Культура та мистецтво

Зоя Зелинская: «Иногда мне казалось, что Аросеву побаивается даже сам Ширвиндт. Она умела поставить себя в коллективе»

8:15 — 18 жовтня 2013 eye 13767

Сегодня в Московском театре сатиры состоится прощание с народной артисткой России Ольгой Аросевой

При рождении малышку с ангельским личиком и небесно голубыми глазами назвали Варварой. Но через несколько дней мать настояла на том, чтобы девочку нарекли Ольгой. В свидетельстве о рождении так и записали: Ольга Аросева. Популярная советская актриса родилась в семье дипломата и долгое время провела с родителями за границей. Вернувшись в Москву, девочка поняла, что без театра ей не жить. Правда, ее путь на большую сцену был долгим и непростым. Она выступала в цирке, поступила в Московское театральное училище, но, не закончив его, стала работать в Ленинградском театре комедии. Затем был Московский театр сатиры.

Ольга Аросева никогда не жалела о том, что так и не получила корочку о высшем образовании. А зрителю, который обожал актрису и ходил на нее в Театр сатиры более 50 лет, это было абсолютно безразлично. Всесоюзная популярность к Аросевой пришла вместе с программой «Кабачок «13 стульев». Роль пани Моники, которую актриса блестяще играла на протяжении 15 лет, стала для нее судьбоносной. Предложения о съемках в кино посыпались как из рога изобилия. Аросева стала узнаваема, богата и признана. О любвеобильности актрисы слагались легенды. Она была четыре раза замужем и не скрывала, что множество раз состояла в гражданском браке. Детей Ольге Александровне Бог не дал. Последние годы жизни она провела в своем большом загородном доме в поселке Абабурово.

В репертуаре Московского театра сатиры она все еще играла главные роли. В последнем сезоне Аросева выходила на сцену в трех спектаклях, два из которых после смерти актрисы будут закрыты. «Я не могу себе представить никого другого, кто бы мог так перевоплощаться», — признался Роман Виктюк, решив не возобновлять в новом сезоне «Реквием по Радамесу». «Напишите, что это была великая актриса», — сказал «ФАКТАМ» Михаил Державин. Народный артист России, популярный пан Ведущий из «Кабачка «13 стульев», к сожалению, не сможет приехать на прощание с Ольгой Александровной в Театр сатиры. Буквально накануне его положили в госпиталь на плановое обследование. Актриса умерла в воскресенье, 13 октября, в одной из московских больниц после продолжительной болезни. О работе с ней вспоминает актриса Театра сатиры, народная артистка России Зоя Зелинская — пани Тереза из «Кабачка».

— Ольга Александровна была очень непростым человеком, — вспоминает Зоя Николаевна. — Об этом знали все. У Аросевой была сложная жизнь, поэтому она боролась за себя, свое существование, профессию. Ей все давалось нелегко, но поскольку Ольга была человеком ярким, эмоциональным, иногда ей приходилось драться, распихивать всех локтями, отстаивая свою позицию. Она прибегала ко всем способам — дозволенным и не очень.

*Зоя Зелинская многие годы работала вместе с Ольгой Александровной в Театре сатиры

— В Московском Театре сатиры, где вы обе служили, Ольга Аросева долгое время была на второстепенных ролях.

— Более того, ее на целых десять лет вообще отстранили от спектаклей! Главный режиссер нашего театра Валентин Плучек был человеком очень щепетильным в том, что касалось всевозможных интриг. В конце концов Валентин Николаевич лишил Аросеву права работать. Сказал: «Вы можете пребывать в труппе, но играть не будете». И десять лет она не играла. Мне было безумно жаль Ольгу Александровну, хотелось ее поддержать. В нашем театре был замечательный спектакль «Дом, где разбиваются сердца», поставленный по пьесе Бернарда Шоу. У Аросевой была в нем роль леди Аттеруорд. И вот Плучек снимает ее с этой роли и назначает другую актрису. В то время заведующим актерской труппой театра и режиссером был мой супруг Георгий Зелинский. Он возразил Плучеку: «Я не могу этого сделать. Это последняя роль, которая осталась у Аросевой». Плучек очень разозлился и заявил, что я и мой супруг его предали. В результате из-за этого конфликта я лишилась двух спектаклей: «Женитьбы Фигаро», где должна была играть графиню, и «Ревизора». А моему супругу пришлось уйти из театра. Вот такая была драма.

— Ольга Александровна поняла, что все случилось из-за нее?

— Она очень хорошо это осознавала. Десять лет спустя мы помирили ее с Валентином Плучеком. Аросева вернулась в работу. Помню, шел спектакль «Затюканный апостол», вдруг ко мне в гримерную вошел Валентин Николаевич: «Зоя Николаевна, хочу вам сказать, только что ко мне приходила Ольга Аросева и просила отдать ей вашу роль». Я просто обалдела. Плучек посмотрел на меня пронзительно и добавил: «Я, конечно, не отдал. Хочу, чтобы вы просто знали о ситуации…» Что вам сказать, театр — дело непростое. Но Ольга Аросева была человеком необыкновенной силы, невероятной воли и умения постоять за себя.

— Аросева была очень популярной актрисой, собственно, не имея законченного театрального образования.

— У нее не было совершенно никакой театральной школы. Но она очень самобытная актриса. В конце концов она сама для себя определила некую систему. Не Станиславского, а Ольги Аросевой. Мало того что она сама играла по этой системе, так еще и заставляла делать это других. У Ольги было удивительное ощущение роли. Она всегда заранее просчитывала, где будут аплодисменты, где зритель будет смеяться, сидеть молча, плакать. Ее схеме были подчинены и все партнеры. Когда актер на репетиции говорил реплику, тут же откликалась Ольга Александровна: «Да нет же, это реприза! А репризы бывают только в цирке и на эстраде». Ей в голову не приходило, что она сама работала репризами. Ведь в свое время она училась в цирковом училище. Но самое интересное, что она имела невероятный успех у зрителей. Ее обожали.

— Говорят, и мужчины лежали у ее ног?

— У Ольги Александровны было четыре законных супруга и масса романов. Мужчины действительно окружали ее всю жизнь. Не могу сказать, что ей для этого стоило лишь повести бровью. Но перед напором и энергией актрисы никто не мог устоять. Знаете, сейчас мы в театре горько шутим: «Господи помилуй, она попадет на небеса и там в ряд как выстроятся все ее возлюбленные… Ой, что будет». Ну что поделаешь, вот такой она была, наша Оля Аросева.

— Правда, что в популярную советскую программу «Кабачок «13 стульев» Ольга Александровна попала благодаря вам?

— Первой актрисой, которой я позвонила, когда мой супруг задумал эту передачу, была Оля Аросева. В то время не существовало еще никакого «Кабачка», названия, персонажей, никакой Моники, Терезы. Мой супруг был заведующим режиссерским управлением, куда стекались все новые тексты и заявки. «Кабачок «13 стульев» сначала представлял из себя просто несколько разрозненных сценок с двумя героинями. Помню, Георгий принес этот текст домой, дал почитать, мне понравилось. Там был один монолог, который назывался «Женщина с сумкой». Мне показалось, что он написан специально для Оли. Я тут же позвонила ей, прочитала текст по телефону, и Оля за него ухватилась. Сначала она стала дамой с сумкой. После одобрения руководства программа запустилась в производство.

*Пользовавшиеся бешеной популярностью у советских зрителей герои «Кабачка «13 стульев» пан Владек (Роман Ткачук), пани Моника (Ольга Аросева), пани Тереза (Зоя Зелинская)

Первым ведущим «Кабачка» стал замечательный актер Александр Белявский. Внешне он был совершенно западным человеком. Мы стали читать польские журналы, и герои приходили именно оттуда. В то время Аросева была совершенно свободна от театра, она ничего не играла, поэтому все силы бросила на «Кабачок». Пани Моника стала спасательной соломинкой для Ольги. Актриса требовала себе большее количество сцен, чтобы ее выход был последним. Она была совершенно великолепна в образе пани Моники. В ее творческой биографии открылось второе дыхание. Аросеву стали приглашать в кино. Она появилась в небольших ролях в замечательных картинах «Берегись автомобиля» и «Старики-разбойники».

— Это были роли милых, душевных, добрых женщин.

— Они прекрасно удались Ольге Александровне. Хотя на самом деле… Впрочем, о покойниках или хорошо, или никак. В чем нельзя отказать Аросевой, так это в умении все в жизни воспринимать с положительной стороны. Она сполна отдавалась своим чувствам. Была неуемна в творчестве и любви. Оля всегда много курила, причем исключительно «Мальборо», но ей удивительно шла сигарета. Она могла выпить рюмку, блестяще играла в преферанс. Все человеческие слабости были ей не чужды.

— Последние годы жизни Аросева считалась ведущей актрисой Театра сатиры.

— После смерти легендарной Татьяны Пельтцер она уверенно заняла место ведущей актрисы в театре. Иногда мне казалось, что Ольгу Александровну побаивается даже сам Ширвиндт. Она умела поставить себя в коллективе.

— Теперь стало известно, что Ольга Александровна уже давно была больна.

— Два последних года тяжело болела. Лечилась в Красногорском военном онкологическом госпитале. Это продолжалось долго, мучительно для ее здоровья. Ольге пришлось пройти химиотерапию, после которой пострадали печень, сердце, почки. Но какая же невероятная у нее была сила духа, что до последней минуты она находилась в сознании. Кстати, жива еще старшая сестра Ольги Елена, которой исполнилось 90 лет. Никогда никаких близких родственников в молодые годы Аросевой рядом с ней не было. И лишь в конце жизни появились племянники, которые стали заботиться об актрисе. Видимо, и сама Ольга уже устала быть сильной…

— Она часто напоминала, что родилась в один день с Иосифом Сталиным.

— Видимо, это отложило отпечаток на ее характере. Раньше Ольга часто рассказывала в интервью о том, что едва ли не сидела на коленях у Сталина, будучи ребенком. Чепуха! Это все она придумывала, а потом сама начинала верить в эти истории. Натура у нее была такая. Как и ее история о дворянском происхождении. Помню, как-то Ольга привела в театр свою мать, очень славную женщину. Аросева была совершенно на нее не похожа. Она пошла в отца, который по национальности был мордвин. У него было круглое лицо, широко посаженные глаза. Ольга получилась его точной копией. И характером тоже в него. Сила духа у Аросевой была невероятная. В общем, могучая была тетка.