Україна

Константин Грищенко: «В фармацевтическом бизнесе огромная морально-этическая составляющая. Кто этого не понимает, рано или поздно выйдет из игры» (расширенный вариант)

12:49 — 23 вересня 2013 eye 2374

Накануне Дня фармацевтического работника Украины «ФАКТЫ» побеседовали с вице-премьер-министром о ситуации на отечественном рынке лекарств

Для большинства украинцев Константин Грищенко в первую очередь -- дипломат с многолетним опытом, который принимал участие в знаковых для нашей страны переговорах с иностранными партнерами, не раз находил выход из, казалось бы, неразрешимых ситуаций. Сейчас Константин Грищенко уже не занимается непосредственно вопросами международных отношений. На посту Вице-премьер-министра он курирует в правительстве гуманитарный блок. В зоне его внимания находятся сфера здравоохранения, спорт, молодежная политика, вопросы образования и культуры.

«Не бывает реформ, которые не вызывают критики»

— Константин Иванович, как вам в новом кресле?

 — Нормально! Признаюсь откровенно: мне действительно очень повезло, что на посту Вице-премьера могу использовать весь свой дипломатический опыт. Сейчас в сферу моей ответственности входят вопросы, которые имеют самое непосредственное отношение к простым людям.

Я много лет работал послом в США, Бельгии, России, не раз оказывал помощь нашим гражданам за рубежом и видел, как в других странах функционируют ведомства, деятельность которых я сейчас курирую в Украине. И, кстати, за границей не все так хорошо, как многие считают. Но, тем не менее, многому у них стоит поучиться. Это правда.

Поэтому у меня есть уникальная возможность привнести в жизнь украинцев те достижения, с которыми я лично познакомился за рубежом, и постараться устранить все лишнее и ненужное.

Одним словом, и сейчас делаю то, чему посвятил всю свою жизнь: продолжаю служить Украине.

— Как вы думаете, в сферах образования, науки, здравоохранения нам когда-то удастся внедрить западные стандарты?

 — Однозначно, да. Сегодня ряд инициатив Президента, например план экономических реформ, создают предпосылки для глубокой модернизации страны, что позволит Украине достичь европейского уровня развития.

-  Этот план часто критикуют…

 — Нарекания есть. Но как участник процесса модернизации откровенно заявляю: не бывает реформ, которые не вызывают критики. Реформы — это всегда больно.

На данный момент Национальный план экономических реформ — это полномасштабная стратегия развития государства. Никто никогда подобного в Украине не создавал.

Вы видели этот документ? 234 страницы конкретных мероприятий, которые полностью «перезагружают» многие сферы жизни общества. Их выполнение находится на контроле Президента и его Администрации. И контроль этот, поверьте, жесточайший. Но и результаты уже видны.

«Лекарства — это средства спасения людей, облегчения страданий, а не обогащения»

— Вы курируете несколько направлений, но в преддверии Дня фармацевтического работника хотелось бы поинтересоваться вашими впечатлениями в первую очередь от отечественного лекарственного рынка.

 — Я много лет не обращаюсь к докторам. Бог миловал. Но знаю о том, что происходит за пределами моего кабинета, в том числе и со слов близких, друзей, которые постоянно контактируют с врачами, ходят в аптеки, покупают лекарства.

Свою работу в этой сфере веду в трех направлениях: обеспечение качества лекарств, их доступность и правильное использование.

Вы поинтересовались моим мнением о рынке лекарств. Ни для кого не секрет, что там много проблем. Из-за чего?

Основная причина заключается в том, что у нас принято зарабатывать на несчастье людей. Причем зарабатывать основательно. Но ведь это не продажа труб или автомобилей!

В системе лекарственного обеспечения — огромная морально-этическая составляющая. И государство не должно позволять кому бы то ни было наживаться на людях, на их страданиях. Люди, которые думают иначе, должны выйти из игры и ответить перед законом, если для этого найдутся основания. Мы к этому активно движемся.

Лекарства — это в первую очередь средство спасения, облегчения страданий, а не средство обогащения. И тот, кто их производит или продает, должен осознавать, что берет ответственность за жизнь других людей.

— Ваша позиция понятна. Что вы конкретно сделали для того, чтобы ситуация по трем направлениям, о которых вы сказали, — качество, доступность, правильное использование лекарств — значительно улучшилась?

 — В сжатые сроки удалось создать эффективный барьер для некачественных лекарств. Речь идет о европейских стандартах и инструментах для защиты здоровья граждан, которые становятся и нашими стандартами.

В частности, в 2009 году украинских производителей лекарств обязали производить препараты по нормам, полностью гармонизированным с требованиями Евросоюза. То есть производители должны иметь так называемый сертификат GMP — о надлежащей производственной практике.

GMP требования — это часть системы контроля за качеством, которая гарантирует, что лекарственные средства производятся в соответствии со всемирно признанными стандартами.

С 15 февраля 2013 года наличие сертификата GMP стало обязательным при импорте лекарств.

— Помнится, первое ваше совещание в ранге вице-премьер-министра было посвящено именно этой теме…

 — Да, это было мое первое задание от премьер-министра. Когда все собрались за одним столом на совещании, я почувствовал себя в роли судьи: каждая из сторон приводила аргументы (причем, профессионально подготовленные и очень продуманные), которые кардинально отличались друг от друга. Одна группа хотела, чтобы введение этой нормы было отсрочено на полгода, вторая была категорически против какой-либо отсрочки, третья вообще противилась  введению такого стандарта. Наряду со здравыми аргументами рисовались порою захватывающие дух доводы, что дети останутся без лекарств, взлетят  цены и т.п.

Тогда мне помог мой дипломатический опыт. Было принято решение отсрочить введение нормы о наличии сертификата GMP на полтора месяца. С 15 февраля все зарубежные производители, которые экспортируют лекарства в Украину, обязаны иметь этот сертификат. И, как видите, никакие страшилки не сбылись — дефицита лекарств нет. Но самое главное — за бортом остались тонны низкокачественной и контрафактной продукции.

— В этом году правительство ввело также обязательное лицензирование импорта лекарственных средств. Что можете сказать о первых результатах?

 — Украинские потребители получили дополнительную гарантию того, что лекарства, которые они используют, качественные.

Хотя многие СМИ (не без вбрасывания соответствующих информационных месседжей со стороны бизнес-сообщества) рисовали очень нерадушные картины о нашем фармацевтическом будущем.

Если серьезно, то лицензирование импорта является еще одним  требованием в сфере контроля за обращением лекарственных средств, которые содержатся в соответствующих нормативных актах ЕС.

С 1 марта 2013 года в Украине эта европейская норма является обязательной. Ввоз и обращение лекарственных средств возможен только при условии наличия у субъекта хозяйственной деятельности лицензии на импорт и сертификата качества, который выдан уполномоченным лицом импортера.

На сегодняшний день введена упрощенная процедура выдачи лицензий на импорт лекарственных средств на основании поданного предпринимателями  заявления. Лицензии получили 182 субъекта хозяйственной деятельности.

Главная задача – усилить ответственность тех, кто привык завозить лекарства в Украину на сотни миллионов долларов без какой-либо юридической ответственности за здоровье наших граждан.

— Какие еще меры планирует предпринять правительство с целью повышения качества продукции на фармрынке?

 — Мы активно обсуждаем вопрос введения обязательного кодирования производителем каждой упаковки лекарственного препарата. Это позволит контролировать всю цепочку от производства препарата до его сбыта в аптеках, и приведет к существенному снижению доли фальсификата. Каждый потребитель сможет подойти в аптеке к специальному аппарату и удостовериться, что купил действительно оригинальное лекарственное средство.

Еще одним направлением работы правительства является снижение цен на лекарства.

— С помощью каких методов планируете этого достичь?

 — Мы будем стимулировать конкуренцию на внутреннем рынке. Более 70 процентов всех продаваемых в Украине лекарств — это так называемые генерики, то есть лекарственные средства, имеющие одинаковую формулу активного вещества. Причем отечественные препараты стоят значительно дешевле иностранных аналогов, их покупает 65 процентов населения, но в денежном выражении они занимают лишь 30 процентов рынка. Это несправедливо.

— Но это рынок. Потребитель сам должен делать выбор в пользу того или иного продукта, а не под принуждением.

 — Согласен. Никто никого принуждать не будет. Задача власти — показать потребителям, что украинская продукция не уступает по качеству импортной, но стоит гораздо дешевле. Президент Виктор Янукович четко поставил задачу сделать лечение доступным для всех граждан, а не только для зажиточного меньшинства. Естественно, мы также будем внедрять и другие инновационные подходы в этом направлении.

— Например?

 — Надо увеличивать долю отечественной продукции в государственных закупках.  Я считаю неправильной ситуацию, когда в госзакупках преобладают иностранные лекарства. Я понимаю, что есть инновационные препараты, не имеющие аналогов в Украине, но это не значит, что надо покупать импортные аналоги препаратов, которые производятся у нас по самым современным технологиям. Они гораздо дешевле.

Планируем расширить действие программы «реимбурсации», то есть компенсации части стоимости лекарственных препаратов.

В апреле 2012 года правительство утвердило пилотный проект по внедрению государственного регулирования цен на лекарства от гипертонии. Был утвержден перечень лекарственных средств, стоимость которых частично компенсируется государством. Причем, чем дешевле препарат, тем выше процент компенсации.

Проект однозначно пошел. На его реализацию в 2012 году государство потратило около 40 миллионов гривен. В этом году в бюджете заложено уже около 190 миллионов гривен.

Но мы не собираемся останавливаться: рассматривается вопрос распространения системы «реимбурсации» и на другие виды лекарств — для борьбы с диабетом, сердечными заболеваниями.

«Перед нами стоит задача приучить людей слушать в первую очередь врача, а не рекламу»

— Какие новшества подготовили для аптечного бизнеса?

 — Количество аптек в Украине сегодня чрезмерно. Поэтому данное направление нуждается в некоторой оптимизации. Но делать ее нужно с умом, правильно. Ведь этот бизнес обеспечивает сотни тысяч рабочих мест.

Вопросы есть и к работе самих аптек. Например, у покупателей сейчас нет гарантии, что провизор предложит им самый дешевый препарат, наценка на который, как правило, минимальная. Так что с тенденцией продавать самое дорогостоящее лекарство мы будем бороться.

В частности, мы внимательно следим за европейским опытом регулирования аптечного бизнеса. Будем двигаться в этом направлении.

— Но аптекари — реализаторы. Они продают, люди покупают. Вам не кажется, что спрос все-таки формируется именно на уровне потребителей?

 — Вы правы. И здесь есть еще одна проблема, о которой я не могу не сказать. В нашей стране слишком много тех, кто занимается самолечением. К сожалению, то, что помогло соседу, для твоего организма может оказаться ядом. И какая ни была бы реклама, она никогда не заменит врача. Поэтому перед нами стоит задача приучить людей слушать в первую очередь медика, а не рекламу.

— На ваш взгляд, нужно ли ограничивать рекламу лекарств так же, как, например, была ограничена в свое время реклама алкоголя или сигарет?

 — Я бы не проводил аналогии между лекарствами и алкоголем или табачными изделиями. Лекарства помогают и спасают, сигареты и алкоголь только ухудшают здоровье.

С рекламой не все так просто. Если посмотреть на статистику прошлого года, то фармкомпании (и отечественные, и иностранные) потратили на рекламу больше трех миллиардов гривен. А это — около четверти всех поступлений украинских медиа от рекламы. Как вы знаете, финансовое благосостояние наших СМИ является во многом основой их независимости. Данный фактор нельзя игнорировать.

Но с рекламированием медицинских средств надо серьезно разобраться. С одной стороны, каждый производитель лекарств заинтересован в том, чтобы именно его препарат выписывали врачи, покупали и пенсионеры, и мамы, и озабоченные своим здоровьем современные бизнесмены. С другой стороны — их продукция все же не пиво или стиральный порошок. У каждой семьи свой бюджет, свои возможности. Поэтому тут включаются уже другие аргументы и механизмы.

А главное — три миллиарда гривен, потраченные на рекламу лекарств, включены в их стоимость. Значит, за нее платит потребитель. Справедливо ли это — вопрос, как говорится, риторический. Нам предстоит найти оптимальный баланс регулирования того, что показывают в рекламе, как часто и насколько настойчиво.

— Зачастую граждане отдают предпочтение не отечественным дешевым лекарствам, а их дорогим импортным аналогам. Как вы думаете, почему?

 — Действительно, существуют оригинальные лекарственные средства, которые производятся международными компаниями, и, которым, к сожалению, в Украине пока нет аналогов этим препаратам. Но, в основном, отечественные производители лекарственных средств производят генерики, в основе которых лежит то же действующее вещество, что и в оригинальных лекарствах, та же химическая формула. Поэтому если у иностранного препарата есть украинские аналоги, я рекомендую покупать наше.

— Но известны случаи, когда вместо лекарства в таблетках был простой мел…

 — Я знаком с этой ситуацией. И хочу сказать, что борьба с фальсификатом будет нарастать. Именно правительство инициировало ужесточение наказания за подделку лекарств: в 2011 году был принят закон об уголовной ответственности за фальсификацию лекарств, а в 2012 году были внесены в этот закон дополнительные меры для ужесточения наказания.

Результаты не заставили себя ждать: в течение 2011 года запрещено к обращению 34 серии 16 наименований фальсифицированных лекарственных средств; в 2012-м — 67 серий 41 наименования и за 8 месяцев 2013 года — 62 серий 37 наименований фальсифицированных лекарственных средств.

«Мечтаю, чтобы в брюссельской аптеке появился украинский аспирин»

— Какие тенденции, на ваш взгляд, преобладают  в этом году на фармацевтическом рынке?

 — Отечественный рынок продолжает демонстрировать устойчивый рост: за Ι полугодие текущего года  общий объем продаж товаров «аптечной корзины» составил 17,2 млрд. грн. за 984 млн. упаковок, превысив показатель за аналогичный период предыдущего года на 15 процентов в денежном и на 4,8 процента в натуральном выражении.

Отечественные компании из года в год наращивают свое присутствие на рынке. Это очень хороший знак. Темпы роста объемов продаж нашими компаниями также внушают оптимизм: с 28 процентов в 2010 году до 31,4 процента в первом полугодии текущего года. Растет экспорт отечественной фармацевтической продукции — на 25 процентов в 2012 году по сравнению с 2011 годом.

В статусе вице-премьер-министра я был уже на двух фармацевтических предприятиях. На днях планирую посетить еще одно. Увиденное на  предприятиях меня честно сказать удивило. Уровень оборудования – высочайший.

— Как будет выглядеть украинский фармацевтический рынок через пять лет? Выстоит ли отечественный бизнес в конкуренции с глобальными игроками?

 — Не хотелось бы заниматься предсказаниями, но по всем прогнозам в течение следующих пяти лет, благодаря реформам в фармотрасли, у нас есть все шансы расширить свое присутствие на внешних рынках, вырасти в глазах мирового сообщества как достойный конкурент.

Кстати, если посмотреть на мировой рынок в целом, то хоть в 2012 году мировой объем продаж рецептурных лекарственных средств сократился на 1,6 процента в денежном выражении, с текущего года он начнет медленно, но стабильно расти и к 2018 году и достигнет 895 млрд. долларов. Колоссальная цифра, поэтому потенциал для украинских компаний есть – главное, чтобы они правильно выстраивали свою стратегию.

— Вы провели уже несколько совещаний относительно развития фармотрасли, в том числе с участием наших компаний, посещали наши предприятия. Естественно, вы контактируете с их топ-менеджментом, владельцами предприятия… Как вы думаете, они мыслят как руководители больших западных фармкомпаний?

 — Думаю, что многие из них — да.

— На посту министра иностранных дел вы как-то рассказывали об опыте работы с крупным бизнесом  через Совет экспортеров при МИД Украины, который  убедил вас в том, что «украинские бизнесмены выросли из коротких штанишек» и что существует потенциал для усиления экономического присутствия Украины за рубежом… Украинские фармацевты смогут потянуть такую задачу?

 — У нас достаточно крупных компаний, которые могут и главное должны выходить на внешние рынки. Причем не просто увеличивать экспорт, но и думать о более серьезном присутствии…

Вы задали хороший вопрос…  У отечественного крупного бизнеса потенциал действительно есть, но вот масштаб, как говорится,  «полет мысли» далеко не у всех высок: многие ограничиваются локальными задачами – увеличить долю на украинском рынке, или развить и продать бизнес, кто-то ориентирован лишь на удовлетворения своих личных амбиций – купить спорткар, самолет, яхту. Это факт… То есть  имеет место локальный взгляд на собственное глобальное позиционирование, я бы так сказал. Здесь, кстати, много зависит и от государства, от его способности выводить предприятия за рубеж, мотивировать национальный бизнес.

Вообще это прекрасная тема для отдельного разговора. Что касается украинских фармпроизводителей, думаю, что один-два национальных игрока могут попробовать пойти дальше, найти нишу на региональных рынках и укрупняться.

— В свете сегодняшних дискуссий о том, присоединяться к Таможенному или Европейскому союзу, как вы считаете, что будет более выгодным в долгосрочной перспективе для украинского фармацевтического рынка?

 — Европейский рынок более емкий, и в первую очередь в денежном выражении. Выход на него – это гарантия получения стабильной выручки, ну и престиж, репутация что ли. Рынок стран Таможенного союза менее емкий, но более понятный, потребители похожи на нас, они также думают и делают схожие покупки. Что касается нашей страны, то мы достаточно открыты для лекарств, произведенных как в государствах ЕС, так и странах Таможенного союза.

В любом случае, отечественным производителям придется приспосабливаться к новым условиям – хотят они этого или нет. Таковы реалии. Но они справятся, я даже в этом не сомневаюсь.

А если говорить в целом, то, конечно, я мечтаю, чтобы в брюссельской аптеке появился украинский аспирин. Эта мысль греет мою душу больше. Поэтому постараюсь хоть как-то помочь нашим компаниям осуществить мою мечту!

— Если вы уже заговорили о европейском векторе, какие шансы у отечественных фармкомпаний относительно выхода на европейский фармрынок после подписания Соглашения об ассоциации с ЕС? Откроет ли Европа нам доступ к столь прибыльному сектору экономики?

 — Думаю в среднесрочной перспективе,  да.  Одним из ключевых задач  правительства в этом направлении  является стремление максимально адаптировать отечественное законодательство в сфере обращения лекарственных средств к европейскому. Только так мы можем претендовать на то, что бы стать частью европейского рынка. Для нас это – «золотой стандарт».

Откровенно скажу: пока европейцы не сильно хотят видеть нас на своем рынке, но каждый шаг, каждая норма, которую мы принимаем в своем законодательстве, — это эффективные шаги на пути к тому, что рано или поздно мы такой доступ получим.

Украина в одностороннем порядке признает результаты инспектирования, которые были проведены другими регуляторными органами стран-членов ЕС. Таким образом, зарубежные производители лекарственных средств проходят более облегченные этапы процедуры регистрации лекарственных средств в Украине. Однако украинские производители при регистрации лекарств подвергаются проверкам инспекторатов в странах ЕС, несмотря на то, что эти производители регулярно подвергаются инспектированию на соответствие международным требованиям качества и безопасности со стороны Государственной службы лекарственных средств.

Полагаю это, как минимум, несправедливо. Будем и дальше пытаться найти точки соприкосновения с европейцами в этом вопросе.  И надеюсь, что подписание Соглашения об ассоциации с ЕС даст возможность украинским производителям лекарственных средств работать в едином регуляторном поле на едином фармацевтическом рынке.