В газете «ФАКТЫ», в номерах за 19 и 26 декабря 2008 года (рубрика — «Мамам на заметку»), были опубликованы советы родителям, обеспокоенным дефектами речи у детей. При этом автором публикаций были некорректно интерпретированы материалы научного доклада кандидата педагогических наук, доцента кафедры логопедии Института коррекционной педагогики и психологии Национального педагогического университета имени М. П. Драгоманова Светланы Коноплястой (доклад прозвучал на Международной конференции стоматологов, проходившей в Полтаве в октябре 2008 года). Приносим извинения Светлане Юрьевне Коноплястой. Публикуем ответы, предоставленные редакции Светланой Юрьевной лично, на приводившиеся ранее в газете вопросы родителей.
«Даже при условии нормального речевого развития ребенок не сразу овладевает нормативным звукопроизношением. Современная логопедия придерживается мнения о том, что у большинства детей звукопроизношение достигает уровня речевой нормы лишь к четырем-пяти годам. Однако в силу разных (индивидуальных, патологических, социальных) особенностей развития у некоторых детей нарушения в произношении звуков не исчезают самостоятельно, а наоборот приобретают характер стойкого речевого дефекта.
В данном случае, вероятно, речь идет о так называемом «ротацизме» — одном из самых сложных в преодолении дефектов произношения звука «р». Обычно при этом страдает и произношение мягкого «р'». Нарушения произношения звука «р» бывают разными, как и причины, которые их вызывают. Одной из таких причин, действительно, может быть короткая уздечка языка. Но только в том случае, когда она резко ограничивает движения языка в ротовой полости, не «позволяя» ему подниматься высоко вверх и касаться твердого неба, то есть когда работа кончика языка оказывается невозможной. При этом нельзя забывать о том, что подъязычная уздечка имеет свойство растягиваться, и зачастую логопед добивается успеха без оперативного вмешательства с помощью применения серии специальных артикуляционных упражнений.
Окончательное решение о целесообразности подрезания уздечки языка может принять исключительно хирург-стоматолог, но после консультации логопеда и обоснованного логопедического заключения о невозможности правильной постановки вибранта «р» без соответствующего медицинского вмешательства».
«Сына моей знакомой в раннем детстве воспитывала няня — логопед по образованию. Она считала, что до пяти лет ребенок имеет полное право искажать отдельные звуки. Дескать, до этого возраста речевой аппарат только формируется, и не стоит торопить события. Однако время шло, а Павлик никак не «выговаривался», — пишет Лидия Хоменко из Полтавы. По ее словам, два года Паше упорно «ставила» язычок школьный логопед. Однако и это не дало желаемых результатов. После чего мама отвела мальчика, имеющего неправильный прикус, к ортодонту, который поставил ребенку несъемные брекет-системы для выравнивания челюстей, поскольку к этому были показания. К сожалению, четко произносить шипящие и свистящие звуки ныне уже десятилетний мальчик не может до сих пор, а букву «р» все так же упорно заменяет на «л».
«В данном случае четко прослеживаются проблемы логопедического и ортодонтического характера. Касательно проблемы произношения звуков ребенком, в данном контексте вопроса (который кажется надуманным) непонятно, о каком виде нарушения произношения звуков идет речь: о нарушении произношения шипящих, свистящих звуков и вибранта «р», об их смешивании, или о стойких заменах одних звуков другими. Причин таких состояний может быть несколько — от индивидуальных особенностей развития ребенка, стойких патологических нарушений строения и функций артикуляционного аппарата до нарушений физиологического или тонального слуха.
В первую очередь для комплексного обследования состояния речи ребенка необходимо собрать консилиум специалистов в лице логопеда, детского ортодонта, стоматолога, отоларинголога с целью определения тактики лечения (по показаниям) и разработки плана индивидуальной логопедической помощи».
К сведению родителей, которых беспокоит речевое развитие их детей: на базе кафедры логопедии Института коррекционной педагогики и психологии Национального педагогического университета имени М. П. Драгоманова (Киев, улица Тургеневская, 8/14; тел. 482-38-47) работает научно-практический консультативный центр, который обеспечивает комплексное логопедическое и психологическое обследование, консультирование и необходимую коррекцию нарушений психоречевого развития детей, подростков и взрослых. При необходимости вам окажут соответствующую профессиональную консультативную и практическую помощь.