Інтерв'ю

Елена Санаева: «Во время нашей первой сцены Быков так впился в меня поцелуем, что губы мои распухли»

8:00 — 19 жовтня 2013 eye 6563

Известной российской актрисе исполняется 70 лет

Актерская профессия была прописана Елене Санаевой с детства. Отец — известный советский актер Всеволод Санаев, обожавший дочь, часто брал девочку на съемки. Правда, о том, что Елена поступила в ГИТИС, узнал одним из последних. Елена Всеволодовна говорит, что независимый характер у нее от отца.

Санаева закончила мастерскую Михаила Царева и стала одной из любимых актрис Василия Шукшина. Пока в ее жизни не появился Ролан Быков, изменив судьбу актрисы навсегда. Она оставила мужа, забрала ребенка и ушла к Ролану Антоновичу, который был старше ее на 14 лет. Вместе они сыграли в нескольких картинах, самым ярким стал дуэт кота Базилио и лисы Алисы в «Приключениях Буратино». С появлением в жизни Санаевой Ролана Быкова другие режиссеры стали ее реже приглашать. Но она не страдала — смыслом жизни стал для Санаевой супруг. В этом месяце исполнилось ровно пятнадцать лет, как ушел из жизни Ролан Быков. Елена Всеволодовна признается, что до сих пор сверяет свои мысли с ним, как будто он все еще жив…

«Отец учился в ГИТИСе, а по вечерам разгружал вагоны»

— Елена Всеволодовна, надо признать, вы всех запутали с датой своего рождения.

— Есть такое. В паспорте один год стоит, в интернете указан другой. Например, Первый канал поздравил меня с юбилеем еще год назад. Но праздновать его я буду только сейчас. Так что вы не опоздали. Хотя, с другой стороны, ну какая уже разница, какого я года? У меня день рождения 21 октября, пусть этого будет достаточно для поздравлений.

— Мы, конечно, присоединяемся. И что, банкет закатите?

— Никакого застолья не будет, по крайней мере, я его не планирую. Накануне, 20-го, я возвращаюсь из довольно тяжелой поездки в Красноярск, где буду гостьей на кинофестивале имени Марины Ладыниной. Он проходит там уже третий раз. Везу картину Ивана Пырьева «Любимая девушка», в которой вместе с Ладыниной снимался мой отец Всеволод Санаев. Папа был тогда еще начинающим киноактером, красоты необыкновенной, с гривой черных волос. Помню, папа рассказывал, как на съемках все буквально боялись лишнее слово произнести при Пырьеве. Он был всемогущ! Если Пырьев был недоволен каким-то актером, его судьба в кино быстро сходила на нет.

— Одну из первых ролей ваш отец сыграл в легендарной картине Григория Александрова «Волга-Волга».

— Даже две роли! Он был юным музыкантом и старым лесорубом на корабле. Папа рассказывал, что во втором эпизоде его никто не узнал. Ему прилепили окладистую бороду, которая сразу добавила лет тридцать. Он шутил: «Лель, запомни, это была моя первая серьезная возрастная роль…»

— Известно, что вы были папиной дочкой.

— Да, я никогда не скрывала того, что была ближе к отцу. Он был для меня другом, наставником, примером. Папа — человек удивительной судьбы. Вспоминал, как еще в детстве в Туле впервые пошел с мамой в театр. Это был спектакль «Дядя Ваня» приехавшего на гастроли МХАТа. На папу игра актеров произвела огромное впечатление, и он понял, кем хочет быть. Никто в его семье не имел отношения к актерству и вообще к творческой профессии. Папа закончил всего четыре класса школы, а потом работал помощником мастера на гармонной фабрике в Туле. У отца был стопроцентный слух. Когда родители узнали, что их сын собирается в Москву поступать в театральный вуз, они решили, что он просто сошел с ума. Предвещали ему голодную смерть в столице. Но папа если принимал решение, то никогда не отступал от своего. Он уехал, поступил в ГИТИС, а по вечерам разгружал вагоны, чтобы заработать себе копейку на жизнь. Потом сбылась еще одна его заветная мечта — он стал актером МХАТа. Причем в тот год из 700 выпускников театральных вузов лишь три оказались достойны этой знаменитой сцены.

— Однако через несколько лет Всеволод Санаев оставил этот театр.

— Папа всегда думал о своей семье. В то время он был уже женат на моей маме, у них родился сын Алеша (к сожалению, он умер от болезни во время войны). Семья жила в небольшой комнатке в коммунальной квартире. Денег не хватало, актерам МХАТа неохотно разрешали играть в кино. Что касается работы на сцене, то тогда были еще живы корифеи МХАТа и, естественно, все заметные роли были отданы им. В конце концов папа решил уйти из театра и, по-моему, никогда об этом не пожалел. У него сложилась счастливая жизнь в кино.

«То, что я вышла замуж за известного режиссера, ничего для меня как актрисы не изменило»

— Ваши родители ведь познакомились в Киеве?

— Папа с театром был на гастролях в вашем замечательном городе. А мама, красавица Лидочка, учившаяся на филологическом факультете университета, оказалась большой театралкой. Они познакомились с папой после одного из спектаклей, попав в шумную компанию. Папа рассказывал, что мимо мамы нельзя было пройти — высокая, стройная, симпатичная и очень бойкая девушка. Он влюбился в нее с первого взгляда. А через месяц они уже уехали в Москву как муж и жена. Знаете, в их жизни много всякого случилось, она не была идеальна, но они прожили вместе более 50 лет! Папа пережил маму всего на девять месяцев и, умирая, говорил лишь о том, как ему не хватает его Лидочки…

*Будучи совсем еще молоденькой девушкой, Елена вместе со своим знаменитым отцом Всеволодом Санаевым побывала в Киеве

— Павел Санаев, ваш сын, написав повесть «Похороните меня за плинтусом», очень откровенно поведал о жизни семьи Санаевых.

— Он посвятил эту книгу Ролану Быкову. Да, там есть вещи, которые могут смущать. Особенно, где речь идет о моей маме, его бабушке. Но надо признать, несмотря на тяжелый характер, она была человеком, безумно любившим свою семью. Мама потеряла в войну пятилетнего сына и пережила шок. Поэтому она всю силу своей любви направила на меня. Я родилась слабенькая, болезненная. В пять лет перенесла желтуху, перестала ходить, и врачи не знали, как восстановить мое здоровье. Чтобы я дышала свежим воздухом, мама каждый день на руках носила меня через несколько улиц в маленький парк. Потом ее сумасшедшая любовь перешла на моего сына Пашу, который тоже постоянно болел.

— Родители не приняли ваш брак с Роланом Быковым.

— Категорически! Когда папа первый раз увидел Ролана в коридоре «Мосфильма», он сказал, что мы с ним «не монтируемся». Я была на голову выше Быкова, сделанная совершенно из другого теста. Но энергии Ролана противостоять было невозможно. Я поняла это еще во время нашей первой встречи, в Одессе, на съемках фильма «Докер». Я попала на площадку одной из последних. Ролан нервничал, он не знал, что за актриса будет играть его жену. Потом говорил, что влюбился в меня с первого взгляда. Я лишь помню, что во время нашей первой сцены он так впился в меня поцелуем, что губы мои распухли. Но сдалась я не сразу, ему пришлось меня завоевывать. Конечно, мои родители были против этого союза.

*Супруги Ролан Быков и Елена Санаева снялись вместе в «Приключениях Буратино», сыграв Кота Базилио и Лису Алису

— Они одобрили желание дочери стать актрисой?

— Признаюсь, я об этом никогда не думала. Мне даже трудно сейчас вспомнить, о чем вообще я мечтала в детстве. Уж точно не о сцене. Но все случилось как-то само собой. Однажды зимой я встретила девочку из параллельного класса, и она сказала, что в ГИТИСе объявили дополнительный набор студентов. Думаю, а почему бы не попробовать? Родителям сказала об этом, когда прошла уже второй тур. Мама была в ужасе, а папа отреагировал очень сдержанно. Он был человеком без «ахов» и «охов». Помню, лишь сказал: «Мы, Санаевы, народ талантливый. Но нам надо пробиваться…» В актерской профессии все непросто.

— Особенно для женщин.

— Это жестокая профессия. Тебя все время выбирают, до самой смерти. Ролан Быков говорил: «Для того чтобы у одного получилось, у тысячи должно не получиться…» То, что я вышла замуж за известного режиссера, ничего для меня как актрисы не изменило. Мы не стали работать в паре, как Александров с Орловой или Пырьев с Ладыниной. Ролан Антонович как художник сложился до меня и специально подстраиваться под амплуа Санаевой не собирался. А я не из тех, кто берет мужа за горло. Когда Ролан снимал «Нос» и денег на картину выделили очень мало, я делала всю работу помощника режиссера и параллельно сыграла небольшую роль. Затем он приступил к «Чучелу», и сразу было понятно, что роль учительницы будет моей.

— В этой картине ведь должен был играть и ваш отец? Роль, которую потом получил Юрий Никулин.

— Изначально на роль дедушки Чучела пробовался сам Ролан Антонович. Причем два раза, но так себя и не утвердил. Тогда Быков решил пригласить моего отца. Я страшно обрадовалась, думала, что эта работа сможет их примирить. Папа собирался уже выезжать на съемки, когда об этом узнала моя мама. Она поняла, что соберутся вместе я, Паша, который там тоже играл, Ролан, мой отец, и закатила дома такой скандал, что папа слег с сердечным приступом. Мужу пришлось быстро менять свои планы и пригласить в картину Юрия Никулина, который, к счастью, в то время не был занят.

— За эту картину Ролан Быков получил Государственную премию, большие деньги.

— Ролан Антонович всегда хорошо зарабатывал. Кроме того что он снимал картины, в свободное время мы вместе от общества «Знание» и бюро пропаганды киноискусства ездили на концерты. Это были сольные вечера Ролана Быкова. Помню, выступали и у вас во Дворце «Украина». Так что у нас никогда не было безденежья, мы имели все, что хотели. Могу признаться, что все 25 лет нашей совместной жизни я была просто задарена Роланом Антоновичем.

— О чем вы сейчас мечтаете?

— Чтобы было здоровье, которое поможет мне еще немного пожить. Хочу ни от кого не зависеть ни материально, ни морально, ни физически. Это моя просьба к Господу Богу…