Події

«голодного и больного ребенка мы нашли в хлеву на промерзшей земле среди бомжей. Еще пару часов — и он бы скончался! »

0:00 — 26 лютого 2009 eye 403

Чтобы найти и спасти полуторалетнего малыша, жителя Моршина Львовской области, работникам милиции и социальной службы пришлось устроить «засаду» возле отделения банка, ожидая, когда сбежавшая непутевая мать придет за пособием на ребенка

Жизнь полуторалетнего Коли из-за разгульной жизни его мамы и раньше была не сахар. Однако последнее время она буквально висела на волоске. Спасали малыша в курортном городке Моршин Стрыйского района Львовской области практически всем миром — соседи, милиция, социальные и банковские работники, врачи…

«Лилю не раз предупреждали о том, что ее лишат родительских прав»

- К нам стали поступать коллективные жалобы от жителей пятиэтажки, в одной из квартир которой проживает 29-летняя Лиля (имя изменено.  — Авт. ) со своим полуторагодовалым сыном, — рассказывает «ФАКТАМ» начальник Моршинского городского отделения милиции Стрыйского райотдела ГУ МВД во Львовской области подполковник милиции Зиновий Плечий.  — Собираются, мол, в ее квартире бомжи, алкоголики, наркоманы. И «гудят» там день и ночь со скандалами и драками. Причем все это происходит на глазах маленького ребенка, о существовании которого мама практически забыла. Участковый проверил эту информацию — она подтвердилась. Мы составили несколько административных протоколов, а затем оформили необходимые документы и направили их в горсовет, в службу по делам детей…

- За этой семейкой наши сотрудники стали присматривать задолго до вмешательства правоохранителей, — уточняет начальник управления социально-гуманитарной политики Моршинского горсовета Стрыйского района Татьяна Левкович.  — Лиля — большая любительница погулять в веселой компании, в которую входят в основном представители дна общества. Родила неизвестно от кого двух сыновей, которым сейчас четыре и пять лет. Много раз просили ее остановиться, предупреждали, что можем лишить родительских прав, забрать детей. Она обещала исправиться, клялась, но потом снова начинала чудить…

- Несколько лет эта семья находится у нас под постоянным контролем как неблагополучная, — подтверждает «ФАКТАМ» сотрудница горсовета Мария Мочарская.  — Разговаривали не только с Лилей, но даже вызывали ее отца, чтоб хоть он повлиял на свою дочку. Но 74-летний человек лишь заплакал и растерянно развел руками. Когда вопрос о лишении Лили родительских прав встал реально, ее отец и мать забрали двух внуков на воспитание к себе в село. Вскоре бабушка мальчиков умерла, пришлось деду отдать их в садик с круглосуточным содержанием. Правда, он на каждые выходные и праздники забирает их к себе. Тем временем его дочь сошлась с ранее судимым наркоманом. К нашему удивлению, это несколько ее остепенило. Она почти перестала уходить в загулы и шумно буянить, а вскоре родила маленького Колю. Может, и получилась бы у них более-менее нормальная семья. Однако ее гражданского мужа задержала милиция в Стрые за совершение преступления, а суд приговорил к нескольким годам лишения свободы.

Лиля некоторое время держалась, а потом все покатилось по наезженной колее — пьянки, сомнительные знакомые, шумные скандалы. Опять пошли жалобы от соседей: мать во двор ребенка погулять не выводит, часто исчезает на сутки из квартиры, бросив малыша одного; есть подозрение, что она поит его алкоголем, чтобы не плакал. Я ходила к Лиле, приносила ее ребенку продукты, одежду и деньги, которые собрали наши сотрудники. Но все это пропадало в среде ее собутыльников. Квартира у Лили была в жутком состоянии, кругом антисанитария — грязь непролазная! Накурено, сильнейшая вонь! У ребенка начинался рахит, он практически не умел разговаривать, был голодным, истощенным. Естественно, никто его воспитанием не занимался. Снова предупредили горе-мать: «Можем забрать Николая!» В ответ она плакала, клялась, что будет ухаживать и смотреть за ребенком, умоляла оставить его.

В конце концов терпение у нас кончилось, и мы официально сообщили Лиле о том, что готовим документы в суд о лишении ее родительских прав. И тут женщина исчезла из своей городской квартиры вместе с мальчиком. Всем сказала, что поехала в село к отцу, однако там ее не обнаружили. Мы, понятно, не на шутку встревожились: «Куда она могла податься с маленьким ребенком в такие сильные морозы?! Угробит же малыша!»

«Мальчик опух от голода и посинел от холода»

- К нам обратились из горсовета с просьбой помочь разыскать сбежавшую с сыном женщину, которую за аморальное поведение должны были лишить родительских прав, — рассказывает «ФАКТАМ» участковый инспектор Ярослав Марчишин.  — Быстро установили, что через пару дней мамаша должна была явиться в филиал «Сбербанка» для получения денег по уходу за ребенком. О ее появлении нам, по предварительной договоренности, сообщили по телефону сотрудницы банка. Там же, прямо в помещении, я вместе с социальными работниками и задержал Лилю. Женщина тут же призналась, что она спрятала сына у знакомых бомжей в отдаленном селе Кавское. Прихватили с собой педиатра и поспешили туда. Ребенка нашли в ужасных условиях и состоянии. Никогда такого не встречал, хотя за свою работу повидал многое!

- Это был даже не дом, а хлев, продуваемый февральским ледяным ветром, — говорит Мария Мочарская.  — Окна затянуты целлофаном, дверей нет, на промерзшей земле среди трех лежавших в «отключке» бомжей не то спал, не то находился без сознания маленький Коля, одетый в грязные лохмотья. Мальчик опух от голода, посинел от холода. Мы попытались согреть его снятыми с себя куртками и своими телами, но это ему не помогало…

- Ребенок был очень голодный, крайне истощенный, его вес явно не соответствовал возрасту, — вспоминает педиатр детского отделения Моршинской городской больницы Оксана Барыш.  — При этом бутылочка мальчика, наполненная какой-то непонятной жидкостью, валялась аж за порогом! Представьте, при минусовой температуре он находился в этой грязной вонючей дыре. Очнувшись, мальчик непрерывно плакал, кашлял, его щеки горели от высокой температуры. Побудь малыш еще два-три часа в таких условиях — он мог бы погибнуть!

Коленьку тут же отвезли в детское отделение Стрыйской центральной районной больницы…

Прежде чем навестить мальчика в больнице, «ФАКТЫ» решили поинтересоваться, что думает его мать о произошедшем? Однако дома ее не оказалось. На стук в дверь вышла соседка. Заметив представителей горсовета и сотрудников милиции, открыла квартиру Лили. Увиденное нас просто шокировало: входная дверь в комнату выломана, стекло на балконе разбито, кругом непролазная грязь, вещи разбросаны, постельное белье не меняли, похоже, год. На полу — остатки засохшей пищи, окурки, шприцы и бутылки, среди которых снуют тысячи тараканов. На захламленной кухне — разбросанная грязная посуда и карты, пустой холодильник. О ванне и туалете лучше не вспоминать — картина не для слабонервных. И главное, почти ничто не указывает на то, что тут живет маленький ребенок, — ни игрушек, ни книг, ни одежды…

- Лиля частенько закрывала на сутки ребенка одного в квартире, а сама исчезала, — припоминает соседка Лили Оксана.  — Не раз слышала, как он захлебывался в истерическом плаче. Тогда я выходила в общий коридор, стучала Лиле в двери, садилась под ними и начинала разговаривать с малышом, стараясь успокоить, рассказывала ему сказки. Бывало, проводила там целую ночь, пока ребенок не засыпал на полу. Это сейчас Лиля стала такая, а до того, как арестовали ее гражданского мужа, у них в семье было все более-менее нормально. Он смотрел за ребенком и воспитывал его, поддерживал чистоту в квартире, мог зайти ко мне посоветоваться, как лучше готовить кашку малышу, когда Лиля, будучи в загулах, исчезала. Сейчас у нее каждый день собираются наркоманы, бомжи, алкоголики. Шум, крик, драки! Утром идешь на работу, а в общем коридоре спят трое «гостей», в комнате Лили — еще пятеро…

«Николашу скоро выписывать, а куда он теперь пойдет? Неужели горе-мамаше отдадут?!»

В детском отделении Стрыйской центральной районной больницы Коля уже стал всеобщим любимцем. За проведенную тут неделю он хорошо отъелся и теперь с невероятной скоростью носится по коридору, обследует врачебные кабинеты и палаты других детей. Мальчишки с удовольствием сопровождают его, а девчонки даже спорят, кто следующий будет носить малыша на руках. Коля хорошо выговаривает пока одно слово: «Дай!» Медсестры научили его нескольким играм, а также танцевать и даже напевать песенки. В момент нашего появления Николай, навалившись маленьким тельцем на спинку казенного дивана и пыхтя от прилагаемых усилий, раскачивал ее из стороны в сторону, явно проверяя на прочность.

- Мальчик поступил к нам в довольно тяжелом состоянии, — рассказывает «ФАКТАМ» врач-педиатр райбольницы Оксана Салдан.  — С острой пневмонией, анемией, низким гемоглобином. От холода и голода его ножки и ручки были красно-синие. Мальчика спасли от верной смерти! За неделю медики сумели восстановить его здоровье, сейчас оно близко к удовлетворительному. Ест Коля прекрасно, мы его даже в пример ставим другим детям. Вот только бледноват он пока. Но, думаю, это дело времени! Малыша у нас все любят, медперсонал и родители больных детей помогают ему как могут: приносят одежду, игрушки, сладости, памперсы. Скоро Николашу выписывать, а куда он теперь пойдет? Неужели опять горе-мамаше отдадут?!

Начальник Моршинской милиции Зиновий Плечий убеждает, что подобный случай в их регионе — редчайшая вещь:

- Это не свойственно для нашего курортного района, где большинство жителей — интеллигентные люди, врачи и медперсонал. А Лиля попала в Моршин благодаря отцу, который получил тут квартиру от строительного управления. Но он жилье оставил дочери, а сам вернулся в село. Вот и закрутила молодую женщину городская жизнь. Думаю, детей она рожала, чтобы получать на них деньги и пропивать их. Материалы о лишении ее родительских прав мы уже отправили в суд. Теперь дед мальчика настойчиво просит, чтобы его назначили опекуном. Не знаю, пойдет ли на это суд. Слишком уж у пенсионера возраст солидный…

Как сообщили «ФАКТАМ» в пресс-службе Львовской областной прокуратуры, в отношении львовянки возбуждено уголовное дело по статье «Злостное невыполнение обязанностей по уходу за ребенком».

P. S. Материал подготовлен при содействии центра общественных связей ГУ МВД во Львовской области.