— Последние пять месяцев были для меня настоящим кошмаром, но сейчас я радуюсь тому, что осталась жива, — признается 26-летняя Наталья из Мелитополя Запорожской области. — Все началось прошлой зимой: у меня появились сильный кашель, слабость, поднялась высокая температура и стало невозможно дышать. Тогда я обратилась к врачам, которые заподозрили пневмонию, но лечение не помогало. Мне поставили диагноз туберкулез и направили в запорожский тубдиспансер. Я чувствовала, что не должна там находиться, постоянно спрашивала себя: «Где могла заразиться?» Кстати, ни анализ мокроты, ни бактериальный посев не показывали наличия туберкулезной палочки. А на рентгеновском снимке было видно: инфекция поразила нижнюю долю легкого, хотя при туберкулезе обычно страдает верхняя. «Иногда такое случается. У вас необычный случай», — твердили медики. Я постоянно переживала за четырехлетнюю дочь, с которой не виделась все то время, пока находилась в тубдиспансере.
*«Наташу оперировали семь часов. Когда мне сказали, что все прошло хорошо, я расплакалась от счастья», — говорит мама Натальи Ирина Владимировна, обнимая дочь (фото Сергея Даценко, «ФАКТЫ»)
«Давайте перепроверим диагноз», — умоляла я врачей. Но в ответ слышала одно и тоже: «Если в течение трех недель не проходит пневмония, мы автоматически ставим туберкулез». Спустя два месяца безрезультатного лечения в мою медицинскую карту записали: «Положительная динамика». При этом рентгеновский снимок показывал, что очаг поражения левого легкого стал еще больше. Все это время я принимала сильнейшие противотуберкулезные медикаменты, от которых кружилась голова, тошнило, была сильная слабость. Даже речь у меня стала не такой четкой, я начала путать слова, забывала, что хотела сказать. Один из врачей, которому я очень благодарна, посоветовал: «Езжай в Киев. Здесь тебе не помогут». Тогда через интернет мы с мамой узнали о Киевском институте фтизиатрии и пульмонологии. Я поехала на консультацию. Поразительно, но уже на следующий день мне отменили противотуберкулезные препараты и установили точный диагноз: секвестрация легкого. Это означает, что из-за врожденной патологии сосудов и ткани легкого, которая проявилась только сейчас, у меня развилось хроническое воспаление. Это привело к образованию гнойника. Пришлось полностью удалить одно легкое. Оказывается, чтобы поставить точный диагноз, запорожским врачам достаточно было провести всего одно обследование: компьютерную томографию с использованием контрастного вещества. Тогда необходимое лечение я бы получила раньше и легкое, возможно, удалось бы сохранить.
— Компьютерная томография с использованием контрастного вещества — одно из первых и основных исследований, которые мы проводим пациенту перед началом лечения, — говорит заведующий отделением торакальной хирургии и инвазивных методов диагностики ГУ «Национальный институт фтизиатрии и пульмонологии имени Ф. Г. Яновского НАМН Украины» заслуженный врач Украины, доктор медицинских наук торакальный хирург Николай Опанасенко. — Только такой способ помогает максимально четко рассмотреть зону поражения и выявить причину недуга.
*Хирург Николай Опанасенко: «Чтобы улучшить функцию легких, всем полезно надувать воздушные шарики и ежедневно выполнять несколько дыхательных упражнений» (фото Сергея Даценко, «ФАКТЫ»)
Например, врожденная патология органов дыхания, которую мы обнаружили у Натальи, действительно очень редкая. На протяжении всей жизни в легком женщины скапливался гной, из-за чего у нее случались частые простуды, была сильная слабость. Но когда гнойник вырос до больших размеров, ей стало по-настоящему плохо. Благо, Наташа еще вовремя к нам обратилась и мы успели ее прооперировать, а ведь у нее могли начаться осложнения или интоксикация организма, болезнь бы затронула другие органы и системы.
Сейчас, когда оказалось, что диагноз туберкулез был ошибочным, Наташу и ее четырехлетнюю дочь сняли с учета, на котором, согласно закону, находятся такие пациенты и их родные.
— Туберкулез передается воздушно-капельным путем и заразиться может каждый: для этого достаточно сесть в маршрутку или лифт, где есть больной человек, — продолжает Наталья. — Но моя интуиция подсказывала: «У меня точно другая болезнь». Самое обидное в этой истории, что почти полгода мне пришлось не только принимать ненужные медикаменты, но и проходить лечение в тубдиспансере, где я чудом не заразилась. К слову, в больнице общий санузел. Больше всего поразило, что на территории тубдиспансера нет аптеки. Чтобы купить лекарства, больные вынуждены ехать в центр города, где могут заразить других.
Узнав, что не болею туберкулезом, я впервые за полгода смогла поцеловать дочь. Ведь раньше боялась к ней прикоснуться.
Когда я приехала на лечение в Киев, София поначалу была со мной, но перед операцией мы решили, что ребенку лучше уехать домой. Теперь каждый день общаемся с дочуркой по телефону. Уже хочу поскорее вернуться к ней домой.
— Вы тяжело перенесли операцию?
— Было очень страшно. Врачи предупредили, что кроме гнойника в моей грудной клетке есть лишний сосуд, который находится в очень непростом месте и идет от аорты к легкому. Его ни в коем случае нельзя поранить, иначе я могу умереть от кровопотери. Зная это, было непросто согласиться на операцию, но она была жизненно необходима. Больше всего досталось моей маме. Ведь во время операции я спала и ничего не чувствовала, а она сидела под кабинетом и очень нервничала.
— Когда дочь везли в операционную, меня предупредили: «Вмешательство продлится три часа», а на самом деле затянулось на... семь, — говорит мама Натальи Ирина Владимировна. — Когда я сидела в коридоре, мне звонили все родственники и друзья с одним и тем же вопросом: «Как все прошло?» Эти звонки заставляли еще больше нервничать. Но операция прошла хорошо, и я расплакалась от счастья. Мы очень благодарны лечащим врачам Алексею Кшановскому и Богдану Конику, а также хирургу Николаю Опанасенко за их профессионализм и заботу. Еще перед началом лечения нам подробно объяснили, в чем заключается недуг, какие осложнения могут возникнуть во время операции и как себя вести после.
— Первое время после вмешательства мне было трудно дышать с одним легким, но сейчас я уже привыкла и практически не замечаю разницы, — говорит Наталья. — Через пару дней после операции я познакомилась с девушкой, которой четыре года назад тоже удалили легкое. Сейчас она хочет стать мамой и приехала к хирургам, чтобы получить их разрешение. Осмотрев девушку, врачи сказали, что ее организм готов и к беременности, и к родам. Хотя рожать придется при помощи кесарева сечения, чтобы во время сильного напряжения единственное легкое не лопнуло. Теперь мне тоже надо регулярно наблюдаться у врачей. Самое главное, что сейчас моя жизнь в безопасности, я хорошо себя чувствую и знаю, что смогу полноценно жить.
— За 21 год моей хирургической практики Наташа — третий пациент с таким пороком, — отмечает Николай Опанасенко. — Из-за лишнего сосуда, который идет от аорты к легкому, мы долго готовили пациентку к операции. Чтобы не повредить сосуд, пытались запломбировать его, но у нас это не получилось. Тогда для подстраховки установили специальный катетер, который в самом крайнем случае спас бы пациентку от кровопотери. Благо, все обошлось, операция прошла без осложнений. Теперь жизни Натальи ничто не угрожает.
К слову, левое легкое, которое мы удалили пациентке, выполняет сорок процентов нагрузки дыхательной системы, а правое — остальные шестьдесят. Так что процесс восстановления не должен быть сложным.
*«Мы с Софийкой тяжело переносили разлуку. Когда говорили по телефону, дочка каждый раз просила меня вернуться домой», — вспоминает Наталья (фото из семейного альбома)
— Обычно после удаления легкого пациентам назначают дыхательную гимнастику. В каких еще случаях нужно разрабатывать грудную клетку и как это лучше делать?
— При любых заболеваниях органов дыхания — опухолях, астме, аллергических ринитах, а также после травм, автомобильных катастроф, длительного пребывания в коме у человека понижается способность глубоко дышать. Тогда больному тяжело сделать глубокий вдох, подняться по ступенькам, а при ходьбе и малейших физических нагрузках возникает сильная одышка. У многих эти проблемы начинаются после
— Какие анализы необходимо сдавать в случаях, когда кашель затянулся?
— Если кашель не проходит больше трех недель, необходимо провериться у специалиста. Причиной этого может быть туберкулез, опухоль или другая патология дыхательной системы. Рентген, общий анализ крови нужно делать раз в год, даже если ничего не беспокоит. Если врач заподозрит что-то неладное, он может назначить компьютерную томографию с контрастным веществом, а также анализ мокроты. В непонятных случаях мы проводим пациенту видеоторакоскопию (при помощи малоинвазивного вмешательства берем часть пораженного органа на исследование). И только на основании всех этих обследований ставим диагноз.
Очень важно, чтобы пациенты не занимались самолечением, а обращались к врачам. Знаю мужчину, который два месяца лечил сильный кашель антибиотиками. Вначале ему стало лучше, но позже состояние ухудшилось, он даже начал кашлять кровью. Только тогда мужчина обратился в наш институт. Оказалось, у него запущенный двусторонний туберкулез. Сейчас ему предстоит длительное и тяжелое лечение. Обратись он вовремя, болезнь удалось бы остановить на ранней стадии.
— С какими еще жалобами обращаются в ваш институт?
— Мы устраняем практически все врожденные и сосудистые патологии дыхательной системы, удаляем опухоли, увеличенные лимфатические узлы. Лечим больных хроническими заболеваниями легких, туберкулезом. Принимаем пациентов со всей Украины. Сейчас я наблюдаю мужчину, у которого на фоне нервного стресса в легком образовался тромб. К нам он попал в очень тяжелом состоянии: с высокой температурой, сильными болями, затрудненным дыханием. Мы сразу же назначили ему терапевтическое лечение, которое нужно проходить в стационаре. Уже через две недели мужчине стало лучше. Сейчас планируем выписывать пациента домой. Но через два месяца ему придется повторить курс лечения. Надеюсь, со временем нам удастся избавить его от тромба.
Не стоит также забывать и о профилактике заболеваний: вовремя обращаться к врачу, не ходить больным на работу. Если в транспорте кто-то кашляет, лучше отойти в сторонку. Например, в Японии во время эпидемии гриппа и цветения сакуры люди выходят на улицу в марлевых повязках. Также хочу напомнить, что лучшая профилактика любых заболеваний — здоровый образ жизни, а именно отказ от алкоголя, курения, регулярные физические нагрузки, пусть и не очень большие. Для крепкого здоровья человеку необходимо полноценно питаться и высыпаться, уделяя сну не меньше семи-восьми часов в сутки.