Україна

Таможня прикрыла наиболее популярную схему ввоза в страну подержанных авто из Европы

21:00 — 3 липня 2013 eye 84604

Однако автоперекупщики предлагают другие способы, как избежать дорогой растаможки

Подержанную иномарку, за которую в Украине хотят 10–12 тысяч долларов, в Польше или странах Балтии можно купить в два раза дешевле — за 3–4 тысячи евро. Однако пригонять и растаможивать автомобили не выгодно — всю экономию съедят налоги. Иное дело, если ввезти машину вроде бы как от иностранной фирмы для коммерческих целей: согласно Стамбульской конвенции пользоваться таким автомобилем с иностранными номерами внутри другой страны можно минимум в течение года (после чего нужно пересечь любую границу, чтобы продлить разрешение на временный въезд еще на год).

Легковушки для коммерческих целей пускают в страну сейчас только... транзитом на 5–10 дней

Неудивительно, что в Украине в прошлом году появилось множество иномарок из Польши, Литвы, Словакии и других стран Евросоюза. Большинство автомобилей было оформлено на подставные европейские фирмочки. Фактические владельцы авто — наши сограждане — формально числились их сотрудниками, по документам используя машины в Украине в «коммерческих целях». Хотя на самом деле вместе с иномаркой они просто купили за одну-две тысячи долларов соответствующий «командировочный» пакет документов.

Увы, набравшую популярность «стамбульскую» схему таможенники прикрыли. Липовых сотрудников европейских фирм, перегоняющих купленную в Литве или Польше иномарку, стали пускать в Украину исключительно... транзитом. А это значит, в течение пяти — десяти дней машина должна покинуть территорию нашей страны (некоторым водителям через суд удавалось добиться у таможенников разрешения въехать на год, но это отдельная история).

Почему же такое произошло? На таможне пояснили, что Украина и дальше остается верной Стамбульской конвенции, разрешающей иностранным компаниям временно ввозить к нам в страну свои транспортные средства коммерческого назначения. Но таможенники обратили внимание, что согласно конвенции коммерческое использование означает «платную транспортировку лиц или промышленную либо коммерческую платную или бесплатную перевозку грузов». Следовательно, речь в документе идет о грузовиках и автобусах, но никак не о легковых автомобилях.

Надо отметить, что водители не собирались сдаваться без боя. «Я работаю на фирму, она платит мне деньги за то, что я еду на этой машине по служебным делам, — заявляли хозяева автомобилей в споре с таможенниками. — Значит, я и есть лицо, которое транспортируется платно». Чтобы впредь не вести подобные дискуссии, таможня для подстраховки еще и сократила до 20 дней срок временного ввоза в Украину коммерческого транспорта.

Правда, многие посредники заверили покупателей машин, что имеют «концы» на таможне и вопрос со сроками решат: «Въезжайте на десять дней и ничего не бойтесь, в базе данных у вас будет значиться год». Какое-то время «концы» и вправду работали, но это длилось недолго. Автомобили у доверчивых покупателей не конфискуют (как об этом ошибочно сообщили некоторые украинские СМИ), а вот штрафы выписывают серьезные.

— Я ввез автомобиль, как мне обещали, на год, — рассказывает киевлянин Андрей, пригнавший из Польши старенькую «Ауди». — Покатался три месяца, несколько раз машину «пробивали» по базе в разных местах — все было нормально, пока в конце апреля меня в очередной раз не остановили гаишники. Инспекторы вызвали таможенников, и те составили акт, что моя машина въехала в страну транзитом на десять дней. До суда не дошло — дело рассматривал начальник таможни. Резюме: штраф 8 тысяч 500 гривен. Вернули все документы, но теперь каждые пять дней необходимо пересекать границу. Попытался схитрить. Написал, что автомобиль в аварийном состоянии и не может выехать за пределы Украины. Но на таможне ответили: «Если автомобиль неисправен, его нужно вывозить на эвакуаторе».

Между тем юристы считают: владельцам машин, официально пропущенных таможней в страну на год, опасаться нечего. Им позволят отъездить положенный срок. Однако, выехав из Украины по его окончании, попасть обратно автомобили смогут уже лишь на упомянутые пять — десять дней.

Впрочем, посредники уверяют: еще ничего не потеряно. Прикрыли одну схему — будем пользоваться другими. В частности, одна из солидных львовских автокомпаний предложила такой вариант: она регистрирует на нас в Польше фирму, оформляет на нее выбранный нами автомобиль, и мы в качестве иностранных бизнесменов получаем право на год ввозить эту машину в Украину для личного пользования. Естественно, без растаможки, с польскими номерами.

«Регистрация зарубежного предприятия стоит порядка двух тысяч евро, но в соучредители можно записать друзей, которым тоже нужны машины»

— Само открытие фирмы стоит 1800 евро, в эту сумму уже заложен наш процент, — пояснили представители львовской автокомпании. — Потом мы делаем искусственный оборот — проводим по счету фирмы деньги. Эта услуга — 300 евро. Итого полная стоимость оформления — 2100 евро. Через год, когда будете выезжать, вам потребуется вновь оплатить юридический адрес и услуги бухгалтера — порядка 300–350 евро. Понятно, что все это недешево. Но на фирму можно оформить нескольких соучредителей — друзей или родственников. И они тоже получат возможность ввозить машины на территорию Украины. Тогда затраты делятся поровну. Эта схема менее известная, но она работает практически постоянно. Просто раньше было дешевле за 800 долларов оформить вас по трудовому договору на работу за границей, что позволяло ввозить в Украину машины. Сейчас ввоз возможен только через собственную фирму.

Насколько рискованна схема, предложенная львовянами? Посредники ссылаются на статью Таможенного кодекса, которая в самом деле разрешает гражданам ввозить в Украину транспортные средства для личного пользования на срок до года. Однако речь в ней идет о нерезидентах! То есть об иностранцах или украинцах, имеющих вид на жительство в другой стране и состоящих на постоянном консульском учете. Для граждан Украины, временно проживающих за рубежом, срок ввоза ограничен 60 днями в течение года. У остальных украинцев нет даже такой возможности: хочешь ездить дольше десяти дней — плати налоги. Однако посредники уверяют, что человек, оформивший в Польше фирму и показавший, что имеет в этой стране доход и платит налоги, автоматически становится нерезидентом.

Прислушаются ли сотрудники таможни к этим аргументам? Думается, все зависит от их личных отношений с посредниками. Но даже если таможня и пропустит машину «польского бизнесмена» на год, автомобиль с иностранными номерами может доставить немало проблем.

Во-первых, власти европейских государств начали борьбу с липовыми организациями, связанными с поставками авто в другие страны. В случае ликвидации фирмы и ареста ее имущества поездка в Европу за очередным пакетом документов может обернуться конфискацией транспортного средства. Во-вторых, пользоваться машиной с иностранными номерами имеет право лишь тот человек, который ввез ее в Украину: это первое, на что обращают внимание гаишники и таможенники при проверках.

Кроме того, автомобиль, ввезенный нерезидентом для личных целей, может ездить без регистрации в ГАИ всего два месяца. Потом машину придется ставить на временный учет и платить за украинские номера. Если автомобиль старше восьми лет, это может влететь в копеечку — транспортный сбор для таких авто составляет 5–10 тысяч гривен. За езду без регистрации любой инспектор может оштрафовать на 170–255 гривен (за повторное нарушение — 255–310 гривен). А в том, что останавливать вас гаишники будут часто, сомневаться не приходится.