Вчера с утра и до самого вечера шестеро судей в Мурманске параллельно рассматривали дела 30 активистов организации Greenpeace, которые были задержаны российскими пограничниками в Печорском море. Напомним, что экипажу этого судна были предъявлены обвинения в пиратстве.
Несмотря на то что президент России Владимир Путин публично не согласился с этим обвинением, Следственный комитет России (СКР) настаивал на аресте всех 30 активистов сроком на два месяца. Представители СКР высказали опасения, что члены Greenpeace, большинство из которых являются иностранными гражданами, могут покинуть российскую территорию и станут недоступны для органов правосудия.
В результате Ленинский районный суд Мурманска оставил в СИЗО на два месяца капитана ледокола Питера Виллкокса.
Теперь экологи пытались привлечь внимание мировой общественности к началу добычи нефти в Арктике. Greenpeace считает, что это приведет к непредсказуемым последствиям для всей планеты. Ледокол Arctic Sunrise отправился в Печорское море с интернациональной командой (граждане 18 стран мира, включая Украину), чтобы провести мирную акцию. Активисты попытались высадиться на нефтедобывающую платформу «Приразломная» 18 сентября.
Кроме Виллокса суд отправил в СИЗО на два месяца российского фотографа Дениса Синякова, врача Екатерину Заспу и еще 16 человек. Это и британские подданные, и граждане Швейцарии, Италии, Австралии, Новой Зеландии, Турции, Канады, Аргентины, Польши.
Остальным, включая гражданина Украины Руслана Якушева, суд продлил задержание еще на 72 часа. По всей видимости, по истечении данного срока эту группу активистов отпустят.
Руководство Greenpeace требует немедленного освобождения всех членов экипажа ледокола. Сам арест организация считает незаконным, а обвинения в пиратстве абсурдными.
Наибольший резонанс в российской прессе вызвал арест Дениса Синякова. Союз журналистов России обратился в Генеральную прокуратуру с призывом немедленно освободить фотографа. В письме подчеркивается, что он находился на борту ледокола «с целью освещения ситуации». «Самой акции Greenpeace может даваться какое-то правовое толкование. Возможно, имело место нарушение закона. Но Синяков закон не нарушал, он выполнял свои профессиональные обязанности», — сказал председатель Союза журналистов Всеволод Богданов.
Ведущие информационные агентства во всем мире цитируют слова Дениса в Ленинском суде Мурманска. Когда обвинение потребовало отправить Синякова под арест на два месяца, потому что находясь на свободе, он может скрыться от правосудия и «продолжит заниматься преступной деятельностью», фотограф ответил: «Моя преступная деятельность — это журналистика. И я буду продолжать ей заниматься!»