Теперь на украинских заправках не имеют права продавать топливо, не соответствующее стандартам качества Евро-4. Согласно приказу Министерства экономического развития и торговли, 1 июля закончился срок действия государственных стандартов (ДСТУ), позволявших производство и реализацию бензина и дизельного топлива низкого качества. Однако правительство может вернуть такое горючее на отечественный рынок. Правда, не все.
Сложившуюся ситуацию «ФАКТАМ» прокомментировал директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн:
— На отечественном топливном рынке сложилась уникальная ситуация. С начала месяца старые стандарты качества Евро-2 и Евро-3 отменены, точнее, закончился срок их действия. На сегодняшний день работают только ДСТУ 2007 года на топливо улучшенного качества, которые не полностью, но во многом соответствуют стандарту Евро-4. В то же время топливный рынок находится в ожидании нового единого документа, регламентирующего качество всех нефтепродуктов в Украине и призванного заменить различные ДСТУ. Эпопея с принятием технического регламента длится уже второй год, и сейчас он находится на рассмотрении в Кабинете министров. Данный документ должен разрешить дальнейшее производство и продажу топлива стандарта Евро-3. А вот Евро-2 и ниже в нашей стране будет запрещено окончательно.
Ну а пока техрегламент правительством не принят, горючее ниже стандарта Евро-4 оказалось вне закона. А это около 30 процентов всего поставляемого на рынок дизельного топлива. Из них 25 процентов — российское дизельное топливо, поступающее к нам по нефтепроводам и соответствующее стандарту Евро-3. Еще 5 процентов приходится на продукцию Шебелинского газоперерабатывающего завода. Нефтепродукты этого предприятия отвечают стандарту Евро-2. Поэтому даже в случае принятия правительством техрегламента, продукция Шебелинского завода все равно не сможет поставляться на рынок. Что будет с предприятием, пока не ясно.
Кроме того, фактически вне закона оказался бензин А-76/80, который не отвечает даже стандарту Евро-2. Поэтому эта марка топлива исчезнет с наших заправок навсегда. Стоит признать, что потребление бензина А-76/80 в последние годы стремительно снижалось. Но до сих пор есть немало предприятий, в первую очередь аграрных, а также частных лиц, использующих старые автомобили, которые ездят на таком горючем. А учитывая то, что сейчас летний пик потребления топлива, идут сельскохозяйственные работы, у владельцев старого автотранспорта могут возникнуть проблемы.
Впрочем, нужно учитывать национальные особенности. На сегодняшний день около половины рынка низкооктанового бензина находится в тени. По данным Госстата, ежегодно используется около 100 тысяч тонн этого горючего, тогда как его официальный импорт и производство составляют всего 50 тысяч тонн. Еще 50 тысяч тонн — суррогат, произведенный в кустарных условиях из украденного газового конденсата. Кстати, в нынешней ситуации, когда легального низкооктанового бензина на рынке не останется, фальсификат станет вне конкуренции.
Но гораздо более тревожная ситуация сложилась с дизельным топливом. Ведь 30 процентов рынка страны в разгар полевых работ — это очень много. Пока у нефтетрейдеров еще есть запасы горючего, завезенного до 1 июля. Однако правительству стоит поторопиться с принятием техрегламента, иначе уже через две-три недели в Украине возникнет дефицит дизельного топлива.