулканического происхождения, который раскинулся недалеко от Сицилии. Острова занесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Также мы посетили остров Стромболи, где находится постоянно действующий вулкан, который не затухает уже более двух тысяч лет.
На яхте подошли прямо к подножию вулкана и наблюдали за выбросом раскаленной лавы. Из кратера вулкана на
Еще был удивлен тем, что на острове практически нет автомобилей, местные жители передвигаются пешком или на скутерах. Туристам предлагают в аренду квадроциклы и мотороллеры. Арендуя такой транспорт, нужно быть максимально внимательным. Итальянцы подсовывают бланк без указания времени либо просто чистую бумагу. Расслабленные туристы, как правило, не обращают на это внимания и ставят свои подписи. И только при возвращении транспорта обнаруживается, что вам приписали несколько лишних часов. Итальянцы очень настойчиво и шумно требуют оплатить их. Чтобы избежать скандала и не терять время, люди расстаются с деньгами.
— Вы останавливались в местных гостиницах?
— Постоянно жили на яхте. Каждый день причаливали к островам, гуляли, посещали рестораны и снова возвращались в море, купались, загорали, прикалывались. Лежать в парусе идущей яхты, когда буквально в метре от тебя из воды выпрыгивают дельфины, — незабываемые ощущения.
— Морской болезнью не страдали?
— Я же понимал, куда мы едем, поэтому запасся ромом. Это первое лекарство от морской болезни. Во всяком случае, так утверждали пираты. На яхте я был боцманом, отвечал за экипаж, состоящий из восьми человек. Настоял на том, чтобы все были «привиты» от морской болезни, поэтому у нас никто не заболел, коллектив был в хорошем настроении. Тур на яхте заранее заказали в агентстве. Честно говоря, я даже не особо вникал в детали, поскольку нам обеспечили все условия — от перелета до разработки маршрута. (Турагентства берут за подобные туры от 1500 евро с человека за шесть дней. — Авт.).