Известный путешественник, прервавший свою экспедицию на Северный полюс, планирует сменить нарты на вёсельную лодку и в одиночку пересечь на ней Тихий океан
«ФАКТЫ» уже сообщали, что весной
В августе первопроходцы еще должны были топтать снег Гренландии. Но природная аномалия внесла в их планы свои коррективы: слишком рано в полярных широтах наступило лето: льды и снега стали активно таять, что сделало невозможным продвижение на нартах даже по острову. Пришлось вернуться с полпути...
Но уже в декабре неутомимый путешественник сменит нарты на вёсельную лодку, чтобы первым в одиночку пересечь Тихий океан — из чилийского порта Вальпараисо до восточного побережья Австралии, преодолев расстояние в восемь с лишним тысяч морских миль.
О драматических моментах путешествия в Арктике и о предстоящем тихоокеанском марафоне Федор Конюхов рассказал «ФАКТАМ».
На родину, в село Атманай Акимовского района Запорожской области (здесь живут отец и старший брат Федора Конюхова Виктор), путешественник ранним утром прибыл из Англии, куда ездил контролировать строительство девятиметровой вёсельной лодки для океанского гребного марафона. Пока хозяин принимает душ, общаемся с его отцом, Филиппом Михайловичем. Дальше двора дедушка, которому в конце июля исполнилось 97 лет, уже не выходит — ноги не держат. Но памятью обладает отменной. Рассказывает, как с супругой Марией Ефремовной вырастил и поставил на ноги, кроме своих пятерых детишек, еще двоих пацанов, оказавшихся ненужными родным...
К столу подсаживается посвежевший путешественник и за чаем-кофе-арбузом рассказывает о недавней полярной экспедиции.
— Поверхность Северного Ледовитого океана — вовсе не бесконечное футбольное поле, по которому можно ехать на собачьей упряжке, наслаждаясь белоснежным пейзажем, — объясняет Федор Конюхов. — Ровной дороги там нет, постоянно встречаются нагромождения торосов, вздыбленных льдин, иной раз высотой с девяти-, десятиэтажный дом. Потому мой напарник Виктор Симонов обычно шел впереди собачьей упряжки и прокладывал путь, а я управлял нартами, которые на старте вместе с грузом весили 700 килограммов!
Несмотря на морозы до 40 градусов, даже в начале пути то и дело попадались трещины во льду, которые мы преодолевали разными способами.
— А лодка у вас была?
— Нет, только семиметровые нарты, две пары лыж, палатка и 12 собак. Когда встречали трещины, набрасывали на них куски льда и быстро перебегали с собаками на другую сторону. Иногда приходилось идти на риск — бежать по тонкому льду, который только затянул полынью. Такой «свежий» лед прогибается и вибрирует под весом нарт и одного из погонщиков. Здесь самое главное, чтобы собаки не остановились.
Но наши собачки понимали задачу и неслись без остановок до границы трещины, где поджидала еще одна проблема. Высота льдин — от метра и выше, собакам приходилось брать такой барьер сходу и выносить нарты. С учетом сложности рельефа это не всегда получалось. Иногда нарты, встав в полувертикальное положение, проваливались под лед, увлекая за собой собак. Они, не желая купаться в ледяной воде, активно сопротивлялись. Мы с Виктором включались в работу и помогали своим «ездовым» выйти на ровный лед.
— Когда у вас был подъем, а когда — отбой?
— Жесткого графика не придерживались, в условиях полярного дня солнце постоянно оставалось над горизонтом. Но что всегда было неизменным, так это рабочая смена — 11 часов, не больше и не меньше. Если «на рассвете» нас заставала пурга, могли себе позволить отдохнуть еще пару часов, пока она утихнет. Но тогда и вечер наступал позже. Бывало, говорю Виктору: «Давай сядем, отдохнем». Достаем термос, две кружечки. Пьем просто горячую воду, плюс галета или шоколадка. Долго не просидишь — холодно, да и время поджимает, надо выбрать километры.
— Знаю, что вы окунулись в ледяную купель...
— Да, сразу же, как стартовали с Северного полюса, я провалился в полынью. У меня были запасная одежда, белье. Пришлось тут же полностью переодеться. А мокрую одежду надо вымораживать, ведь соленая вода не дает ей высохнуть полностью. Как в фильме «Джентльмены удачи», где герои искупались в баке с цементом: берешь замерзшие брюки, ставишь их колом в палатке и лыжной палкой бьешь, мнешь. С каждым днем белье вымораживается, но, когда одеваешь, все равно влажное, соль-то остается. На этот раз у нас пик холода был 43 градуса мороза. Ближе к Гренландии уже стало минус 25, потом 14.
— С полярным медведем вы встречались?
— Когда увидели тюленей, то поняли, что встреча с медведем не заставит себя ждать. Сначала Виктор заметил свежие следы, а затем и самого медведя. Собаки было рванули к нему, но мы сдержали, косолапый разорвал бы их в считанные минуты! И началась «гонка с преследованием»: напарник сделает пару выстрелов из ружья в воздух (мне-то, как священнику, стрелять нельзя) — медведь отойдет, мы продолжаем движение. Потом он опять приближался — с подветренной стороны, чтобы собаки не учуяли.
Пару раз медведь подходил к упряжке на 100 метров, стоит, нюхает воздух, зевает. Стрельба его не особо пугала, ведь такие резкие звуки для зверя привычны — так обычно торосы трещат, ломаясь. И людей медведь не боится. Преследовал он нас сутки, мы растратили чуть ли не все патроны, пришлось просить канадцев вложить боезапас в авиаподброс продуктов.
На ночевку поставили шесть собак с одной стороны палатки и шесть — с другой. Дело в том, что стрелять в самого медведя нельзя. Во-первых, это животное из Красной книги. Во-вторых, охотники предупреждали: «Никогда, Федор, не стреляй в медведя — его очень тяжело убить, только ранишь. Зверь уйдет, но он очень мстительный, будет идти по твоим следам и рано или поздно выберет момент для нападения».
— Федор Филиппович, вы зачастую путешествуете в одиночку. А случались ли разногласия с напарником в Арктике?
— Я путешествую в одиночку не потому, что не люблю людей. Я люблю людей больше, чем одиночество. Однако я православный человек, теперь еще и священник, а есть такие моменты, когда ты подвергаешь риску жизнь своих друзей, соратников, партнера. Все экспедиции задуманы мной или сформированы под меня. И если человек за мои идеи, за то, что я задумал, может погибнуть или стать инвалидом, то лучше странствовать в одиночку...
Виктор Симонов — мой друг, собаки — из его питомника, а ссориться у нас не было ни причин, ни времени. Мы и общались-то как будто телепатически. Только подумаешь: «Я бы пошел в ту сторону», как Виктор туда и заворачивает. Вечером он собак кормит, я палатку ставлю, еду готовлю. Потом сеанс связи со штабом. В спальники забрались — я Евангелие читаю, он музыку в наушниках слушает...
— Чем вы питались во время похода?
— Рацион однообразный: продукты сублимированные, обезвоженные, то есть законсервированные при помощи замораживания и сушки. Такие продукты легче обычных, занимают меньше места, долго не портятся и восстанавливаются в воде. Растапливали снег. Брикет мяса, каши, картошки просто заливали кипятком — и через несколько минут еда готова. Больше воды добавишь — получается первое блюдо, меньше — второе. Утром заваривали кофе в пакетиках, ели печенье, галеты.
— А борща хотелось?
— Конечно! А еще всегда хотелось мяса настоящего! Иду и думаю: «Вот бы купить такую, как на улице продают, курицу на гриле и поесть!» Собак мы кормили только сухим кормом. Ежедневно на них уходило восемь килограммов. Следовательно, на столько и нарты каждый день становились легче.
Конюхов не ведет подсчета своих рекордов. Но кто-то вычислил, что за свою жизнь путешественник- исследователь прошел 380 тысяч океанских миль. По сравнению с расстоянием до Луны получается в полтора раза больше. Федор Филиппович рассказывает о новой лодке, на которой отправится пересекать Тихий океан. Она до того еще будет выставлена на «бот-шоу», международной яхтенной выставке в Саутгемптоне.
— Есть, конечно, и каюта: в длину — мой рост лежа, в высоту — сидя, — удивляет яхтсмен скромными размерами личного уюта. — Стола нет, можно только залезть и спать. Нет и кондиционера. Место займут сублимированные продукты. В расчете на 200 дней по два пакета в сутки — это целая гора! Еще одежда, опреснитель для воды и просто вода на всякий случай — вдруг солнца не будет, батареи разрядятся, опреснитель сломается?
По условиям проекта я не имею права заходить в порты, подходить к островам. Тем более что есть опасность наткнуться на рифы. В Тихом океане айсбергов не будет, зато шторма, рифы, ураганы, течения, киты... Но, по расчетам проектировщиков, новая лодка должна выдержать
В этом году в Атманае, возле своего дома, отец Федор и матушка Ирина с помощью добровольных помощников возвели Арку мира «Блаженны миротворцы» (Украина стала первой страной, где установлены такие арки). Она дополнила уже имеющийся православный комплекс — часовню во имя святого Николая Чудотворца и колодец святого Пантелеймона Целителя.
По словам президента Центра содействия гуманитарному развитию общества «Право Мира», заведующей отделом Российской академии правосудия, доктора юридических наук Ирины Умновой-Конюховой, Арка служит символом мира, любви и семейного счастья и посвящается семьям Атманая.
Автором художественного проекта Арки стал Федор Конюхов. Недавно, на Яблочный Спас, вокруг нее уже убрали строительные леса, осталось укрепить на сооружении иконы, мемориальные доски и колокол, доставленный из Севастополя.
До отъезда в Москву Конюховы побывали на Азовском побережье: Федору Филипповичу хотелось показать младшему сыну, да и самому вновь взглянуть на то место, откуда он
P.S. Когда материал готовился к печати, стало известно: лодка для тихоокеанского марафона уже полностью готова. Стартовать Федор Конюхов планирует в день своего
Фото автора и из архива Федора Конюхова