Три недели в Запорожье продолжалась уникальная экспедиция: со дна Днепра археологи и водолазы подняли на поверхность два десятка якорей, пролежавших под водой 300 лет! Большинство из них предназначались в свое время для поддержания на плаву брандвахты — технического сооружения, служащего для защиты флотилии.
— Археология — дело не сиюминутное, — поясняет «ФАКТАМ» генеральный директор Национального заповедника «Хортица» Максим Остапенко. — Обычно подготовительный этап растягивается на длительный период. Первый якорь был обнаружен еще в
Мы изыскивали возможность, чтобы провести научные исследования — зафиксировать на фото и видео расположение якорей, их положение по отношению к течению и сразу после этого приступить к подъему. Такой шанс предоставился только в этом году. Помощь оказали энтузиасты — Запорожская областная федерация подводного плавания, дайвинга и рыболовства во главе с ее президентом Анатолием Березой.
— Известно, что со дна Днепра на поверхность подняли 20 якорей. А сколько еще их осталось под водой?
— Около десятка. Еще не все раскопано. Попадаются фрагментированные элементы, куски якорей. Нашли также мелкие артефакты — ядра, крепежные кольца (рымы). Основной задачей было получить полную планиграфию (способ документирования археологических раскопок) и взаимное расположение всех этих находок.
Стоит напомнить, что во времена русско-турецкой войны
— Каким образом морские артефакты оказались собранными в одном месте?
— Скорее всего, это якоря, которые держали не корабли. Когда-то они, конечно, использовались во флотилии. Но якоря, найденные сейчас, предназначались для поддержания на плаву так называемой брандвахты —технического сооружения, выполнявшего функцию защиты флотилии. Например, защищали суда от брандеров — кораблей, которые поджигали и направляли на скопление неприятельских судов. Ведь 300 лет назад потопить деревянный корабль, обстрелянный пушками, было достаточно сложно — он оставался на плаву даже с множеством повреждений. Самой большой опасностью были вовсе не пушечные ядра, а бранды, груженные легковоспламеняющимися веществами лодки, которые направляли на другие корабли.
Брандвахты — это своеобразные ворота, защищавшие территорию стоянки всей флотилии. На Днепре сильное течение, и достаточно было сверху запустить несколько подожженных лодок, чтобы нанести колоссальный вред флотилии. Поэтому по реке в разных местах для защиты от неожиданного нападения неприятеля устанавливали понтоны, старые суда, делали плавучие платформы.
Старый Днепр был достаточно узкой рекой. Представьте, вдоль правого берега стоит 400 кораблей. Если сверху отправить зажженную лодку при сильном течении и попутном ветре, то суда загорятся один за другим.
Сначала мы думали, что поднятые со дна якоря — это груз одного перевернувшегося судна. Сейчас специалисты сходятся во мнении, что мы сделали уникальную работу — удалось археологически зафиксировать брандвахту. Описания ее есть в исторической литературе, но раньше брандвахту или ее фрагменты никто не находил. Во всяком случае, в европейской истории такого не было.
Максим Остапенко рассказывает, что найденные якоря в большинстве своем изготовлены на ладожских и уральских металлургических заводах. Хотя, возможно, некоторые из них создавались на острове Хортица или в этом регионе. Почти все поднятые со дня Днепра артефакты одного размера и веса. Разница лишь в деталях.
— Каков размер и вес найденных якорей?
— Самые легкие — фрагменты: по
Почти все экспонаты очень крупные, материал достаточно грубый — это кованое железо. Нет никакой гравировки. На некоторых раритетах просматриваются клейма. После очистки составим полный каталог находок, и тогда уже можно будет говорить о них более подробно.
Фото Павла Данилюка