Україна

С 1 ноября граждане смогут воспользоваться услугами «Укргосреестра» в любом почтовом отделении

8:45 — 2 жовтня 2013 eye 3322

А с 14 октября нотариусам предоставят возможность получать информацию из всех реестров, что значительно упростит процедуру регистрации недвижимости

В нынешнем году идет активный процесс изменения процедуры регистрации прав собственности на недвижимое имущество. И если сначала эта реформа вызвала множество нареканий из-за неподготовленности «Укргосреестра» к выполнению возложенных на него функций, то теперь, после исправления ошибок, и эксперты, и простые граждане признают, что оформление документов происходит гораздо проще и быстрее. Тем не менее еще остаются определенные сложности с некоторыми видами недвижимости. Например, не всегда можно быстро получить информацию о том, находится ли квартира в залоге или ее реализация запрещена судом. На днях было принято решение, упрощающее доступ к реестрам нотариусам. Кроме того, вскоре люди смогут произвести регистрацию, даже не приходя в отделение «Укргосреестра».

Согласно приказу Министерства юстиции Украины, с 14 октября нынешнего года нотариусы и государственные исполнители получат прямой доступ к Госреестру прав собственности на недвижимое имущество, Единому реестру запретов отчуждения объектов недвижимого имущества, Государственному реестру ипотек и Государственному реестру обременений недвижимого имущества. Стоит напомнить, что в настоящее время при заключении сделок купли-продажи недвижимости, при ее дарении или завещании нотариусы направляют запросы в «Укргосреестр» для проверки информации о квартирах и домах в указанных выше реестрах.

— Предоставление нотариусам возможности получать информацию из этих реестров значительно упростит процедуру регистрации недвижимости, — считает председатель Государственной регистрационной службы Украины Дмитрий Ворона. — Ведь больше не нужно будет посылать запросы в регистрационные службы, чтобы получить необходимые данные о квартире или доме, как происходит сейчас. Нотариусы смогут самостоятельно находить информацию, а это сэкономит время как самих юристов, так и граждан, которые к ним обращаются. К тому же новшество даст возможность пресечь попытки мошенников незаконно зарегистрировать имущество. Например, оформляя наследство, нотариус сможет самостоятельно проверить наличие прав собственности, обременений или ипотеки на этот объект недвижимости.

Если в общем реестре прав нет сведений о зарегистрированных имущественных правах на недвижимость или объект незавершенного строительства, то нотариус получит информацию из Госреестра прав собственности на недвижимое имущество. Убедиться в том, что нет никаких ограничений на реализацию квартиры или дома, нотариус сможет, сделав запрос в реестр запретов отчуждения объектов. А выяснить, не является ли жилье залогом по ипотечному кредиту, можно, подключившись к реестру ипотек. Что же касается государственных исполнителей, то они будут пользоваться информацией из всех вышеперечисленных реестров при исполнении судебных решений.

Следующим шагом на пути упрощения регистрации прав стало подписание руководством «Укргосреестра» и «Укрпочты» соглашения о взаимном сотрудничестве, благодаря которому уже с 1 ноября граждане смогут воспользоваться услугами «Укргосреестра» в отделениях почтовой связи на всей территории Украины.

— Сегодня около 80 процентов обращений граждан в «Укргосреестр» связаны с такими массовыми услугами, как открытие фирмы, получение выписок из реестра и справок из рагса, — рассказал «ФАКТАМ» Дмитрий Ворона.— Человек должен прийти в отделение «Укргосреестра», сдать необходимые документы, а через несколько дней вернуться и забрать документы. Граждане тратят свое время. А как быть, если наше отделение очень далеко от дома или вовсе в другом населенном пункте?

Поэтому, изучив мировой опыт, мы решили использовать почту для упрощения процедуры регистрации. «Укрпочта» выдает людям пенсии, денежные переводы и ценные посылки, а значит, операционист проводит идентификацию личности получателя. Следовательно, он сможет удостоверить личность подающего или получающего регистрационные документы.

Сегодня в стране существуют две тысячи отделений «Укргосреестра» и 14 тысяч отделений «Укрпочты». Большинству людей гораздо удобнее сходить на находящуюся рядом почту, чем ехать в отделение «Укргосреестра». Поэтому, если человек готов к тому, что срок регистрации и получения необходимых документов увеличится на несколько дней, пока письмо будет доставляться почтой, то новый порядок существенно облегчит ему жизнь.

Первоначально планируется разрешить подачу через почту документов для относительно простых видов регистрации, например, юридических лиц. Но в дальнейшем, когда механизм сотрудничества с «Укрпочтой» будет налажен, станет возможной и регистрация недвижимости.

Процедура довольно простая. На нашем сайте есть подробнейшая информация о том, какие документы для какого вида регистрации необходимы. Человек их собирает и отправляется на почту. Операционист почтового отделения по паспорту удостоверяет личность подателя документов и делает об этом специальную отметку. После этого бумаги запечатываются в специальный конверт и отправляются в «Укргосреестр». Наши специалисты производят регистрацию и посылают по почте соответствующую выписку из реестра вместе с документами гражданина. Причем форму обратной доставки человек вправе выбрать самостоятельно. Он может не только получить документы по почте, но и забрать самостоятельно в региональном отделении «Укргосреестра» или заказать курьерскую доставку. Естественно, при получении документов обязательно нужно будет предъявить паспорт.