Україна

По разбитым дорогам украинцы будут ездить еще минимум 10 лет (обновлено)

15:35 — 16 липня 2013 eye 1728

Ни для кого не секрет, что украинские дороги с каждым годом становятся все хуже и хуже. Вскоре поговорка: «Нет дорог — есть одни лишь направления», — вполне может стать реальностью. Особенно остро стоит эта проблема для западных областей, где дорожное полотно подчастую превратилось в сплошные выбоины. Местные жители вынуждены перекрывать автотрассы, в том числе государственного значения, чтобы обратить внимание властей на их состояние.

Бедственное положение украинских «магистралей» признают и в «Укравтодоре». По словам главы ведомства Евгения Прусенко, около 90(!) процентов дорог в Украине требуют капитального ремонта. Правда, заверил чиновник, регулярно проводятся ямочные ремонты. Уже выполнено 94 процента этих работ (хотя в марте «Укравтодор» рапортовал о сделанных 98 процентах). На сегодняшний день еще не закончены работы во Львовской области, на многих участках Черновицкой, Черкасской, Черниговской, Закарпатской, Ивано-Франковской областей. «В тех регионах, где были наибольшие разрушения, уже все работы завершены», — заверил Евгений Прусенко.

А для полного ремонта всех украинских дорог «Укравтодору» нужно «всего лишь» десяток лет и чуть больше 500 миллиардов гривен (для сравнения: планируемые доходы Госбюджета Украины на этот год составляют 363 миллиарда гривен).

— Если взять очень усредненную цену ремонта километра дороги в 3,5−4 миллиона гривен, то всего нам нужно более 500 миллиардов гривен, — заявил Евгений Прусенко изданию «Forbes». — При этом строительство одного километра трассы первой категории стоит в среднем 45 миллионов гривен, а капремонт — около 20 миллионов. Если начинать прямо с января, украинские предприятия смогут за год выполнить работ на 40−50 миллиардов гривен. То есть денег как таковых недостаточно — нужен еще десяток лет напряженной работы.

Главный дорожник страны уверен, что текущий средний ремонт необходимо проводить каждые 4−5 лет, а капитальный — каждые 12−15. Гарантия подрядчика — три года. Если по его вине появляются дефекты, то он должен устранить их за свой счет. Чиновник пообещал, что в этом году начинается пилотный проект на трассе Киев — Чоп во Львовской области. Суть его в том, чтобы платить подрядчику за состояние дороги, а не за объем отремонтированных выбоин.

Впрочем, какая часть необходимой суммы будет использована по назначению и с толком, неизвестно. Евгений Прусенко, который давно уже трудится в «Укравтодоре», прекрасно знает о множестве обвинений в адрес ведомства относительно нерационального расходования средств. Например, когда в ходе «ямочного» ремонта асфальтом засыпаются лужи, то дорогостоящие и якобы качественные покрытия разбиваются за полгода…

О таком «свойском» отношении к бюджетным деньгам свидетельствуют уголовные дела в отношении дорожников. Так, прокуратура Соломенского района Киева начала уголовное производство против местных дорожных чиновников, подделывавших акты выполненных работ по асфальтированию дорог и придомовых территорий (уже зафиксирован ущерб в 163 тысячи гривен). В начале года СБУ сообщила о разворовывании свыше пяти миллионов гривен госсредств при капремонте дорог на Сумщине, когда «автодоровцы» ничтоже сумняшеся подмахивали акты выполненных работ с завышенной их стоимостью. А в начале весны после ряда прокурорских проверок, выявивших хищения госсредств чиновниками «Укравтодора», ряд руководителей местных подразделений этой организации был наказан… выговорами.