Генеральная прокуратура Украины направила в суд обвинительные акты по уголовным производствам в отношении бывшего исполняющего обязанности президента Национальной атомной энергогенерирующей компании «Энергоатом» Виссариона Кима. Чиновника отстранили от должности в начале этого лета. Его обвиняют в растрате бюджетных средств во время руководства Южно-Украинской АЭС.
Назначение руководства проштрафившейся АЭС в офис на улице Ветрова (НАЭК «Энергоатом» в Киеве. — Ред.) странным образом последовало почти сразу же после ЧП на самой станции. Скандал начался в июне 2012 года, когда на третьем энергоблоке Южно-Украинской атомной электростанции (ЮУАЭС) на трех американских кассетах фирмы Westinghouse, которые поставляются в режиме квалификации на украинские АЭС, были выявлены повреждения обода дистанционирующей решетки. Тогда Государственная инспекция ядерного регулирования Украины (ГИЯРУ) распорядилась выгрузить все 126 тепловыделяющих сборок (TBC) фирмы Westinghouse из активной зоны реакторов обоих блоков АЭС. Ущерб был оценен примерно в 170 миллионов долларов США. До сих пор он не возмещен.
Как следствие, главный государственный инспектор по ядерной и радиационной безопасности Украины Михаил Гашев запретил использование американского топлива в украинских ядерных реакторах.
Но на этом история не закончилась. По решению украинской эксплуатирующей организации НАЭК «Энергоатом» несколько сборок американского производства все же были загружены в активную зону второго и третьего энергоблоков Южно-Украинской АЭС совместно с российским топливом. Казалось бы, ничего особенного, если бы не различия в технологиях производства ядерного топлива. В принципе, любой поставщик может повторить дизайн топлива конкурентов, но для оттачивания его эксплуатационных характеристик, в том числе по параметрам безопасности, нужен опыт работы в реакторе, которого у американской стороны не было и нет. На практике же смешивать топливо различных поставщиков в одном реакторе — это как соединять в двигателе автомобиля бензин и дизель. Машина ехать будет, но недалеко.
Уже в текущем году, 6 и 8 июля, как сообщил НАЭК «Энергоатом», во время планово-предупредительного ремонта второго блока Южно-Украинской АЭС было зафиксировано еще два случая деформации дистанционирующих решеток на американских ТВС. В итоге «Энергоатом» загрузил в энергоблок ЮУАЭС исключительно топливо «ТВЭЛ», что полностью перечеркивает изначальную идею о необходимости совмещения топлива двух поставщиков ради удешевления его цены.
Увы, над НАЭК нависла перспектива новых убытков. Несмотря на очевидное, часть украинских наблюдателей утверждает, что американское ядерное топливо все-таки может использоваться на украинских АЭС. И после процедуры сертификации, когда будут устранены все недоработки, оно вполне сможет конкурировать с российским топливом. Откуда такая уверенность, а главное, упрямое желание превращать страну, в которой случился Чернобыль, в испытательный полигон — непонятно.
Американская сторона все претензии в свой адрес опровергает. Так, вице-президент Westinghouse Electric Company Майкл Кирст в недавней статье в газете Kyiv post объявил решение украинского регулятора «ошибочным» и высказал намерение оспорить его. Американские партнеры НАЭК «Энергоатом» уверены в высоком качестве своего топлива для АЭС. Тем не менее факты налицо — трудно скрыть рост в три раза за год количества дефектных тепловыделяющих сборок на ЮУАЭС. Уже сами работники станции направляют петиции в адрес руководства страны, требуя «прекращения эксплуатации ядерного топлива Westinghouse, показавшего свою техническую непригодность для работы в реакторах типа ВВЭР».
Ясно одно: история с уголовным производством в отношении бывшего руководства Южно-Украинской АЭС ничему не учит действующих чинов атомной энергетики.
В июле текущего года первый вице-президент «Энергоатома» Александр Шавлаков сообщил, что топливо американской компании Westinghouse с 2014 года может быть снова загружено на Южно-Украинскую АЭС, если Госинспекция ядерного регулирования Украины одобрит использование усовершенствованных топливных сборок. Насколько они будут «усовершенствованы» в сравнении с экземплярами, удаленными из реактора в 2012 году, сказать сегодня не может никто.
Чиновник отметил, что «Энергоатом» в марте получил от Westinghouse информацию о запланированных модификациях конструкции ТВС и сейчас готовит решение об использовании новых моделей на третьем энергоблоке ЮУАЭС.
Чем объяснить очередную «смену ориентации» руководителей НАЭК? Вероятно, на «Энергоатом» в частности и на власти страны в целом оказывается беспрецедентное давление со стороны американцев. Но это не должно стать основанием для продолжения опасных экспериментов с топливом Westinghouse в активной зоне вместе с российским. Нельзя из года в год наступать на одни и те же грабли — пора и учиться на ошибках.