Культура та мистецтво

Мать николая еременко галина орлова: «после фильма «пираты xx века» девушки приезжали к сыну с чемоданами и заявляли: «я вас люблю и буду с вами жить»

0:00 — 17 лютого 2009 eye 2422

14 февраля народному артисту России исполнилось бы 60 лет

Николаю Еременко на роду было написано стать секс-символом, ведь он появился на свет в День влюбленных — 14 февраля. Исполнитель главных ролей в фильмах «Горячий снег», «Красное и черное», «Пираты ХХ века», «31 июня», «Трактир на Пятницкой» сводил с ума советских зрительниц. О том, каким был Николай Еременко в жизни, рассказывает его мать — актриса Минского театра имени Янки Купалы Галина Орлова.

«Герасимов сказал: «У вашего парня есть талант — я сделаю из него актера»

- Коля родился в 1949 году, — вспоминает Галина Орлова.  — После Великой Отечественной войны прошло всего четыре года, и Витебск, где мы жили, был разрушен на девяносто семь процентов. Люди в буквальном смысле этого слова не имели крыши над головой, потому что для жилья было пригодно только три(!) процента домов. Сейчас такое трудно даже представить. В магазинах нельзя было купить не только мясо или масло, но и молоко, оно тогда продавалось только на базаре. Одежды тоже не было. Промышленность, долго работавшая на войну, не могла сразу перестроиться. Правда, мы не унывали, потому что были молодыми, полными сил. К тому же тогда в таком положении находилась вся страна, другой жизни мы просто не видели. Хорошо еще, что нам помогали бабушки: моя мама и свекровь. Избаловать ребенка мы в таких условиях не могли, даже если бы очень хотели.

- Каким рос ваш сын?

- Он был домашним мальчиком — добрым, ласковым, покладистым, очень хорошим. Лет до четырех у Коли были белые кудрявые волосы, поэтому многие принимали его за девочку. До пятого класса учился очень хорошо, потом в его дневнике стали частыми гостями тройки. Поскольку был очень обаятельным, учителя его любили. Да и мы с мужем к этому относились спокойно, не стремились во что бы то ни стало сделать из сына отличника. Может, потому что сами через это прошли. Ни я, ни муж не учились в школе на одни пятерки. В общем, вундеркиндом Коля не был и звезд с неба не хватал.

- Но чем-то он увлекался?

- Спортом: футболом, баскетболом, бадминтоном, зимой — лыжами. Когда мы переехали в Минск, Коле как раз исполнилось десять лет, он начал ходить в бассейн. Всю энергию тратил на занятия спортом, наверное, поэтому был совершенно не агрессивным. Не помню ни одного случая, чтобы Коля с кем-то подрался. Рос бесконфликтным мальчиком. Даже подростковый возраст, который редко кому удается пережить без проблем, у нас прошел незаметно. Коля не доставлял нам с отцом никакого беспокойства. Ему было не до глупостей, наверное, из-за того, что в раннем детстве хлебнул трудностей.

- Когда он понял, что хочет стать актером?

- Думаю, это желание было в нем всегда, поскольку Коля, как и любой театральный ребенок, провел детство за кулисами. Нянек у нас не было — молодые малооплачиваемые актеры не могли себе этого позволить. В детском саду Коля пел и танцевал на утренниках, в школьном драмкружке играл Буратино, а о своем желании стать актером не говорил. Помню, как любой ребенок, часто просил конфетку, а их тогда так трудно было достать. И он говорил: «Мама, когда я вырасту, пойду работать продавцом конфет». Став постарше, мечтал стать футболистом. И только в десятом классе, после того как его отец Николай Еременко-старший прославился, сыграв в фильме «Люди и звери», сказал, что хочет попробовать себя в кино.

- Вы его не отговаривали?

- Нет. Конечно, наша профессия непростая, но если она становится мечтой, никто не должен становиться на пути. Для мужа, сына, меня актерская профессия была счастьем, потому что мы занимались любимым делом. Единственное, о чем мы его просили, — поступать в Минский театральный институт. Поскольку жили небогато, было бы проще, чтобы сын жил дома. А он мечтал о ВГИКе, и мы уступили.

- Вы с мужем были известными актерами. Не воспользовались своим авторитетом, чтобы помочь сыну с поступлением?

- Муж хорошо знал Сергея Герасимова, который в тот год как раз набирал курс. За несколько месяцев до вступительных экзаменов мы поехали в Москву, чтобы посоветоваться, как нам поступить. Герасимов, посмотрев на Колю, сказал, что ему нужно выучить на вступительные экзамены: какое стихотворение, прозу, басню. Чего греха таить, мы знали, что Коля поступит. И муж попросил Герасимова через год прямо нам сказать, если окажется, что у Коли нет таланта. Сына при этом отчислить без сожалений. Самое страшное, когда человек не на своем месте, но продолжает за него цепляться, идет на всяческие интриги и прочие низкие поступки. Мы, актеры, знаем, что это такое. Когда испытательный год прошел, мы приехали во ВГИК, и Герасимов сказал: «У вашего парня есть талант. Пусть учится дальше — я сделаю из него актера». Конечно, очень приятно слышать подобное. В подтверждение этих слов, будучи студентом второго курса, Коля сыграл небольшую роль в картине Герасимова «У озера». Сергей Аполлинариевич снял там почти всех своих студентов.

«Монолог Жюльена в исполнении Коли используется во ВГИКе как учебное пособие»

- А после какого фильма к Николаю пришел настоящий успех?

- «Красное и черное». Тогда, в 1976-м, журнал «Советский экран» назвал Колю актером года. А еще большую популярность у зрителей (в отличие от критиков, которые разнесли картину в пух и прах) имели «Пираты ХХ века». Письма сыну носили мешками. В основном, конечно, писали женщины. Ведь экран имеет одну отличительную особенность: он делает привлекательным и желанным для противоположного пола любого человека. Вот Леонид Быков, казалось бы, не был красавцем в традиционном смысле этого слова — смешной, ростом метр с кепкой, а женщины его обожали! Экран — волшебный манок. Можно сто раз пройти мимо человека в жизни, но стоит ему появиться на экране, как у окружающих будто бы глаза открываются. А Коля ведь красивый был, естественно, женщины обращали на него внимание. Сын говорил, что после «Красного и черного» ему в основном писали женщины постарше, изливали душу. Некоторые письма были настолько откровенными, что не мог пересказать их вслух. А снявшись в «Пиратах ХХ века», он стал любим женщинами всех возрастов. Ему тогда не только письма писали, но и с чемоданами приезжали: «Я вас люблю и буду с вами жить». Он с трудом успевал отбиваться.

- Насколько я знаю, эта роль не только принесла актеру Еременко огромный успех, но и чуть не стоила ему жизни.

- Действительно, во время съемок одной из сцен Коля должен был прыгнуть со скалы и подплыть к катеру. Катер поставили слишком близко, и когда на нем включили двигатель, Колю, который в этот момент находился под водой, стало затягивать в воронку. Если бы он попал под винт, превратился бы в сплошное месиво. Слава Богу, какими-то невероятными усилиями ему удалось выбраться. Помогла хорошая спортивная подготовка.

- Из всех ролей сына какая вам больше всего нравится?

- Коля был настоящим профессионалом, у него много хороших ролей. Наверное, я все-таки выделила бы «Красное и черное». Этому произведению Стендаля Коля отдал семь лет жизни. Сначала это была курсовая работа студентов ВГИКа, потом Сергей Аполлинариевич перенес ее как спектакль на сцену московского Театра киноактера и только через пять лет решил снять телевизионный фильм. Евгений Матвеев говорил мне, что монолог Жюльена в камере перед казнью в Колином исполнении идет во ВГИКе как учебное пособие — на нем студенты учатся играть.

- Как он относился к своей популярности?

- Конечно же, как любому артисту, ему было приятно, что его хвалят. Актеры все равно что дети, их обязательно нужно гладить по голове. И хвалить надо, причем они верят всему хорошему, что о них говорят. Поэтому нельзя переборщить с этим. Но Коля был умный, к тому же сказалась школа Герасимова. Сын умел не поддаваться на похвалу, не терять от нее голову.

- В каком-то интервью вы сказали, что в него были влюблены четыре однокурсницы, четыре Наташи: Белохвостикова, Гвоздикова, Аринбасарова и Бондарчук.

- Это явное преувеличение, из тех, что иногда позволяет себе ваш брат-журналист. Скорее, он был в них влюблен. Коля вообще был любвеобильным.

- Тем не менее женился всего один раз.

- Официально. Вера была его однокурсницей, они поженились еще во ВГИКе, она родила ему дочь. Как выяснилось много лет спустя, у него была еще и гражданская жена Татьяна, тоже родившая дочь. Помню, я как-то сказала ему, что неплохо было бы и сына родить, а он с грустной улыбкой ответил: «Знаешь, мама, у меня что-то одни девчонки получаются». Потом появилась Людмила, но с ней Коля не расписался, умер. А уж не успел или не захотел, не знаю.

«Жена сына слишком долго не вызывала «скорую», когда он потерял сознание»

- Кто был для него большим авторитетом — вы или отец?

- Одинаково нас слушался, был очень хорошим сыном. Несмотря на то что рано уехал из дому в Москву, где прожил тридцать лет, при первой возможности старался приехать домой.

- Любимые блюда у него были?

- Пережив голодные времена, он был неприхотлив в еде. Главное, чтобы на столе стояла картошка — наше главное национальное блюдо, остальное не важно. Есть что-то вкусненькое — хорошо, нет — обойдемся и так.

- Любил делать вам подарки?

- Мы как-то не придавали им значения, немеркантильное время было. Конечно, на юбилеи он нам обязательно что-то дарил. То хрустальные фужеры привезет, то еще что-нибудь. Самым дорогим подарком был для нас его приезд, когда удавалось вместе посидеть, поговорить.

- Правда, что в последние годы у него было мало работы?

- Я бы так не сказала. Он снялся в очень хорошем, на мой взгляд, фильме «Подари мне лунный свет», сериале «Бригада». Должен был запуститься еще один сериал, в котором ему предлагали главную роль. Конечно, молодых героев играть уже не мог, но у каждого актера наступает момент, когда надо переходить в новую возрастную категорию, ничего страшного в этом нет. Мне кажется, после того, как рухнул советский кинематограф, у Коли в душе произошел какой-то надлом, который не мог не отразиться на нем и как на актере, и как на человеке. Да и в личной жизни что-то не ладилось. К сожалению, он со мной не делился, только по намекам я понимала, что ему плохо. У нас в семье не было принято лезть в душу. Да и жили мы в разных городах.

- Николай Еременко умер от инсульта. Как случилось, что врачи не смогли ему помочь?

- Он потерял сознание. А жена, которая была рядом, долго не вызывала «скорую». Она не виновата, поскольку Коля запретил ей звонить врачам, когда был выпившим. В результате было упущено драгоценное время. Медики приехали слишком поздно. Мне часто кажется, если бы я тогда была с ним, сына удалось бы спасти.

- С внучками общаетесь?

- Часто встречаться — очень дорогое удовольствие. Сами знаете, сколько сейчас билеты стоят. В основном разговариваем по телефону. Слава Богу, внучки не захотели становиться актрисами.

- Чем вы сейчас живете?

- Работой. Играю в Минском театре имени Янки Купалы, которому отдала почти всю свою жизнь. Завтра у меня спектакль «Деревья умирают стоя»…