Україна

Налог на автомобили старше 15 лет, вероятнее всего, будут взимать при их перерегистрации на нового владельца

8:30 — 17 жовтня 2013 eye 12691

Хозяев хотят принудить сдавать дряхлые легковушки в утиль, сделав содержание таких машин финансово невыгодным

Возможно, уже в 2014 году в Украине введут экологический налог на автомобили старше 15 лет. Эту сенсационную новость сообщили сразу несколько СМИ. По мнению экспертов, сумма сбора может составить до 800 гривен в год за один автомобиль. Якобы новшество вводят, чтобы активизировать продажи новых отечественных авто, а также загрузить шредерный завод по утилизации автомобилей, который построят на окраине Киева в Жулянах. Шутка ли — предприятие будет перерабатывать порядка 20 легковушек в час, измельчая машины вместе со стеклами, мотором и колесами!

«ФАКТЫ» уже сообщали, что в следующем году в стране должна заработать программа по выкупу автомобилей старше десяти лет. В Кабмине планируют выдавать владельцам прогнивших «Таврий» и «Жигулей» сертификаты на 12 тысяч гривен, позволяющие получить скидку на покупку новой отечественной машины не дороже 100 тысяч гривен. Однако, по мнению экспертов, в госбюджете, учитывая нынешнюю ситуацию в экономике, под этот проект вряд ли заложат много денег. Если во время пилотного этапа и будет выкуплено несколько тысяч авто, новому заводу хватит их лишь на неделю непрерывной работы. А сдавать машины безвозмездно никто из владельцев, разумеется, не захочет. Поэтому, как удалось выяснить, сейчас действительно разрабатываются не только «пряники», но и «кнуты» для хозяев дряхлых автомобилей, не желающих от них избавляться.

Правда, до введения экологического сбора, уверены опрошенные нами эксперты, дело, скорее всего, не дойдет. Во-первых, это вызовет массовое негодование людей, во-вторых, нет механизма его уплаты. В России, где сейчас также рассматривается аналогичная идея, экологический налог планируют ввести вместо транспортного сбора.

Но в Украине этот сбор давно отменен и включен в стоимость топлива.

— Для большинства владельцев автомобилей старше 15 лет это средство существования, на котором он зарабатывает себе на пропитание — возит урожай на рынок или продукты с дачи, — говорит генеральный директор Ассоциации автоимпортеров Олег Назаренко. — И такие люди не могут позволить себе купить новую машину. Кроме того, на учете в ГАИ стоят миллионы автомобилей, которые в свое время были проданы по доверенности и давно уже сгнили или разобраны на запчасти. Найти их физически невозможно.

Специалисты склоняются к тому, что, вероятнее всего, против хозяев старых машин используют косвенные методы воздействия: скажем, им придется больше платить при покупке обязательной страховки (в закон добавят коэффициент, учитывающий возраст машины). Также появится сбор при перепродаже таких авто, который придется оплачивать новому владельцу. Ведь сейчас постановка на учет в ГАИ нового автомобиля обходится на порядок дороже, чем подержанного (из-за необходимости в первом случае платить 3—5 процентов от стоимости авто в Пенсионный фонд), а это способствует тому, чтобы старые машины долго переходили из рук в руки.

Бороться с «автохламом» собираются и с помощью ужесточения контроля технического состояния автомобилей. На прошлой неделе Кабмин подал в Верховную Раду соответствующий законопроект. По мнению известного правозащитника Владимира Караваева, под прикрытием повышения штрафов за непристегнутый ремень, разговоры по мобильному и проезд на красный свет в Украине хотят узаконить довольно спорную практику, когда гаишники получат право останавливать автомобили, техническое состояние которых вызывает у них подозрения, проводить проверку и выдавать предписание на устранение нарушений. При этом водитель может быть оштрафован на 510—680 гривен, а машина отправлена на штрафплощадку (детальный порядок запрета эксплуатации транспортных средств еще будет разработан Кабмином). По словам экспертов, одной из главных мишеней таких техосмотров могут стать именно старые авто.

— В правительстве зарегистрирован законопроект, по которому ГАИ получит право выдавать предписания, а Кабмин — разрабатывать порядок запрета эксплуатации авто, — отмечает Олег Назаренко. — Именно таким образом старые машины собираются снимать с эксплуатации и направлять на утилизацию как не соответствующие требованиям экологии. По Конституции отобрать автомобиль никто не имеет права, но смогут отобрать номера — снять с эксплуатации. И что тогда делать?