Опухоль-жировик весом более сорока (!) килограммов 39-летняя жительница Полтавщины Валентина Нарижна… возила на тележке. После операции, проведенной в Национальном институте хирургии и трансплантологии имени Шалимова, женщина похудела до 241 килограмма. Врачи уверены, что ее вес можно уменьшить еще минимум на 50 килограммов
— Самое большое мое достижение — минус девять килограммов, — рассказывает 39-летняя жительница райцентра Зеньков на Полтавщине Валентина Нарижна. — В столичном институте эндокринологии, где я обследовалась, меня посадили на минеральную воду, восемнадцать дней не разрешалось ничего кушать. Кроме таблеток — их давали трижды в день по целой пригоршне. На четвертые сутки чувство голода прошло, но появилась такая слабость, что невозможно было вставать с постели. Не помню, как я доехала рейсовым автобусом домой. На конечной остановке водитель посадил меня на лавочку и с облегчением выдохнул: «Я всю дорогу переживал, чтобы довезти тебя живой».
Валентине было уже двадцать лет, когда медики, наконец-то, нашли причину ее стремительного ожирения. До этого почему-то никто не додумался сделать томографию головного мозга. В институте эндокринологии после всестороннего обследования девушке поставили диагноз посттравматический гипоталамический синдром.
— Врачи популярно объяснили, что у меня гипофиз сдвинут со своего места, вследствие чего он постоянно раздражается, выделяя непомерное количество гормонов, что сказывается на обмене веществ, — продолжает собеседница. — Но на вопрос медиков, когда я перенесла сотрясение мозга, не сразу смогла ответить. Потом вспомнила, что в третьем классе сильно ударилась головой о лед. Мы с ребятами шли по скользкой тропинке, кто-то кого-то толкнул, падая, и все, как костяшки в домино, легли в ряд. Тошноту, которая началась после этого, так же, как и головную боль на следующее утро, я не связывала с падением и как ни в чем не бывало продолжала ходить в школу. А приблизительно через полгода начались проблемы. В первое время полноту списывали на наследственность — в роду у нас все крупные, и я никогда не была худышкой.
— Вы страдали из-за этого? Одноклассники, наверное, дразнили…
— Нет, я не комплексовала по поводу своей фигуры. В школе была активисткой, одноклассники меня любили, никто не обижал. Мы и сейчас часто встречаемся, практически на все праздники друзья приходят ко мне в гости.
— Ну, а когда установили диагноз, вам предлагали операцию?
— Старенький профессор, консультировавший меня, сказал, что на территории бывшего Советского Союза никто не делает подобных оперативных вмешательств. Ведь нужно вскрывать черепную коробку, ставить гипофиз на место. Да и результат не прогнозируем. Оставаться «овощем» на всю жизнь не хотелось… Быть может, сейчас медицина достигла какого-то прогресса в этом направлении. Но уверена, что бороться с ожирением в моем случае невозможно без устранения его причины. Как сказал недавно другой киевский профессор, если в «верхах» непорядок, то в «низах» нечего делать. То есть моя проблема сидит в мозгу.
Сейчас вес Валентины Нарижной составляет 241 килограмм при росте 176 сантиметров. Журналисты назвали ее самой большой женщиной Украины. Откровенно сказать, я предполагала, что она ест беспрерывно и килограммами. Но все оказалось не так. В девять часов утра, когда мы встретились с Валей у нее дома, она еще не завтракала. В маленькой мисочке мама запарила для нее традиционную овсянку (три ложки) с горсточкой изюма и половиной столовой ложки кунжута. Миска так и простояла все два с половиной часа, пока мы общались.
— Я не испытываю постоянного чувства голода, — объясняет моя собеседница. — Не ем ни каш, ни котлет. Кусочек сала могу позволить себе разве что раз в месяц — мне его не хочется. Тортов в нашем доме отродясь не было, даже на дни рождения. Обедаю или супом, в основном овощным, или борщом, заправленными подсолнечным маслом. Что-нибудь легкое предпочитаю и на ужин: немного салата, чай, обезжиренный кефир. В перерывах между приемами пищи ничего не ем. Чему удивляются медики, так это тому, что все мои внутренние органы в порядке. У меня не растянутый желудок, нет ни сахара в крови, ни холестерина.
Передвигается Валентина несмотря на свои габариты тоже неплохо и довольно быстро. Сейчас вместе с мужем и мамой днями пропадают в сосновом лесу, из которого возвращаются только под вечер с ведрами грибов.
— Володя у меня заядлый грибник, — хвалит Валя своего супруга. — Мы с мамой с трудом успеваем обрабатывать его «улов». Сидим на стульчиках, а он подносит нам грибы. Конечно, нам за ним не угнаться — мне вообще нельзя наклоняться, поскольку нарушена координация, а у мамы тоже нет здоровья — весной она перенесла онкологическую операцию.
Валентина с Владимиром вместе уже шестнадцатый год. Он ее верный и надежный помощник во всем.
— А познакомились они в комнате, где мы сейчас находимся, — улыбается Анна Васильевна, Валина мама. — Я как раз собиралась на работу, когда вижу, незнакомый мужчина заглядывает через забор: «Хочу посмотреть на вашу Валю». Кто-то сказал ему, что у меня есть незамужняя дочка. Я не пускаю его, а он все равно направляется в хату. И прямо к Валюше в комнату, как будто знал, где она находится. Ох, как он меня тогда разозлил!
— Вошел — симпатичный, веселый — и с порога заявил: «Я буду жить с тобой. А ты пока присматривайся ко мне», — рассказывает Валентина историю своей любви. — Я не питала иллюзий насчет замужества. Что мне было присматриваться? Обычно я сто раз подумаю, прежде чем что-то сделать, а тут сразу же ответила согласием на предложение. Буквально на третий день знакомства Вова остался со мной, а спустя три года мы официально расписались. И не пожалела об этом ни разу — за все время мы с ним ни разу всерьез не поссорились. У него прекрасное чувство юмора, что позволяет нам преодолевать любые трудности. Живем в мире и согласии.
Муж старше Валентины на двенадцать лет и легче ее почти на сто пятьдесят килограммов. Когда брал ее в жены, Валя весила около двухсот. Тем не менее он велел сотрудникам загса покрепче закрывать двери, чтобы невеста не передумала и не убежала.
О себе Владимир предпочитает не рассказывать и фотографироваться для газеты категорически отказался. Зато с удовольствием показывает, какой красивый ремонт сделал в спальне любимой тещи.
А женщины поведали мне, что семейная жизнь сильно изменила Владимира. Раньше он выпивал, даже срок отбывал за кражу, совершенную в состоянии алкогольного опьянения. Но все его грехи давно в прошлом. «Если бы не встретил Валю, может, уже и не жил бы, — говорит мужчина. — Она меня держит на этом свете».
— До 2000 года я работала в местном колхозе на маслобойне, в горячем цеху, — рассказывает Валентина. — И мешки таскала, и на прессе стояла. А ведь нельзя было — жирные испарения впитываются в кожу, добавляя проблем со здоровьем. Заочно училась в Харьковском сельхозуниверситете, по специальности я агроном. А когда колхоз распался, мы забрали свои паи и стали сами себе хозяевами. У меня есть водительские права, Володя научил еще и на гусеничном тракторе ездить. Вскоре, однако, управляться с машинами и тракторами мне стало тяжело, и я «переквалифицировалась» в технического консультанта своего мужа. Поскольку мы с сестрой, что называется, выросли в гараже, помогая отцу, я с детства умею разбирать и собирать автомобили. Не только помогала мужу в сборке техники (из отдельных деталей мы вместе собрали, например, колесный трактор), но и расчеты по навесному оборудованию проводила.
А четыре года назад Валя практически перестала подниматься с кровати. Чтобы как-то скрасить время, вышивала крестиком. За это время собралась целая коллекция интересных вышивок.
— Дочка долго не признавалась, что над лонной костью у нее появилось какое-то образование, — рассказывает Анна Васильевна. — Когда я увидела его, оно было уже размером с литровую банку. Пригласили домой районного хирурга, который определил, что это липома — большой жировик. Врач, спасибо ему, не только организовал консультацию областных специалистов, но и помог с оформлением инвалидности. Валю уже готовили к операции в Полтаве. К тому времени новообразование весило килограмма два. Консилиум пришел к выводу, что за один раз дочке не только удалят липому, но и часть кишечника с желудком, чтобы решить проблему лишнего веса. Операция была рискованной, к тому же у областных хирургов достаточного опыта проведения таких вмешательств не было. Мы отказались. И нам не посоветовали, куда еще можно обратиться.
Все эти годы семья потратила на поиски специалиста, который мог бы помочь их беде. «Гиря», как называли опухоль Валя и ее близкие, тем временем выросла до неимоверных размеров и держалась на одной коже.
— Я не могла дотянуться до крана, чтобы помыть голову — «гиря» упиралась в ванну, — качает головой собеседница. — Не могла ни ходить, ни сидеть. Володя, укладывая меня на кровать, сначала поднимал этот лишний вес и клал его, затем уже мне помогал. Вместе с моим двоюродным братом Виталием сделали для меня различные приспособления. Кресло, на котором сейчас сижу, имеет специальный вырез. В него я пристраивала опухоль. И на кухне стоят несколько таких же табуреток. Немного могла передвигаться, опираясь на тачки с колесиками. Единственным окном в мир для меня были ноутбук и телевизор. Наверное, поэтому и зрение начало стремительно падать. Теперь телевизор я убрала из спальни.
По словам Валентины и ее мамы, на активные поиски решения проблемы их натолкнула публикация в «ФАКТАХ» от 9 ноября 2009 года под заголовком «Кишечник у больного мы обнаружили справа на спине, желудок — на месте сердца, а сердце — на уровне ключицы«. Мне как автору приятно было это услышать. До сих пор помню случай, когда хирурги Харьковского областного центра урологии и нефрологии, директором которого является ректор Харьковского медицинского университета профессор Владимир Лесовой, провели уникальную операцию по удалению из брюшной полости 53-летнего киевлянина жировой опухоли весом 37 (!) килограммов. Увы, Валентине Нарижной в центре не смогли помочь — там занимаются лишь новообразованиями, расположенными внутри человека.
— Слава Богу, нам посоветовали обратиться к заведующему отделением хирургии Кировоградского областного онкологического диспансера Юрию Скородумову. Выражаю этому человеку величайшую благодарность, — говорит Анна Васильевна. — Он готов был сам прооперировать Валюшу, собирался даже приехать со своей бригадой в Зеньков, чтобы провести операцию здесь. Однако бюрократические преграды не позволили ему это сделать. Но он не оставил нас наедине с горем. Благодаря Юрию Алексеевичу дочка оказалась в Национальном институте хирургии и трансплантологии имени Шалимова, где профессор Андрей Семенович Лаврик вместе со своими учениками давно оперирует людей с лишним весом. К тому времени Валя весила уже без малого триста килограммов, и доставить в Киев ее можно было только в лежачем положении. Друг зятя снял сиденья в своем микроавтобусе, постелили туда несколько матрасов, на которые уложили Валюшу.
Валентину Нарижну оперировали две бригады хирургов и анестезиологов. Конечно, если бы женщина вовремя оказалась в руках опытных специалистов, все прошло бы гораздо проще.
Андрей Лаврик не скрывает, что Валентина Нарижна была одной из самых тяжелых (в прямом и переносном смыслах этого слова) его пациенток.
— Мешавший женщине жировой фартук на передней стенке живота она возила на специальной тележке, — рассказывает хирург. — Чтобы удалить его, нам пришлось обратиться за помощью… к слесарям и механикам. Они сварили специальную раму-подставку, на которой мы с коллегами закрепили этот жировой лоскут, ведь образование невозможно было удержать в руках. Только после этого удалось удалить его. Впервые за более чем тридцатилетнюю практику мне пришлось оперировать, стоя на коленях. Благодаря опыту моих коллег оперативное вмешательство прошло удачно, из наркоза женщина вышла легко. Она сразу стала легче на сорок килограммов. Теперь можно применять и другие методики, позволяющие уменьшить вес. Я предложил Валентине сделать операцию на желудке, чтобы уменьшить его объем до 150 миллилитров. В результате такого вмешательства в организме происходят гормональные изменения, в частности, снижается уровень гормона грелина, который вырабатывается в желудке и отвечает за чувство голода. Тогда пациентка сможет похудеть еще на 50—70 килограммов.
*Валентина Нарижна не прочь сделать еще одну операцию — по уменьшению объема желудка
Валя, конечно, не против стать стройнее. Женщину смущает одно: проблемы с нарушением функции гипофиза у нее все равно останутся…
Фото автора