Культура та мистецтво

Коллекционер Николай Белоусов: «Под шестью живописными слоями оказалась икона, которой около 400 лет»

8:30 — 20 липня 2013 eye 3314

Среди старинных икон, представленных на выставке в Национальном заповеднике «София Киевская», есть образ, написанный на... кости рыбы

На этой неделе в Национальном заповеднике «София Киевская» открылись одновременно две выставки, приуроченные к 1025-летию крещения Руси. На них представлены шедевры украинской иконописи эпохи барокко (XVI–XVIII века) и рассказано о выдающемся киевском митрополите Рафаиле Заборовском, который пользовался особым доверием императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны.

— Однажды всего за сто долларов я купил старинную икону, а сейчас она стоит десятки тысяч, — говорит известный киевский коллекционер Николай Белоусов. Часть собранных им произведений церковного искусства представлена на выставке «Украинская икона XVI–XVIII веков» в «Софии Киевской». — Приобретая эту икону, я полагал, что она написана в начале прошлого века. Но оказалось, под верхним находились другие изображения. Реставраторы сняли шесть живописных слоев — XIX, XVIII, XVII столетий. Подобных примеров, когда на старой иконе создавали новую, немало. Добравшись до самого раннего живописного слоя, реставраторы выяснили, что образ написан около 400 лет назад. Я повез его в Москву в Третьяковскую галерею. Специалисты сказали, что произведение очень ценно. Я был готов его продать (дело было в 1990-х, речь шла о «смешной» сумме) при условии: мне дадут письменное обязательство в том, что икону не упрячут в запасники, а выставят в постоянной экспозиции. Музейщики заявили в ответ, мол, такого рода обязательства они никогда на себя не берут. На том мы и расстались. Потом мне звонили из Третьяковки с просьбой уступить икону. Но я уже решил оставить ее у себя.

На нынешней выставке демонстрируется несколько принадлежащих мне икон XVI века. К числу особенно редких относится образ, написанный в XVII столетии на... кости рыбы (точнее, на верхней части черепа крупной рыбины. — Авт.).

*Николай Белоусов: «Коллекцию собираю уже 20 лет. Сейчас у меня 300 икон. Оборудовал хранилище, в котором поддерживаются оптимальные температура и влажность»

— Вы предоставили для этой выставки произведение легендарного мастера Иоганна Пинзеля, скульптуры которого в прошлом году демонстрировались в Лувре...

— Эта его вещь (она называется «Крылатые головы ангелов»), как и многие другие работы Пинзеля, сделана из дерева. Ее тоже показывали в Лувре. Кстати, в частных коллекциях есть только две скульптуры этого мастера. Одна из них — у меня. Считаю, все, что я собрал, должны видеть люди. Если бы мне предложили пусть даже на целый год «отпустить» моего Пинзеля на выставки за рубеж, я бы согласился.

— Как к вам попала эта скульптура?

— В советские годы много работ Пинзеля было уничтожено. То, что удалось спасти известному культурному деятелю академику Украинской академии искусств Борису Возницкому (к сожалению, уже покойному), находится в музеях. Но еще пару вещей сохранил один коллекционер (не буду называть его фамилию). После смерти этого человека его наследники решили продать раритеты. Один из них купил я.

— Такие вещи требуют особых условий хранения.

— Да, оптимальная температура — 19 градусов, влажность — 50–60 процентов. Я оборудовал для своей коллекции музейное хранилище, оснащенное классным японским кондиционером. Сейчас у меня почти 300 икон, которые собрал за 20 лет. Начиналась коллекция с двух образов, доставшихся от деда и бабушки.

*«Крылатые головы ангелов» Иоганна Пинзеля

— На открытии выставки звучали призывы подарить коллекцию государству.

— Пока я к этому не готов: нельзя, вложив много сил и средств, все отдать. Чтобы пойти на такой шаг, нужно быть либо очень богатым человеком, либо отрешиться от мирского, когда тебе уже ничего не нужно. Доживу до определенного возраста, возможно, расстанусь с коллекцией. А сейчас хочу, чтобы иконы и картины были возле меня. Но я готов их показывать людям.

Осмотрев иконы эпохи барокко, переходим в соседний зал, где начала работу выставка, посвященная одной из крупнейших фигур в отечественной истории — митрополиту Киевскому, Галицкому и Малой Руси Рафаилу Заборовскому. Сразу обращают на себя внимание портреты двух российских императриц Анны Иоанновны и сменившей ее на троне Елизаветы Петровны (обе правили в первой половине XVIII века).

— Эти царицы-кузины имели особое расположение к Заборовскому, — поясняет заместитель заведующего отделом исторических исследований «Софии Киевской» Татьяна Лютая. — А Елизавету Петровну митрополит считал своей покровительницей. Он учился вначале в Киево-Могилянской коллегии, а затем преподавал в Москве в Славяно-греко-латинской академии. Много лет прожил в России, был иерархом Российского флота, стал членом Святейшего Синода. Своими деяниями и благочестием заслужил уважение и доверие членов царской фамилии.

*Эта икона написана на рыбьей кости в конце ХVII века одним из мастеров Жолковского культурного центра, созданного при резиденции польского короля

Татьяна Лютая достает из конверта, прикрепленного под портретом Анны Иоанновны, листок бумаги. «Здесь копия письма императрицы, в котором содержится конфиденциальная просьба, — рассказывает Татьяна Лютая. — Анна Иоанновна сообщает, что выслала с этим письмом перстень с бриллиантом и золотое кольцо. Она просит митрополита надеть драгоценности на руку святой великомученицы Варвары, мощи которой находились в Киеве в Михайловском Златоверхом соборе. После прочтения молебна перстень следовало оставить на пальце святой, а кольцо снять и с доверенным человеком канцлером Неплюевым вернуть Анне Иоанновне. Вероятно, императрица затем носила его».

Нужно сказать, что изначально Рафаил Заборовский получил назначение в Киев на место архиепископа, поскольку киевская митрополия была отменена в 1721 году. Но затем по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1743-м ее восстановили. Во многом этому способствовали доверительные отношения царицы с Заборовским. На следующий год она приезжала в Киев. Тогда по ее заказу было начато строительство Андреевской церкви и Мариинского дворца, являющегося ныне церемониальной резиденцией Президента Украины. Елизавета Петровна, ее сын Петр III c невестой Екатериной (будущей императрицей) останавливались в загородном доме Киево-Печерской лавры, который находился за пределами монастыря в местности Клов (теперь это часть Киева). Визит императрицы подтолкнул руководство Лавры построить на месте этого деревянного дома каменный дворец, названный Кловским (сейчас в нем размещается Верховный суд Украины). Интересно, что жилья для всей многочисленной свиты Елизаветы Петровны не хватило. Пришлось разбить на Трухановом острове палаточный городок.

— Елизавета Петровна навестила Заборовского в его келье, даровала 1500 рублей (очень большая по тем временам сумма) и бриллиантовые подвески — на масштабные реставрацию и строительные работы, начатые в Софийском соборе по инициативе митрополита, — продолжает Татьяна Лютая. — Тогда был создан шедевр барочной архитектуры — ворота Заборовского. Это парадный въезд на территорию собора. В советские годы он, к сожалению, находился в заброшенном состоянии. Два года назад была завершена его реконструкция.

Заборовский внес очень большой вклад в развитие знаменитой Киево-Могилянской академии — организовал для нее сбор средств, сам жертвовал крупные суммы денег, написал устав. Студенты и преподаватели преподнесли ему панегирик (восхваление) в гравюрах: на нем ангелы, архангелы и святые вручают Заборовскому различные вещи митрополичьего облачения. Казалось бы, обычный панегирик, но тут есть любопытная надпись: титул митрополита написан на латинском языке. Вот читайте (историк указывает на слова «Parvаe Rusia»). В переводе «Малая Русь». Однако слово «parvаe» кроме «малая» имеет еще одно значение — «униженная». В верхней части панегирика надписи сделаны кириллицей. И только титул — на латинском. Думаю, написав «Parvаe Rusia», студенты выразили протест против подчиненного положения, в котором находилась тогда Украина.

Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»

Больше фото смотрите здесь