Известно, что самые страстные в мире ценители эксклюзивных автомобильных номеров живут в Арабских Эмиратах. Несколько лет назад на аукционе молодой бизнесмен из Абу-Даби отдал за знак с изображенной на нем цифрой «1» рекордную сумму — порядка 14 миллионов долларов. Саид Абдул Гаффар Хоери заверил, что в будущем цена его приобретения как минимум удвоится. Однако продавать раритет он не намерен: ведь в Эмиратах автомобильные номера выдаются пожизненно. Их также можно оставлять в наследство в качестве семейной реликвии.
С появлением в Европе все большего числа миллиардеров с Ближнего Востока цены на эксклюзивные номера становятся заоблачными и в Старом Свете. Так, на днях британский бизнесмен арабского происхождения Афзаль Хан сообщил, что за принадлежащий ему уникальный автомобильный номер «F1» некий покупатель предложил около девяти миллионов долларов. Но расставаться со своей собственностью британец отказался, и сейчас знак по-прежнему украшает его суперкар Bugatti Veyron, считающийся самым быстрым в мире серийным автомобилем. Между тем сделка обещала быть весьма выгодной, так как Афзаль Хан приобрел номер пять лет назад всего за 700 тысяч долларов. Столь огромная стоимость простой таблички объясняется тем, что ей уже 109 лет и она считается одним из старейших автономеров на планете.
Второй по стоимости автомобильный номер в Европе «М1» также находится в Британии и принадлежит предпринимателю Майку Маккумбу, купившему его для своего маленького сына.
Замыкает тройку самых дорогих номеров континента «VIP 1» Романа Абрамовича (на фото). Первоначально знак предназначался для папамобиля Иоанна Павла II на время визита главы католической церкви в Северную Ирландию. Однако понтифик отказался менять свой обычный номер «SCV 1», и спустя десять лет «VIP 1» решили продать с аукциона. Теперь российский миллиардер прикручивает знак стоимостью порядка полумиллиона долларов на кабриолеты, которые перевозит его яхта. В частности, с этим номером его автомобиль видели в Монако.
В Украине купить уникальные номера не проблема — стоимость индивидуальной таблички невелика — от двух тысяч гривен (примерно в такую сумму нам оценили изготовление номерного знака с надписью «ФАКТЫ», который, к слову, пока еще никто не успел заказать). Единственная проблема — желаемая комбинация букв и цифр может быть уже забронирована. Однако, по словам менеджеров специализированных фирм, они пока не слышали, чтобы кто-то перекупал определенные номера у их владельцев. «Большинство клиентов покупают таблички „Тимоха“, „Светик“ или „Рембо“ ради забавы или в подарок, — пояснили нам. — Тратить на них слишком большие деньги никто не станет».
Совсем другое дело — красивая комбинация цифр, например, четыре семерки или девятки. Даже обычный платеж в ГАИ за такой номер составляет около 20 тысяч гривен. Но в реальности получить его не так просто — не секрет, что, кроме официального, есть еще и неофициальный прайс, зачастую не меньший. По словам экспертов, в последнее время кичиться номером с четырьмя семерками считается признаком не слишком хорошего вкуса. Мода на такие знаки у «новых украинцев», как некогда увлечение малиновыми пиджаками и золотыми цепями, уходит в прошлое.
— За последние два года спрос на красивые госномера существенно упал, — рассказывает главный редактор интернет-издания «Автопортал» Алексей Черняк-Самойленко. — По словам источников в ГАИ, многие интересуются, выясняют, а в итоге выбирают обычные номерные знаки или более-менее «симпатичные» за символическое вознаграждение. Даже владельцы очень дорогих машин иногда отказываются от приобретения «блатных» номеров, выбирая вместо «9999», например, более дешевый «9990».
Что по-прежнему пользуется спросом, так это знаки с тремя нулями подряд. Скажем, номер «0005» может обойтись в сумму порядка пяти — семи тысяч долларов. Тем не менее желающих купить их достаточно — даже существующих серий (две буквы после цифр) хватает не на всех. Но были бы деньги, а выход из ситуации найдется. По словам экспертов, однажды для одного уважаемого человека просто придумали новую серию — с такими буквами был выпущен только один номер! Увы, в будущем это сослужило автовладельцу плохую службу. Во время его поездок в провинцию далекие от высокой столичной «номерной» моды гаишники нередко останавливали машину и долго изучали документы, доказывая, что такого номера нет в природе.
В целом же, считают эксперты «Автопортала», в последние годы самой престижной номерной серией считается донецкая «АН…ВР». Таких номеров инспекторы побаиваются, а потому «постороннему» автолюбителю получить их можно в основном за доплату. Пользуется спросом и киевская «АА…ВР», хотя лишь первая цифра «0» означает, что это действительно «депутатский» автомобиль. Многие автовладельцы доплачивают за серию «Мi», хотя она очень давно не имеет отношения к милиции.
Впрочем, случается, хозяева весьма дорогих машин демонстративно не следуют «номерной» моде. Даже на новые автомобили они вешают знаки со своих старых «шестисотых», по которым их знала и «братва», и милиция еще с лихих девяностых.
— К примеру, номера «77 777 КЕ», «53 211 ОО» не отвечают нынешним украинским стандартам, и вешать их на новый автомобиль простому смертному не разрешат, — рассказывает Алексей Черняк-Самойленко. — Но люди «непростые» как-то этот вопрос решают.
Многие состоятельные украинцы подчеркивают свой статус, покупая для всех автомобилей своей семьи номера с одинаковыми цифрами (к примеру, 0356) и разными сериями. Или с одной серией, но с отличием в одну цифру. Доплата за такой номер невелика — как правило, пара сот долларов.