Остановка нескольких зарубежных нефтеперерабатывающих заводов вынуждает трейдеров увеличить поставки в Украину более дорогого топлива
В последнее время ситуация на рынке нефтепродуктов остается стабильной. Но существенно меняются правила относительно стандартов качества горючего. Кроме того, вновь поднимается вопрос о повышении ставок акцизного сбора на нефтепродукты.
«ФАКТЫ» уже сообщали, что согласно приказу Министерства экономического развития и торговли 1 июля закончился срок действия государственных стандартов (ДСТУ), позволявших производство и реализацию бензина и дизельного топлива низкого качества. Весь прошлый месяц топливный рынок находился в двойственном состоянии. С одной стороны, производить и продавать топливо стандарта Евро-3 формально запрещено, с другой стороны, спрос на такое горючее есть, а правительство так и не утвердило документ, регламентирующий характеристики нефтепродуктов, которые можно продавать на отечественных заправках.
Но, как заявил министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий, на днях Кабинет министров таки принял Технический регламент «Относительно требований к автомобильным бензинам, дизельному, судовому и котельному топливу». Этот документ пока не опубликован и вступит в силу только через полгода. Но, в соответствии с последней доступной общественности версией техрегламента, реализация бензинов и дизельного топлива, соответствующих экологическому классу Евро-3, продлевалась до 31 декабря 2015 года. Продажу топлива Евро-4 предполагалось продолжить до 31 декабря 2020 года. При этом период реализации топлива Евро-5 не ограничивался.
Тем не менее одной из самых главных проблем остается отсутствие контроля со стороны государства за качеством горючего и соблюдением стандартов.
— Уровень проверок качества бензина в Украине нулевой, — отметил заместитель директора научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев. — Из 6 тысяч 290 АЗС за год проверяют около ста. Однако это лишь проверки документации, процесса работы и так далее. Со второй половины 2008 года практически перестали финансировать Госпотребинспекцию для проведения лабораторных исследований. В нынешнем году на определение качества всех видов товаров и услуг в Украине выделили около 4 миллионов гривен.
Кстати, даже по расчетам Министерства экономического развития и торговли, в прошлом году около 30 процентов всего топлива на отечественном рынке не соответствовало установленным стандартам. Эксперты считают, что в этом году ситуация не изменилась.
Еще один фактор, способный повлиять на стоимость горючего, — попытки увеличить налогообложение нефтепродуктов. На днях председатель Государственного агентства автомобильных дорог «Укравтодор» Евгений Прусенко заявил, что необходимо постепенно повышать акциз на бензин и дизельное топливо. По его словам, этот акциз является основным источником финансирования строительства и реконструкции дорог, однако он значительно ниже, чем в европейских странах.
— Акциз на дизельное топливо в Украине в зависимости от содержания серы составляет от 46 до 98 евро за тонну, в то время как в Европе данный показатель колеблется от 400 до 700 евро, — заявил Евгений Прусенко.
Прокомментировал ситуацию на топливном рынке и директор консалтинговой компании «А-95» Сергей Куюн:
— Принятие нового техрегламента на рынке особо не отразится, но такой документ нужен, поскольку упорядочит требования к качеству топлива. Сегодня существуют не только два государственных стандарта на бензин и дизтопливо, но и десятки ТУ, тогда как техрегламент устанавливает единые требования для всего выпускаемого и продаваемого топлива. Но этого мало. Чтобы качество топлива для потребителей улучшилось, необходима четкая система контроля на АЗС. Без нее можно вводить хоть стандарт Евро-6, толку все равно не будет.
— На днях руководитель «Укравтодора» вновь поднял вопрос о необходимости повышения ставок акцизного сбора на нефтепродукты. Нужно ли это делать и к чему может привести увеличение акцизов?
— Чиновники в очередной раз ищут самый простой путь для получения денег. Повышение налогов в нынешних условиях вызовет лишь рост цен, но не налоговых поступлений в госказну. Для начала необходимо усилить контроль за полнотой уплаты акцизов всеми без исключения участниками рынка нефтепродуктов и целевым расходованием полученных бюджетных средств «Укравтодором». Уже даже в правительстве признали, что около 25 процентов объема акцизного сбора с нефтепродуктов до бюджета не доходят. Причины — в контрабанде, выпуске контрафактной продукции, использовании схем по оптимизации налогообложения при производстве так называемого альтернативного или спиртосодержащего топлива. Если эти каналы не ликвидировать, то даже при повышении акцизов государство не получит ожидаемого эффекта. Просто больше денег будет уходить «в тень». А цены вырастут и ударят по потребителям и экономике страны в целом.
— Какие ценовые прогнозы на ближайшее время?
— Пока стоимость бензина на АЗС стабильна, запасов горючего в стране достаточно. Не исключаю, что в сентябре будут ценовые колебания, что связано с непростой ситуацией с закупкой топлива. В начале сентября останавливаются на ремонт Мозырский нефтеперерабатывающий завод (крупнейший поставщик топлива на наш рынок), а также несколько российских НПЗ, в связи с чем в России уже возник ажиотаж и оптовые цены в течение месяца выросли на 25 процентов. Теперь россияне активно покупают белорусское топливо.
Но отечественный рынок открытый. Поэтому украинские нефтетрейдеры уже ищут альтернативные источники поставок. В частности, из Литвы, Польши, Румынии, Венгрии, Болгарии. Не исключаю, что в связи с изменением устоявшейся системы поставок произойдет незначительное повышение розничных цен. При условии стабильности мировых цен на нефть стоимость литра бензина на отечественных АЗС не повысится более чем на
Фото Сергея ДАЦЕНКО, «ФАКТЫ»