В понедельник утром 12 августа
— Побывала баба в космосе! — шутит Вера Сергеевна, находящаяся в больнице. — Но тогда я так испугалась, думала, умру. Поначалу боли не чувствовала и даже не сразу поняла, что случилось. Решила, что зацепилась одеждой за железный штырь. Хотела одернуть платье, но не могла пошевелиться. Нащупала какой-то бугор под правой грудью. И похолодела: это ж из моего тела выпирает труба!
Одноэтажный дом на двух хозяев по улице Фурманова на околице Лохвицы был построен сразу после Великой Отечественной войны, поэтому давно обветшал. В своей половине Вера Попович с покойным мужем прожила ровно сорок лет. В последнее время сын Анатолий, приезжая в гости, предупреждал мать: «Нужно отремонтировать пол над подвалом, а то вдруг упадешь в него, и никто тебя не найдет». Как в воду глядел! Но у самого руки до ремонта не доходили. Теперь Толя, срочно прибывший из Нежина, собирается попросту засыпать злосчастный подвал землей, пока мать в больнице. Он подсчитал, что на это нужно тонн 16 грунта. Пока же вынес из погреба остатки прошлогодней картошки и пустые банки. А в хату пробирается по крепкой доске, положенной поверх зияющего отверстия.
Судя по тому, что мне довелось увидеть, деревянное покрытие погреба, вырытого под верандой, держалось на честном слове. По словам хозяйки, эти доски давно начали оседать и ходили ходуном. Рано или поздно они должны были обрушиться.
— Уверена, что в несчастье виновата еще и наша, вся в ямах, улица, — вступает в разговор соседка Веры Сергеевны Анна Денисенко, проживающая во второй половине старого дома. — Когда по выбоинам едут грузовые машины, в доме все стены дрожат. Я уже оконные стекла пять раз меняла — лопаются. Думаю, что именно в тот момент, когда очередная машина влетела в яму на дороге, под Верой и провалился пол.
Версия бабушки Ани вполне правдоподобна. В физике это явление называется детонацией.
Анна Ивановна первой услышала, как соседка закричала нечеловеческим голосом.
—Я ведь только недавно начала слышать, спасибо за это нашему районному врачу-лору, — рассказывает собеседница. — До этого года три глухая была, а слуховой аппарат надевала лишь в крайних случаях. Если бы такое несчастье произошло раньше, вряд ли смогла помочь Вере...
Бабушка Аня сначала не сориентировалась, откуда раздаются крики, поэтому первым делом бросилась к грядке. Подумала, может, Веру змея укусила — за несколько дней до этого на огороде заметили гадюку. А когда подбежала к входной двери, так и обомлела, увидев перед собой дыру глубиной два метра.
Поняв, что самостоятельно помочь соседке не сможет, Анна Ивановна велела ей терпеть и не шевелиться, а сама начала созывать людей. Не теряя времени, тут же позвонила в «скорую» и в пожарную часть. Поднятый по тревоге сосед Владимир Ковтун первым спустился по лестнице к пострадавшей. Он правильно посчитал: самое главное, что можно было сделать до приезда спасателей, — поддержать Веру Сергеевну снизу, чтобы она под весом собственного тела не соскользнула еще ниже. Ведь как минимум полметра ржавой трубы, на которую буквально нанизалась старушка, отделяло ее от земли. И еще полметра металлического прута находилось в теле женщины. Мужчина старался не смотреть на эту жуткую картину, подставляя под ягодицы пострадавшей то руки, то колени.
— Мы понимали, что снимать Веру с трубы нельзя, — продолжает Анна Денисенко. — Володя предложил перепилить прут «болгаркой». Однако этот вариант отбросили, ведь искры могли добавить бедняжке еще и ожогов. Слава Богу, спасательные службы прибыли очень быстро. Первой приехала бригада медиков. Молоденький фельдшер спустился в яму, чтобы сделать моей соседке обезболивающий укол. Ее стоны становились все тише и тише, однако сознания она не теряла. А еще через несколько минут подоспели и спасатели. Все, кто собрался на подворье, вздохнули с облегчением.
Теперь участники спасательной операции признаются: даже не надеялись, что старушка выживет. Такого, чтобы человека почти насквозь проткнул железный прут, они в своей практике еще не видели. Тем не менее делали все возможное, чтобы как можно быстрее передать пострадавшую в руки хирургов.
— До конца моей рабочей смены оставалось полчаса, когда поступил звонок о необычном происшествии на улице Фурманова, — вспоминает командир отделения государственной пожарно-спасательной части № 26 Александр Горбань. — По вызову выехали я, главный специалист районного отдела Государственной службы по чрезвычайным ситуациям Виктор Дзюба, начальник караула Александр Туник и старший водитель Сергей Чернец.
В образовавшийся под верандой пролом, который продолжал крошиться при малейшем прикосновении, спустились Александр Туник и его тезка Александр Горбань. Оба считают, что окончательно не упасть на дно подвала Вере Сергеевне помогло то, что она зацепилась ногой за деревянную полку, на которой лежала картошка. Иначе срезать трубу было бы сложно, разве что ее пришлось бы откапывать.
В тесном подвальном помещении спасатели провели ряд необходимых действий: связали потерпевшей ноги, обвязали под грудью ремнем, за несколько секунд разрезали гидравлическими ножницами металлическую трубу, на которой висела пенсионерка, и осторожно подняли женщину на поверхность.
— Они доказали, что не зря зарплату получают, — благодарит спасателей сын Веры Сергеевны Анатолий.
— Я тогда мало кого видела и слышала, — говорит Вера Попович, лежа на больничной койке и время от времени смачивая пересохшие губы водой. — Помню только, как просила соседа Володю покрепче держать меня — боялась, что труба вылезет из груди и пробьет горло. Ведь мои почти сто килограммов веса тянули вниз! Меня всю трусило, пошевелиться не могла, только ойкала... Боль почувствовала, лишь когда очутилась на носилках в машине скорой помощи. Дай Бог здоровья всем, кто меня спасал.
В этой невероятной истории есть немало счастливых обстоятельств, которые позволили пожилой женщине выжить. Помогло и то, что у бабушки крепкое здоровье. За всю жизнь, говорит Вера Сергеевна, в больницу ни разу не попадала, только однажды гайморит лечила. А медики утверждают, что она упала очень удачно...
— Хорошо, что труба, пробив правую ягодицу, попала в подвздошную — самую крупную — тазовую кость, — считает заведующий хирургическим отделением Лохвицкой центральной районной больницы Анатолий Присяжный, оперировавший необычную пациентку. — Эта кость, расположенная под углом, спасла бабушке жизнь, поскольку сместила путь трубы. Та пошла не в брюшную полость, а мимо нее, в забрюшинное пространство. Важную роль сыграло и то, что верхний конец трубы не был острым. Он не резал, а как бы раздвигал мягкие ткани.
Уже через сорок минут после падения пострадавшую доставили в больницу. Ее состояние медики оценили как крайне тяжелое: глубокий шок, низкое давление, потеря крови около литра. Рентген показал, что жизненно важные органы женщины не задеты. Однако нельзя было исключать, что во время операции откроется сильное кровотечение. К тому же осложняющим фактором являлся почтенный возраст пациентки.
За операционный стол стали опытные хирурги Анатолий Присяжный, который 30 лет работает по специальности, и Дмитрий Саргош, имеющий
— Инородное тело прошло всего в двух сантиметрах от сосудистого пучка правой почки и от печени, — говорит Анатолий Присяжный. — Если бы эти органы оказались задеты, смерть наступила бы мгновенно. Судя по всему, бабушка в сорочке родилась!
Чтобы извлечь застрявшую трубу, хирургам пришлось применить физическую силу. Попросту говоря, взяться за конец железяки руками и вытащить. Измерили ее и диву дались: длина трубы составляла 52 сантиметра, 45 из которых находились в теле пострадавшей!
После этого врачи сделали разрез вдоль раневого канала и провели ревизию внутренних органов, обработали рану дезинфицирующим раствором и наложили швы. Операция длилась полтора часа.
— До свадьбы все заживет, — шутят медики. — И травмированная кость срастется. А пока пациентке нужно отлежаться.
Кстати, первое, о чем спросила Вера Сергеевна, очнувшись после наркоза: «Жива ли я?» Все, кто спасал пенсионерку, пожелали ей жить до ста лет и дольше.