Обманутые клиенты автосалона нашли друг друга в социальных сетях. Оставляя отзывы в интернете о том, как их обвели вокруг пальца, люди узнали, что стали жертвами одного и того же афериста. Подписывая с покупателями договоры, мошенник брал у них задаток за машину, но деньги в кассу не отдавал. В один прекрасный день он пропал, и клиенты остались ни с чем.
— Мы с женой давно хотели купить автомобиль «Киа Соренто», — вспоминает пострадавший Иван Ковальчук. — Брать машину на вторичном рынке не захотели — куда надежнее купить новенькую в автосалоне. Когда, наконец, собрали нужную сумму, обратились в донецкое представительство компании, реализующей авто этой марки в Украине. Мы живем в Донецкой области, поэтому легковушку хотели приобрести именно там. Но в автосалоне сказали, что с нужной нам маркой возникли проблемы — мол, если хотим именно «Киа Соренто», лучше всего приехать в столицу. В Киеве в автосалоне нас встретил менеджер Роман Пужалов.
— В офисе было четыре сотрудника, но нам сразу заявили, что вопросами продаж занимается именно этот человек, — говорит супруга Ивана Людмила. — Надо сказать, Роман Пужалов производил впечатление очень компетентного работника. Узнав, что именно мы хотим, он радостно сообщил: «Очень хорошо, что вы приехали в Киев. У нас такая машина есть». Тут же показал новенькую «Киа Соренто» на витрине. «Правда, я забыл — машину ведь уже купили, — добавил. — Покупатель уже заплатил и на днях должен ее забрать. Но не переживайте — буквально через несколько недель будут новые поставки». «Но мы живем не в Киеве, — напомнила я. — Как узнать, когда именно привезут автомобиль?» — «Предлагаю вам самый надежный вариант, — сказал Роман. — Мы подпишем договор купли-продажи, вы внесете задаток. И как только привезут машины, я сразу вам позвоню».
Нас такой вариант вполне устраивал. Менеджер объяснил, что это обычная практика: дескать, многие клиенты предпочитают внести предоплату, чтобы в ближайшее время гарантированно получить автомобиль. «Мы работаем уже семь лет, — рассказывал Роман. — Вы можете задать мне любой вопрос, я знаю здесь абсолютно все. Не зря же стал правой рукой директора. Поэтому сейчас я и менеджер, и заместитель директора, и бухгалтер в одном лице». Видя, как Роман откровенно себя нахваливает, я украдкой посмотрела на реакцию его коллег, которые присутствовали при разговоре. Но они воспринимали все как само собой разумеющееся.
— В результате мы подписали договор купли-продажи, — Иван показывает документ. — И внесли 140 тысяч гривен задатка. Документ в присутствии других менеджеров составлял Роман Пужалов, он же взял у нас деньги и выдал заверенную печатью автосалона квитанцию. Убедившись, что все подтверждения того, что мы отдали автосалону оговоренную сумму, у нас на руках, уехали домой.
— Помню, разговорившись с Романом, я еще посетовала, что вокруг очень много аферистов, — говорит Людмила. — «Да их сейчас, действительно, как белок в лесу! — горячо поддержал меня менеджер. — На каждом шагу обманывают. Я всем говорю: не стоит покупать машины с рук или на сомнительных малоизвестных предприятиях. „Кинут“ только так. Вот вы сделали правильно — пришли в надежный автосалон». Роман пообещал, что через неделю с нами свяжется. И правда — ровно через семь дней менеджер позвонил: «Хотел сообщить вам, что все в порядке. Машины уже заказаны и в ближайшие две недели автомобиль будет у вас. Ждите».
— Кто бы мог подумать, что это ожидание растянется на два месяца, — продолжает Иван Ковальчук. — Машин все не было. Роман регулярно выходил на связь и обещал, что они появятся вот-вот. Но когда пошел третий месяц, наше с женой терпение лопнуло. Позвонив Роману, мы прямо заявили: или он отдает нам автомобиль, или пусть возвращает деньги. «Ваша машина как раз пришла! — сообщил Пужалов. — Перечисляйте оставшуюся сумму». Мы сказали, что приедем и, только получив машину, отдадим деньги. «Не нужно никуда ехать, — сказал менеджер. — Перечисляйте деньги и автомобиль привезут вам домой. Иначе он достанется кому-то другому». Поняв, что здесь что-то не так, мы перезвонили директору автосалона. «Да, я вижу ваш договор, — сказал директор. — И машина действительно есть. Но... не для вас». — «То есть как не для нас?» — «Понимаете, — директор шумно вздохнул и выдержал минутную паузу, — ваших денег в кассе нет. Поэтому и машину вы не получите».
Мы подумали, что ослышались. Как это: денег нет? У нас же на руках квитанция! Я сказал, что Роман Пужалов последние два месяца обещал нам машину. «Так Роман у нас больше не работает, — заявил директор. — Наверное, ваши деньги у него». Он говорил об этом так спокойно, как будто речь шла не о 140 тысячах, а о десяти гривнах! «Что все это значит?!» — возмутился я. «Ладно, подождите, — нехотя сказал директор. — Сейчас я передам трубку Роману». И действительно, в трубке раздался голос Пужалова. «Иван Матвеевич, я привезу вам деньги прямо в Донецк, — с ходу заявил Роман. — У меня уже есть билеты на поезд. Встречайте меня завтра в восемь часов утра».
— Уже в полвосьмого мы стояли на перроне, — вспоминает Людмила. — Аферист этот Пужалов или нет, нам уже было все равно. Главное — чтобы вернул нам деньги. Поезд приехал, но Романа там не оказалось. Телефон менеджера был отключен.
Не дозвонившись и до директора автосалона, супруги Ковальчук обратились в милицию. По факту случившегося открыли уголовное производство.
— Директор салона упорно не выходил на связь, — рассказывает Иван. — Все знакомые говорили, что мы стали жертвами аферы. А у меня в голове не укладывалось, как такое может быть, если мы покупали автомобиль не в какой-то подпольной организации, а в автосалоне? Жена тем временем начала искать отзывы об этом салоне в интернете. Таким образом мы нашли других пострадавших.
— В истории Ивана Ковальчука я узнала свою, — рассказывает киевлянка Людмила Хоменко. — Менеджер Роман Пужалов казался невероятно компетентным и обаятельным. В присутствии других сотрудников я подписала договор и заплатила 162 тысячи гривен. И... все. Результат был таким же, как у супругов Ковальчук. Пужалов несколько месяцев кормил меня обещаниями, после чего отключил телефон. Я, естественно, обратилась в салон. Там сказали, что денег нет — дескать, Роман Пужалов оказался мошенником и не донес мои полторы сотни тысяч гривен до кассы. «Обыкновенный аферист, — сказали в салоне. — На самом деле, он вообще не имел права брать у вас деньги, он не являлся уполномоченным лицом нашей компании».
— Нам потом сказали то же самое, — сетует Людмила. — Дескать, Пужалов работал менеджером, но заключать сделки купли-продажи ему не поручали. И уж тем более — принимать у нас деньги. Но как мы, клиенты, могли об этом догадаться? Этот человек в присутствии других менеджеров (которых абсолютно не смущало то, что он брал крупные суммы) выдал нам заверенный печатью автосалона кассовый ордер. В салоне же теперь заявляют, что наша квитанция недействительна, поскольку Пужалову нельзя было ее выдавать.
— То же касается и договора купли-продажи, — говорит адвокат Ивана Ковальчука Елена Самолетова. — На первый взгляд он подписан с автосалоном. Сейчас же оказалось, что на нем расписался менеджер, который не имел права этого делать. Но если кто-то из сотрудников оказался аферистом, при чем здесь клиенты? Они ведь пришли в официально зарегистрированное учреждение, где им выдали соответствующую квитанцию! Самое ужасное, что жертвой такого мошенничества может стать абсолютно каждый. Как догадаться, имеет менеджер право продавать вам машину или нет?
— В надежде добиться компенсации мы подали на автосалон в суд, — говорит Иван. — Но боюсь, ничего не добьемся. Представитель автосалона твердо стоит на своем: дескать, они не виноваты, что мы отдали деньги аферисту. Более того, подчеркивают: как только узнали о незаконных действиях Романа Пужалова, сами обратились в милицию. Уже известно, что от действий мошенника пострадали семь человек. Оказывается, еще в июне (наш договор заключен в мае), когда мы продолжали верить, что вот-вот станем владельцами машины, первые обманутые клиенты оставили в интернете отзывы по поводу менеджера Пужалова. Жаль, что мы увидели их только сейчас.
Отзывов действительно более чем достаточно. Истории как будто написаны под копирку — всех «кинули» по одной и той же схеме.
«Хотел купить в салоне автомобиль „Хюндай“, — пишет пострадавший Александр. — Менеджер Роман Пужалов взял аванс, выдал квитанцию. Но машины все не было. А когда мне подвернулся вариант получше, я попробовал этот аванс забрать. Но не тут-то было! Роман каждый день переносил встречи, а потом заявил: „Я вообще денежными вопросами не занимаюсь“. Но ведь именно он брал у меня деньги!»
Чтобы выяснить, не собирается ли автосалон вернуть пострадавшим деньги, «ФАКТЫ» отправили на предприятие официальный запрос. На момент сдачи номера в печать ответ так и не получили. Свою позицию юрист компании изложил в возражении на иск Ивана:
«Прошу отказать в удовлетворении иска Ивана Ковальчука, поскольку договор был подписан Романом Пужаловым, а не уполномоченным лицом компании, и средства Ковальчука на расчетный счет предприятия не поступали. Договор купли-продажи был подписан лицом, не имеющим на это полномочий. Доверенность на подписание договоров Роману Пужалову не выдавалась».
Как же не угодить в такую ловушку? «ФАКТЫ» перезвонили в несколько крупных киевских автосалонов и выяснили: купить автомобиль за наличные возможно, но оплата производится только через банк. Покупатель платит нужную сумму в
*Роман Пужалов находится в розыске. Милиция просит: если вы что-либо знаете о местонахождении этого человека, звоните по телефону 102
В пресс-службе МВД Украины «ФАКТАМ» подтвердили, что в отношении Романа Пужалова открыто уголовное производство по статье «Мошенничество». Менеджера, абсолютно открыто проворачивавшего свои темные дела в официальном автосалоне, объявили в розыск.