Події

«когда я ложусь животом на битое стекло и по мне проезжает автомобиль, осколки впиваются в тело. Но это не самое неприятное — толкая машину шеей, испытываешь гораздо большую боль»

0:00 — 17 лютого 2009 eye 755

В Книге рекордов Гиннесса рассмотрят заявку на регистрацию уникальных трюков Игоря и Дениса Ильченко, продемонстрированных недавно в Киеве в Национальном цирке

Как это ни парадоксально, но для силача Игоря Ильченко толчком к тому, чтобы стать артистом цирка, стала серьезная травма позвоночника. «Вообще-то я с детства мечтал выступать в цирке, но ничего для этого в школьные годы не делал, — говорит Игорь.  — А в 19 лет во время срочной службы в армии у меня произошел сильный ушиб позвоночника. Я тогда был механиком-водителем танка, моя боевая машина грохнулась в яму. Вот и получился сдвиг позвонков. А после увольнения в запас, работая монтажником-высотником, снова повредил спину. Да так, что ни наклониться, ни присесть без болей не мог. Врачи говорили, что, может, придется всю жизнь с палочкой ходить, физических нагрузок избегать. Хотели операцию делать. Знали бы они, что через год я буду работать с 120-килограммовой штангой!»

«Я работал на заводе, мой напарник — в шахте. Но мы сделали такой номер, что нас пригласили на гастроли во Францию вместе с цирком Юрия Никулина»

- Когда начались хождения по докторам, я задумал во что бы то ни стало встретиться со знаменитым цирковым артистом силачом Валентином Дикулем, — говорит 46-летний Игорь Ильченко.  — После тяжелейшей травмы он с помощью собственной системы физических упражнений сумел восстановить, казалось бы, навсегда утраченное здоровье и вернуться на манеж. Узнав, что он гастролирует в Одессе, мы с приятелем отправились из родной Горловки (Донецкая область) в Южную Пальмиру к Дикулю. Пробились к нему за кулисы. Он выслушал меня и говорит, что, мол, у него положение было еще хуже, но выкарабкался. И я тоже смогу. Научил меня своему лечебному гимнастическому комплексу. Суть заключалась в том, что вокруг поврежденных позвонков нужно сформировать своего рода «каркас» из мышц. И я стал самоотверженно заниматься. Минул всего лишь год, и я уже мог делать наклоны с 120-килограммовой штангой. Работая на заводе, пошел заниматься в цирковую студию. Номер у нас был акробатический и силовой одновременно: мне на плечи взбирались два или три человека, и я, держа их на себе, прыгал на скакалке.

А профессионально выступать в цирке я начал в 1990 году вместе с силачом Владимиром Козловым. По сути, мы сами слепили из себя силовых жонглеров. Посудите сами, оба были простыми рабочими: я на заводе трудился, Володя — в шахте. Познакомились мы в тренажерном зале. Козлов тогда штангой, силовым троеборьем увлекался. Задумали номер «Кузнецы»: кувалдами, молотами жонглировали, 50-килограммовые шары спиной и шеей ловили. И тут нас заметили: сначала пригласили выступать в передвижном цирке, ну а через пару лет предложили поехать на гастроли в Европу вместе со знаменитым цирком на Цветном бульваре Юрия Никулина. Получилось все, как в красивой сказке. Шел 1994 год. Юрий Владимирович Никулин был еще жив. Однажды нам посчастливилось побеседовать с ним. Мы приехали в цирк на Цветном бульваре. Стоим в репетиционном манеже. И вот открываются двери лифта и появляется Никулин — в морской фуражечке, сорочке с короткими рукавами, в общем, такой, каким все привыкли видеть его в телепередачах. Мы с Володей немного растерялись. А он подходит и начинает расспрашивать: как устроились, не обижают ли нас, новичков, довольны ли мы предложенными условиями поездки на зарубежные гастроли… Меня впечатлило, что Никулин общался с нами как с давними знакомыми — просто, по-приятельски, доверительно.

С его цирком мы выступали во Франции и Бельгии. Затем были новые гастроли — в Германии, Польше, Италии. А на Тайване полгода работали. Климат там, скажу я вам, еще тот! Жарища, духота… В 2000 году в Италии мы победили на фестивале экстремальных цирковых номеров, который проходил в Вероне. Это было в настоящем древнеримском амфитеатре, на арене которого много столетий назад проходили бои гладиаторов. Я «ловил» шеей 50-килограммовое ядро, которое с высоты бросал напарник. Затем лег на помост, на который взошло 30 человек! Атлет, занявший второе место, выдержал вес 21 зрителя. За победу мы получили несколько призов. Один из них не совсем обычный — нашему номеру присвоили название «Силовое шоу Геркулес». Поскольку нам очень понравилось, стали его использовать.

- Ваш коронный номер — это когда по спине проезжает автомобиль. Как вы решились лечь под колеса машины?

- Нужно было развиваться, предложить публике что-то более зрелищное, чем номер «Кузнецы». К тому же не все зрители верят, что работаем с настоящими ядрами и гирями — думают, вдруг они пустотелые. Вот мы и решили, что убедительнее все выглядит, когда поднимаешь людей и машины. Это было семь лет назад. Примерно тогда мой друг и напарник Володя Козлов получил травму, из-за которой ему пришлось в возрасте 33 лет завершить цирковую карьеру. Произошло вот что: на одном из выступлений он неудачно принял на спину железный шар. Выросла очень большая шишка. Мы ее горбом называем. Врачи рекомендовали уйти с манежа. Володя выступал еще год. К сожалению, состояние здоровья ухудшилось.

«Даже сейчас, когда я побывал под колесами машин уже почти 1500 раз, порой становится страшно»

- А моим напарником стал мой сын Денис, — продолжает атлет.  — Тогда ему было всего 16 лет. Парень он накачанный, крепкий, стал Козлову достойной заменой. Кстати, Денис уже несколько лет участвует в «Богатырских играх» на приз знаменитого богатыря Василия Вирастюка. В прошлом году в Хмельницком занял первое место. А в декабре мы с ним установили рекорды, занесенные в Книгу рекордов Украины: я тогда удержал живую пирамиду из десяти человек, а сын исполнил сложнейший трюк «Живая карусель»: крутил, как на карусели, семерых ассистентов.

Представитель Книги рекордов Украины Игорь Пидчибий сообщил «ФАКТАМ», что подготовлены документы об этих уникальных трюках. В ближайшее время бумаги будут направлены в офис Книги рекордов Гиннесса в Лондоне для рассмотрения вопроса о регистрации достижений Игоря и Дениса Ильченко.

- Трюк с автомобилем мы начинали репетировать в моем гараже, — рассказывает Игорь Ильченко.  — И в этом деле мне пригодились советы Валентина Дикуля — я усиленно тренировал именно те группы мышц, по которым проезжают колеса. Это делается для того, чтобы мускулы превратились в своего рода защитный пояс, который не дает машине нанести тебе вред. Автомобиль начинал по мне ехать, и я чувствовал — мышцы накачаны недостаточно. Неделю усиленно тренировал их. Затем вновь пробовал. И так шесть раз, пока не получилось как следует.

Признаться, даже сейчас, когда я побывал под колесами машин почти 1500 раз, порой становится страшно. Особенно если видишь, что водитель нервничает (ведь ему нужно проехать по живому человеку). А отсюда — ошибки. Нужно ехать медленно и плавно, но не всем это удается, и тогда движение автомобиля происходит рывками. Вынести это непросто, так как машина едет по голой спине. Раньше у нас был постоянный водитель, но он не смог ездить с нами на гастроли. Теперь на каждый контракт выбираем нового шофера — из тех, у кого нервы покрепче и опыта побольше.

Во время исполнения номера машина вначале взбирается на помост. С него выезжает на спину и скатывается с противоположной стороны по другому помосту. В 2006 году для Книги рекордов Украины я выполнил этот трюк, не пользуясь помостами — автомобиль в буквальном смысле въехал колесами мне на спину. Во время исполнения таких трюков мысли заняты лишь одним — не получить травму.

- Что вы при этом чувствовали? Неужели не было больно?

- Если машина едет как следует, боль терпимая. Но стоит колесу оказаться сантиметров на десять выше или ниже «каркаса» из мышц, то боль сильная. Бывает и такое, что колеса соскакивают с помоста. Сын в таких случаях выручает — поднимает машину за бампер и ставит ее в нужное место.

- Вы еще и на стекло битое животом ложились, а по спине проезжала машина…

- Демонстрируем этот трюк не на всех выступлениях. Если в контракте указано использовать стекло, тогда его используем. Да, я ложусь на него голым животом, а по спине проезжает машина. Осколки, конечно, впиваются, царапают, режут. Повреждений бывает больше, если это только что разбитое стекло. Стоит же на нем несколько раз полежать, оно становится менее острым — это как на море: края осколков трутся друг о друга и сглаживаются.

«Выкатить на манеж авто с шестью-семью танцовщицами вовсе несложно»

- Боль от стекла, пусть даже только что разбитого, не самое неприятное, — продолжает Игорь.  — Гораздо большую боль испытываешь порой, толкая машину шеей. Беру титановый прут, один конец упираю в бампер авто, второй — в шею и толкаю. Прут гнется, но не ломается. На том месте шеи, куда постоянно он упирается, образовалась мозоль, и это уменьшает болевые ощущения, делает их терпимыми. По мягкому покрытию манежа толкаю шеей машины весом 1800 килограммов. По асфальту толкать легче — он твердый. На нем могу двигать авто, весящее втрое больше.

- А какая самая тяжелая машина проезжала по вашей спине?

- Джип весом 2400 килограммов.

- Чем укрепляете зубы, ведь в начале номера вы ими выкатываете на манеж машину с шестью-семью танцовщицами?

- Это несложный трюк, но зрелищный. К автомобилю привязан трос с так называемым зубником. Я хватаюсь за него зубами и тащу машину. В этом деле главное — чтобы кожаный зубник был правильно изготовлен и не забывать протирать его марганцовкой ради гигиены.

- Вам приходится соблюдать особую диету для богатырей?

- Стараемся, чтобы в меню было как можно больше овощей и фруктов. Мяса почти не ем. Не потому что так нужно, просто я его не люблю. Предпочитаю рыбу, особенно морскую, и другие морепродукты. Ну а Денис, наоборот, налегает на мясо.

Кстати, на гастроли ездим всей семьей — моя жена всегда с нами. В дальнем зарубежье кормят в ресторанах — это обычно предусмотрено контрактом. А вот в странах СНГ готовит жена.

- Планируете ли новые рекорды?

- Не хотелось бы говорить об этом, чтобы не сглазить, но так и быть… Готовлюсь к тому, чтобы двигать шеей машину весом три с половиной тонны (обычно работаю с авто массой 1,8 тонны). Второй рекорд — погнуть за одну минуту о шею Дениса 15-20 железных прутьев диаметром 18 миллиметров. Исполнить эти трюки для Книг рекордов Украины и Гиннесса планируем в мае-июне в Киеве.