После трехлетней борьбы в судах родственникам попавшего в ДТП американца удалось добиться справедливости. А вот в Украине подобные дела против автопроизводителей люди, как правило, проигрывают
Большинство автомобилистов свято уверены: чем больше в машине подушек безопасности, тем лучше, мол, аэрбеги уберегут от любой опасности. Однако подушки далеко не такая безотказная палочка-выручалочка, как многие себе представляют. Очень часто даже в тяжелейших авариях они не срабатывают. Эта проблема давно стала причиной многочисленных исков к автопроизводителям по всему миру. Увы, обычно автогигантам удается выйти сухими из воды. Но недавно в США произошел случай, который может многое изменить.
Суд одного из округов штата Вирджиния обязал компанию Hyundai выплатить 14 миллионов долларов
Вину корейской компании эксперты усматривают в том, что датчики, активирующие боковую подушку безопасности, почему-то разместили... под сиденьем. Поэтому они и «проморгали» удар в районе головы водителя. И хотя адвокаты Hyundai заявили, дескать, наличие боковых подушек не является обязательным, это всего лишь опция, суд присяжных встал на сторону потерпевшего. В решении сказано, что конструкция машины изначально имеет изъяны, которые и повлекли за собой травмы водителя.
Компенсация за не сработавшую при аварии подушку стала самой большой в истории. До этого подобных сумм пострадавшим в ДТП удавалось добиться только от компании Toyota (салонный коврик у этих японских автомобилей, смещаясь во время езды, заклинивал педаль газа, что спровоцировало несколько аварий с летальным исходом).
В Украине же самым громким процессом, связанным с подушками безопасности, стало дело крымчанина Сергея Коваленко. Его Volvo стоимостью 60 тысяч долларов вылетел в кювет, несколько раз перевернулся и врезался в дерево. Мужчина стал инвалидом и подал на шведов в суд, указав в иске сумму около 70 миллионов долларов. Самое поразительное, что районный суд удовлетворил его требования, хотя и снизил размер компенсации в два раза. А вот апелляцию Сергей проиграл.
Как правило, не удается ничего добиться и тем украинским водителям, которые просят гораздо меньших сумм возмещения. В реестре судебных решений таких дел множество. К примеру, легковушка Nissan Almera на трассе лоб в лоб столкнулась с «Жигулями». Водитель просил компанию всего лишь заменить ему подушки на работающие и выплатить 10 тысяч гривен компенсации. В иске было отказано, так как в инструкции по эксплуатации Nissan указывается: степень повреждения автомобиля не всегда является показателем нормальной или ненормальной работы подушек безопасности. Еще один случай: Mitsubishi Outlander выезжает на встречную полосу и сталкивается с фурой — три пассажира кроссовера погибают. Вдова водителя пытается получить 500 тысяч гривен компенсации, проходит районный суд, но апелляцию проигрывает. Суду не предоставили доказательств того, что люди выжили бы, если бы подушки сработали. А значит, нечего и компенсировать!
В судебных спорах представители автокомпаний, как правило, ведут защиту по одной схеме: подушки в порядке, а не сработали, потому что при такой аварии и не должны были. В принципе, утверждают эксперты, доля истины в этом есть. Фронтальные аэрбеги задействуются при прямых ударах — лоб в лоб. Когда столкновение происходит под углом больше 30 градусов, подушки могут и не раскрыться. Иногда они не срабатывают, если капот автомобиля «подъезжает» под более высокое препятствие, например, под кузов грузовика. В тоже время подушка способна «стрельнуть», когда машина на приличной скорости попадает в глубокую яму или налетает на бровку. И, покупая автомобиль, об этих особенностях подушек стоит помнить.